Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя
план-конспект урока (7 класс) по теме

Дмитриева Ирина Валерьевна

Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_pedag._deyat-sti.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий педагогической диагностики.

                                                                                 Дмитриева Ирина Валерьевна,

                                                                                  классный руководитель 7А

                                                                                        МОУ гимназии

                                                                             

Инструментарий педагогической диагностики классного руководителя   представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания, с помощью которых он осуществляет формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека. У каждого педагога складывается свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с воспитуемыми.

Систематическое наблюдение за своими воспитанниками – это уже диагностическая деятельность, к которой я часто прибегаю в работе классного руководителя. При этом для обсуждения принципиальных вопросов, я пользуюсь другим инструментарием: тесты, анкеты, беседы и др.

В диагностической деятельности я могу выделить следующие аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения обучающихся результатов диагностики, контроль за воздействием на обучающихся различных диагностических методов. Главными принципами диагностирования педагогическая наука называет систематичность, объективность и наглядность.  

В воспитательной работе я иногда использую те формы, которые чаще применяются в обучении (например, лекция, рассказ, объяснение и др.). Это вполне правомерно. Их отличие состоит лишь в содержательном компоненте – в обучении они направлены преимущественно на формирование системы знаний, а также познавательных или профессиональных навыков и умений в воспитании на формирование или развитие личностной сферы человека.

Методы воспитания, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.

Взаимоотношения с детьми я строю с опорой на знание детской возрастной психологии, ведь дети на каждом возрастном этапе требуют к себе особого подхода:

-в 5 классе – детей надо было, с одной стороны, собрать в единый коллектив, а с другой стороны – раскрепостить, помочь каждому ребенку раскрыться;

-в 6 классе – у некоторых ребят ослаб интерес к учебе, требовалось педагогическое вмешательство;

- в 7 классе – появились трудности во взаимоотношениях с родителями.

 Все эти проблемы разрешались мной при содействии педагога-психолога.

Планируя коллективную деятельность в классе, я делаю акцент на активное и заинтересованное участие в ней каждого ребенка, проявление его индивидуальности, актуализации жизненного опыта. Стараюсь предоставить обучающимся возможность заниматься такой деятельностью, которая обогатит их жизненный опыт, позволит развить свои способности. Примером такой деятельности может служить и их деятельность в Совете музея, и работа в отряде ЮИД, и занятия в театральной студии. Все эти коллективные дела предполагают различные интерактивные формы работы: участие в массовых городских и гимназических мероприятиях, работа в лекторских группах, разработка сценариев, изготовление костюмов и атрибутов выступления, подбор музыки и др.

Все эти формы работы способствуют самореализации и самоутверждению личности каждого ребенка, а кроме этого, у них развиваются организаторские способности, умения выступать публично, мобилизуются интеллектуальные силы.  

Ребят при этом объединяет общее коллективное дело и провозглашаемая  общая гуманистическая идея – ценность жизни людей.

Каждый из названных педагогических инструментов воспитательных технологий отражает ее конкретную сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значимая роль отводится методам воспитания.

Педагогические методы воспитания  предполагают воздействие на сознание ребенка. В основу их классификации Ю.К.Бабанским  положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе: методы формирования и коррекции сознания личности воспитуемого, методы организации воспитательной деятельности и методы ее стимулирования.

В то же время что отмечается опытными педагогами и замечено мной, что очень эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы – психологической. Действие этих методов направлено на подсознание воспитуемого. Наиболее эффективными из них являются  методы:

·       невербального воздействия, средствами которого выступают мимика,  жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса и др.;

·            эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение,  нравственное поучение и др.);

·       рационального воздействия (основное средство - внушение).

Эти методы я использую в практике работы.

Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. С помощью несложных заданий педагогу (и мне в том числе) удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его обработке и получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тестирование я провожу как индивидуально, так и с группой ребят.

Результаты педагогической диагностики я использую для планирования и оперативной корректировки плана работы с классом, для снятия проблем, возникающих в классе, индивидуальных, а при необходимости и классных бесед с родителями.

          Педагогическая диагностика помогает мне:

- оптимизировать процесс воспитания каждого обучающегося,

-определить правильное определение результатов воспитания,

-свести к минимуму педагогические ошибки и просчеты,  

Диагностика, направленная на улучшение результатов воспитательного процесса, помогает классному руководителю:

-осуществить своевременную коррекцию действий в случае неверной оценки результатов воспитания,

-определить пробелы в воспитании обучающихся или подтвердить успешность результатов воспитания,

-спланировать следующие этапы воспитательного воздействия на личность или классный коллектив,

-изменить условия воспитания.

        Участие нашего класса в ежегодном гимназическом конкурсе «Класс года» заставило нас скрупулезно собирать материалы всех наших успехов и побед, создавая портфолио класса. Сейчас это объемная папка, в которой собраны все полученные классом и каждым воспитанником дипломы, грамоты и где запечатлены на фотографиях все наши коллективные дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Диагностика классного руководителя

Особое место в работе классного рууководителя занимает диагностика  классногоколлектива....

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"

Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Педагогический совет "Социально-педагогическая работа классного руководителя"

  Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают...

Диагностика классного руководителя (обобщение опыта)

Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управл...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....