Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок"
рабочая программа (5 класс) на тему

Ленёва Галина Владимировна

Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок". Предназначенна для развития познавательных способностей воспитанников. Составлена и разработана на базе программ Холодовой О.А, Керова Г.В, Мищенковой Л.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКУСО «ЦПД Свердловского района г.Иркутска»

Принята

На методическом объединении

педагогов.

Протокол № «_____» от «_____»

Рабочая программа спецкурса

«Магазин головоломок»

(Развитие познавательных способностей воспитанников по программам Холодовой О.А, Керова Г.В,Мищенкова Л.В)

Воспитатель Ленёва Г.В.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  • Актуальность программы
  • Цель программы
  • Задачи программы
  • Прогнозируемый результат
  1. Календарно – тематическое планирование занятий
  2. Список литературы.
  1. Пояснительная записка
  • Актуальность программы

Данная программа рассчитана на воспитанников пятого класса детского дома, так как половина детей данного класса в четвёртом классе обучалась по программе компенсирующего обучения.

Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуации 5 класса ставит перед воспитанниками задачи качественного и нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на данном этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

       Учитывая индивидуальные особенности детей классов компенсирующего обучения, как в познавательной сфере (неустойчивость внимания,  бедный словарный запас, кратковременность памяти и т.д), так и в эмоционально волевой сфере (повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия). Перечисленные факторы, а также особенности возраста указывают на необходимости занятия детей по данной программе.

           Материал занятий включает много нестандартных задач, старинных задач и способов их решения, развивающих упражнений и заданий в различных областях. Упражнения на тренировку слуховой, зрительной памяти. Упражнения на развитие логического мышления, увеличения словарного запаса.

       В процессе занятий формируются обще-учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности воспитанников, воспитывается стремление у детей взаимопомощи в процессе работы. Данная программа создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формируется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства уверенности в своих силах. Во время проведения занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, необоснованное беспокойство. Занятия проводятся четыре раза в месяц по 40 минут.

  • Цель: программы: Интеллектуальное развитие воспитанников, адаптация учащихся к среднему звену.
  • Задачи программы:

- Формирование и развитие различных видов памяти, развитие словесно – логического мышления и связанной речи;

- формирование качеств мышления, развитие внимания;

- формирование навыков коммуникации;

-   Повышение познавательного интереса у учащихся, расширение кругозора воспитанников, развитие памяти;

- снижение уровня агрессии.

  • Методы и приёмы организации деятельности воспитанников на занятиях ориентированы  на умение самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу воспитанников динамичной, насыщенной и менее утомительной.

   

  • Прогнозируемый результат работы: Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой регуляции познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков общения, формирование адекватной самооценки, повышение учебной мотивации

  1. Календарно – тематическое планирование занятий.

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия, методическое обеспечение

Кол-во часов

1

Общая характеристика познавательных  способностей. Восприятие. Виды восприятия.

Проведение диагностики.

Знакомство с познавательными процессами. Изучение собственных видов восприятия

-Мини – лекция: Общая характеристика познавательных процессов. Восприятие и его виды.

-Практические упражнения: восприятие времени, расстояния, веса, теплоты, величины, формы, цвета.

-Знакомство с «Мозговой гимнастикой».

Проведение диагностики с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки предложенных заданий.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие восприятия и наблюдательности.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Обсуждение, что такое наблюдательность, восприятие.

-Упр.- игра. «Словесное лото».

-Упр.- игра. «Кто первым скажет «сто!»

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие восприятия и наблюдательности.

Решение задач на развитие аналитических способностей.

- Обсуждение, что такое внимание.

- Упражнение на тренировку внимания.

-Упр.- игра. «Внимание»

-Упр.- игра. «Исчезнувшие слова»

1

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

-Обсуждение, что такое память.

-Упражнения на тренировку слуховой памяти.

- Упр.- игра. Разноцветные загадки»

1

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Свойства восприятия: осмысленность, объём, обобщённость.

Тренировка зрительной памяти.

Свойства восприятия: осмысленность, объём, обобщённость.

- Мини – лекция. «Свойства восприятия: осмысленность, объём»

- Упражнения на тренировку зрительной памяти.

-Упр.- игра. Дорисуй рисунок.

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать логические задачи.

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать логические задачи.

- Упражнения и решение задач на развитие логического мышления.

-Упр.- игра. Слова на заданную тему.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие воображения, наглядно – образного мышления.

- Обсуждение, что такое воображение.

- Упражнения на тренировку зрительной памяти.

-Упр.- игра.»Эрудиты»

1

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка слуховой памяти.

- Выполнение упражнений на тренировку слуховой памяти.

-Решение логических - поисковых задач.

-Упр.- игра.»Криптограмма»

1

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Развитие концентрации внимания.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

- Выполнение упражнений на внимание.

Упр.- игра. «Вам письмо»

Упр.- игра. «Узнай пословицу по её перевёртышу»

1

10

Развитие произвольного внимания.

Развитие умения решать логические задачи. Развитие и коррекция познавательной сферы.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

- Выполнение упражнений на тренировку внимания.

- Упражнения на решение логических задач.

Упр.- игра. «Игра в слова»

1

11

Тренировка внимания.  Развитие мыслительных операций. Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы.

Развитие мыслительных операций.

- Выполнение упражнений на тренировку мыслительных операций.

Упр.- игра. «Ну очень…..задачи»

Упр.- игра. «Буквы рассыпались»

1

12

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Развитие и коррекция познавательной сферы

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Выполнение упражнений на тренировку зрительной памяти.

Решение задач на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Упр.- игра. «Что такое? Кто такой?»

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Развитие логического мышления.

- Выполнение упражнений на тренировку логического мышления.

-Выполнения упражнений на поиск закономерностей.

Упр.- игра. «Слова играют с нами в прятки»

1

14

Совершенствование воображения. Развитие  наглядно – образного мышления

Развитие и коррекция. познавательной сферы.

Развитие  наглядно – образного мышления

Выполнение упражнений на тренировку воображения.

Упр.- игра. «Сочинялки»

Упр.- игра. «Немного перепутал..»

1

15

Развитие концентрации внимания.

Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие и коррекция познавательной сферы.

Развитие концентрации внимания

Выполнение упражнений на тренировку внимания.

Выполнение упражнений на тренировку слуховой и зрительной памяти.

1

16

Тренировка произвольного внимания. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач

Тренировка произвольного внимания

Выполнение упражнений на тренировку внимания.

Упр.- игра. «Прикольная» сказка.

Упр.- игра. «Подбери пословицу к тексту»

1

17

Тренировка зрительной памяти и восприятия. Развитие творческого воображения

 Профилактика и коррекция тревожности.

Тренировка зрительной памяти и восприятия.

Выполнение упражнений на тренировку зрительной памяти.

Выполнение упражнений на тренировку  творческого воображения

Упр.- игра. «Не пойти ли мне в артисты ?»

1

18

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Совершенствование мыслительных операций.

Выполнение упражнений на тренировку мыслительных операций.

Выполнение упражнений на решение нестандартных задач.

Упр.- игра. Криптограмма.

1

19

Развитие концентрации внимания. Формирования мотивации достижения успеха.

Развитие логического мышления.

Развитие концентрации внимания.

Выполнение упражнений на концентрацию внимания.

Выполнение упражнений на тренировку логического мышления.

Упр.- игра. «Два признака – два предмета»

1

20

Развитие концентрации внимания.

Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие и коррекция познавательной сферы.

Тренировка слуховой и зрительной памяти

Выполнение упражнений на тренировку зрительной и слуховой памяти.

Упр.- игра. «А пятая -  лишняя»

Упр.- игра. «Число без пары»

1

21

Совершенствование воображения. Развитие  наглядно – образного мышления

Развитие и коррекция. познавательной сферы.

Совершенствование воображения. Развитие  наглядно – образного мышления

Выполнение упражнений на тренировку воображения.

Упр.- игра. «Крестики – нолики»

Упр.- игра. «Газетные заголовки»

1

22

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности

Развитие концентрации внимания.

Выполнение упражнений на тренировку внимания.

Выполнение упражнений на тренировку логического мышления.

Упр.- игра. «Кто? Что? И наоборот.

1

23

Развитие концентрации внимания. Формирования мотивации достижения успеха.

Формирования мотивации достижения успеха.

Выполнение упражнений на тренировку внимания.

Упр.- игра. «Кто больше?»

Упр.- игра. «Дострой фразу»

1

24

Итоговое занятие.

Награждение всех детей по номинациям.

Проведение диагностики.

Проведение диагностики с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки предложенных заданий.

1

  1. Список использованной литературы.
  1. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», задания по развитию познавательных способностей. М.РОСТ книга 2011.
  2. Холодова О.А «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. Рабочие тетради. . М.РОСТ книга 2011.
  3. Мищенкова Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня. Волгоград: Учитель 2010.
  4.  Л.В Мищенкова. «150 лучших развивающих игр». Волгоград: Учитель 2008.
  5. Г.В. Керов. Нестандартные задачи по математике. Москва.2013.
  6. Т.Н. Евтюкова «45 занимательных викторин». Новосибирск. 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...