Классный час "Выбор профессии - это серьёзно"
классный час (10 класс) на тему

Калиниченко Наталья Эдуардовна

Представленный материал можно использовать для профориентационной работы со старшеклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_professii.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Выбор профессии – это серьёзно»

Калиниченко Н.Э. МБОУ лицей г. Лобня Московской области

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о выборе профессии.

Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.

Выбор профессии – это важный и ответственный шаг, к которому надо подойти очень серьёзно.

Что же означает сам термин профессия?

Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.

Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.

По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.

“Специальность”  – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. Например,  профессия – врач. Специальность – хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

В документе “Единый тарифно-квалификационный справочник”, насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России. А спросом пользуется несколько сотен.

Накопленные у людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. Есть такое утверждение: “Все профессии нужны, все профессии важны”. Как выбрать именно ту, которая подойдёт вам?

Профессор МГУ Рыхлевская Елена Ивановна, занимающаяся вопросами профориентации, считает:

1.Профессия должна быть интересна.

2.Важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие данной профессии.

3.Твоя профессия должна совпадать с твоим характером.

Таким образом, формула выбора профессии складывается из трёх составляющих. Каких же?

(Выступление Бутырева Филиппа).

  1. Интересна и привлекательна “ХОЧУ”

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

  1. Доступна и посильна “МОГУ”

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

  1. Имеется спрос на рынке труда “НАДО”

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

- Как вы думаете от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека)

- Верно. Всё, что вы назвали относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.

(Выступление Фадеевой Татьяны).

- Давайте посмотрим на рисунки и догадаемся, какой тип темперамента у этих людей. (Работа по рисункам).

 

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.

Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузов.

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 года, созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.

Мы хотим дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента?

(Выступления ребят: Коршунова Влада, Куровой Виктории, Козловой Татьяны, Тагаевой Регины).

Рекомендации по выбору профессии с учетом темперамента.

Сангвиник.

  • Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.
  • Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, медсестра общего профиля, психолог, воспитатель, организатор,  продавец, официант, инженер-технолог и другие. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.

Холерик.

  • Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать. 
  • Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и другие. Обладает вербальными способностями.  Избирает задачи, позволяющие ему проявить            свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Флегматик.

  • Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, не инициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. С подчиненными-флегматиками необходимо держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать и поощрять их инициативу. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.
  • Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном,   водитель, научные – ботаник, астроном, физик,     математик.

Меланхолик.

  • Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая,         он может быстро уставать. Противопоказана деятельность,  требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы).

  • Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь,  токарь, радиомеханик и др. Склонность к         творчеству, практическому труду и наблюдательности.

А сейчас Антонова Аня расскажет о результатах тестирования типов темперамента в наших десятых классах.

Выступление Антоновой Анны.

Мы познакомились с советами по выбору профессии с учётом вашего темперамента. Существует ещё одна классификация профессий – по предмету труда. В зависимости от этого все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».

Сейчас ребята дадут вам рекомендации по выбору профессии с учётом этих категорий.

(Выступления ребят: Антоновой Анны, Аргунова Андрея, Марданова Тимура, Гейдарли Гульнары, Зубачёвой Дарьи).

Тип профессий

Требования к профессии

Профессии

Человек-человек

Профессиям этого типа предъявляют требования к таким качествам как умение устанавливать, поддерживать деловые контакты, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Врач, милиционер, соц.работник, продавец, менеджер, охранник, педагог, адвокат, психолог, страховой и коммерческий агент.

Человек-техника

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Электрик, водитель, столяр, токарь, швея, автослесарь, инженер-технолог, инженер-конструктор.

Человек-знаковая система

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Кассир, программист, экономист, налоговый инспектор, бухгалтер, аудитор, редактор, оператор ЭВМ, телефонист.

Человек- художественный образ

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

Хореограф, архитектор, кондитер, художник, артист, журналист, парикмахер-модельер, музыкальный руководитель.

Человек-природа

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Эколог, ветеринар, флорист, геолог, лаборант, фармацевт, астроном, биолог, садовод.

Наташа Курзенёва расскажет о результатах тестирования типов профессии по предмету труда в наших десятых классах.

Выступление Курзенёвой Натальи.

Выбирая профессию, мы руководствуемся такими факторами, как мнение родителей, знакомых, престижность профессии, информацией из различных источников. Не всегда мы можем объективно оценить ситуацию.

В этой связи можно сформулировать следующие распространённые ошибки в выборе профессии:

Первое заблуждение — выбравший престижную профессию иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него. Но общество оценивает профессию одними мерками – ее редкостью, экзотичностью, новизной, например, а конкретного представителя этой профессии – совсем другими. Встретить вас могут и по одежке: «Ах вы, физик?» Но потом обязательно поинтересуются, а какой вы физик.

Второе заблуждение — это когда человек считает, что престиж профессии вечен и неизменен. Но людские привязанности не всегда бывают постоянными. Если заглянуть в далекое и даже не очень далекое прошлое, можно легко убедиться в этом. Например, было время, когда актеров не пускали на порог приличного дома. И, наконец, пример совсем свежий: опросы общественного мнения, в основном в школах, показали, что за последние десять лет снизился престиж профессий летчика, физика, конструктора, а престиж товароведа, кулинара, официанта вырос.

Третье заблуждение  — это расчет на широкую известность. Но прикиньте: в одной Москве тысячи актеров, а многих ли вы знаете в лицо или хотя бы по именам? Как и в любой другой работе, есть люди более талантливые и менее талантливые

Четвертое заблуждение — оценка престижной работы только с парадной стороны. Что делает журналист? Ездит в командировки, видит разные города, а может, и разные страны, пишет очерки, рассказывая о том, что видел, и получает массу благодарственных писем. Но за всем этим лежит огромный труд! И какой!

Пятое заблуждение — родители считают, что лучшим для ребёнка будет соблюдение семейной трудовой династии. Чаще всего родители – добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, –  например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей.

Шестое заблуждение – когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Так что одно дело – получать пятерки за основы, совсем другое –  углубиться в науку или в профессию, связанную с ней.

А сейчас мы увидим и услышим наших выпускников лицея, кто сделал свой успешный профессиональный выбор. Это Смышляев Евгений Викторович, выпуск 2000 года и Ракова Любовь Олеговна, выпуск 2008 года.

Видеоролик.

Многие из вас, нынешних десятиклассников, уже определились с выбором профессии. Давайте услышим обоснование вашего выбора профессии.

Выступление Горностаевой, Бутырева, Власова, Бутузовой, Аргунова.

Сейчас вам предстоит выполнить такое задание: по опорным словам надо угадать профессию.

Угадывание профессий.

  • Проект, план, гармония, конструкции, здания, памятники (архитектор)
  • Новости, современность, люди, оперативность, факты (журналист)
  • Фондовая биржа, агент, валюта, купля-продажа ценных бумаг (дилер)
  • Ревизия бухгалтерских книг, документов и отчетности (аудитор)
  • Компьютер, приём посетителей, ведение делопроизводства (секретарь)
  • Локомотив, рельсы, светофор, пневматический кран, ответственность (работник железной дороги)
  • Клиенты, вклад, сберегательная книжка, аккредитивы, личный счет (работник банка)
  • Граница, нарушитель, товары, документы, контрабанда (работник таможни).

В следующем задании надо догадаться, о каких профессиях говорится в пословицах.

Угадывание профессий по пословицам.

О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Военнослужащий

  1. Береги землю родную, как мать любимую.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кузнец

  1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
  2. Куй железо, пока горячо.
  3. Не огонь железо калит, а мех.

Повар

  1. Что в котел положишь, то и вынешь.
  2. Недосол на столе, пересол – на спине.
  3. Не котел варит, а стряпуха.
  4. Кашу маслом не испортишь.

Портной

  1. Не игла шьет, а руки.
  2. Как скроишь, так и тачать станешь.
  3. Как шьется, так и носиться.
  4. Где шьют, там и порют.

Шофер

  1. Обратная дорога всегда короче.
  2. Умный товарищ – половина дороги.

Хлебороб

  1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  2. Зерно в косу – торопись жать полосу.
  3. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
  4. Жать – не дремать.

В наше время появляется много новых профессий. Давайте попробуем в них разобраться. Что вы знаете о следующих профессиях?

В мире новых профессий.

Тренд-вотчер – появление новых тенденций среди потребителей.

Спичрайтер – составление речей, докладов государственным деятелям.

Коллектор – специалист по возврату долгов.

Логистик – менеджер по таможне и транспорту.

Рейдер – специалист по захвату чужой собственности (недвижимости).

Коучер – консультант руководителя по созданию структуры персонала, проводит психологические тренинги.

Блогер – размещение скрытой рекламы в собственном блоге.

Шопер – консультант по стилю одежды.

Дополнительный материал.

Согласен ли ты со следующими утверждениями?

  •  профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.

Анкета.

1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.

2). Какую профессию хотите выбрать вы?

3). Какую профессию вам советуют выбрать родители?

4). В чем преимущества вашей будущей профессии?

5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.

6). Какие качества характера необходимы в данной профессии?

7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.

8). Какую профессию вы точно не выберете?

В заключение нашего разговора мы хотим вам дать следующий СОВЕТ:

Окончательный выбор только за тобой, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.

Главное  – интерес;

Запомни: способности формируются в деятельности.

Привыкай работать, трудиться.

Чтоб воздухом мирным дышала земля,

Чтоб щедрыми были родные поля,

Чтоб счастье, как солнце сияло всегда,-

Да здравствует радость и доблесть труда!

Чтоб вольно паслись и плодились стада, -

ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАДОСТЬ  И   ДОБЛЕСТЬ ТРУДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повыси...

Классный час в 11 классе Выбор профессии – это серьёзно!!!

Цели классного часа1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.3. Учить соотносить наличие способностей, ск...

классный час "Выбор профессии дело серьёзное"

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....

Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное

Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...

Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".

Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»

Цель: расширение знаний о профессиях и подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессииЗадачи:дать представление о разных профессиях;развивать самостоятельность и коммуникативные способности...