Творческий портрет классного руководителя (из опыта работы над классным самоуправлением)
статья на тему

Варламова Светлана Леонтьевна

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. В каждом классе существует своя система самоуправления. Об этом и моя статья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варламова С.Л., учитель МБОУ гимназии № 44 имени Деева, г. Ульяновск

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Варламовой Светланы Леонтьевны

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. В каждом классе существует своя система самоуправления. И в моих тоже. В этом году у меня 5 А.

Описание системы самоуправления в классе

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива (1-2 раза в полгода), непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Органы самоуправления класса входят в систему общешкольного самоуправления: город Эверест является субъектом ФР Гардарика.  Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность; демократизм; гуманизм; социальная направленность; творчество; вариативность; самостоятельность.

Цель классного самоуправления - формировать саморазвивающуюся, активную, самостоятельную личность с чувством гражданской и социальной ответственности за самого себя и окружающих людей, уважительно относящуюся к нормам коллективной жизни.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители.

Классное собрание путем открытого голосования избирает мэра и его заместителя (старосту). В период между классными собраниями органом ученического самоуправления является мэрия, возглавляемая мэром класса. Туда входят заместители мэра по различным направлениям работы. Мэр сам выбирает себе помощников (их 5), которые набирают для себя команду. Эта команда является ТВОРЧЕСКОЙ группой (в 5-6 классе постоянный состав, далее - сменный), она и осуществляет работу в классе. Группы сами выбирают для себя род деятельности в зависимости от плана работы класса, выбирают то мероприятие, за проведение и организацию которого они будут отчитываться перед мэрией. Поэтому заместители мэра на своем заседании ( 1-2 раза в месяц) имеют право поощрить группу флажком «своего» цвета (СМИ – желтый, Культура – зеленый и т.д.)

Эта акция называется – ДОБРОЕ ДЕЛО и наглядно представлена в классном уголке. Поэтому все заместители мэра могут обратиться к разным группам (не только к своей!) с просьбой помочь им выполнить задание: проверить дневники, организовать экскурсию, помочь в проведении соревнования и т.д. Сначала они все делают со своей группой, но со временем к ним присоединяются и другие.

Так мы попытались решить проблему того, чтобы инициатива исходила от самих учащихся и чтобы в организации КТД приняло участие большинство граждан г. Эвеест.

            Заместители в свою очередь привлекают и своих родителей, которые автоматически становятся помощниками членов родительского комитета. Например, мама заместителя мэра по СМИ помогает ему в этом, а также решает проблемы класса в этом направлении. Это положение было утверждено на классном родительском собрании.

            Классное собрание решает вопросы жизни классного коллектива:

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.

Мэр класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); контролирует выполнение заданий.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности мэр класса входят в Совет мэров гимназии и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год к ним автоматически присоединяются родители заместителей мэра. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Презентация к выступлению на ГМО классных руководителей (из опыта работы)

Презентация иллюстрирует конспект по теме "Здоровьесберегающие технологии как ресурс образовательной среды" (из опыта работы)...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя...

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...