Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок". Предназначенна для развития познавательных способностей воспитанников. Составлена и разработана на базе программ Холодовой О.А, Керова Г.В, Мищенковой Л.В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКУСО «ЦПД Свердловского района г.Иркутска»
Принята
На методическом объединении
педагогов.
Протокол № «_____» от «_____»
Рабочая программа спецкурса
«Магазин головоломок»
(Развитие познавательных способностей воспитанников по программам Холодовой О.А, Керова Г.В,Мищенкова Л.В)
Воспитатель Ленёва Г.В.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Прогнозируемый результат
- Календарно – тематическое планирование занятий
- Список литературы.
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Данная программа рассчитана на воспитанников пятого класса детского дома, так как половина детей данного класса в четвёртом классе обучалась по программе компенсирующего обучения.
Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуации 5 класса ставит перед воспитанниками задачи качественного и нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на данном этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Учитывая индивидуальные особенности детей классов компенсирующего обучения, как в познавательной сфере (неустойчивость внимания, бедный словарный запас, кратковременность памяти и т.д), так и в эмоционально волевой сфере (повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия). Перечисленные факторы, а также особенности возраста указывают на необходимости занятия детей по данной программе.
Материал занятий включает много нестандартных задач, старинных задач и способов их решения, развивающих упражнений и заданий в различных областях. Упражнения на тренировку слуховой, зрительной памяти. Упражнения на развитие логического мышления, увеличения словарного запаса.
В процессе занятий формируются обще-учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности воспитанников, воспитывается стремление у детей взаимопомощи в процессе работы. Данная программа создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формируется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства уверенности в своих силах. Во время проведения занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, необоснованное беспокойство. Занятия проводятся четыре раза в месяц по 40 минут.
- Цель: программы: Интеллектуальное развитие воспитанников, адаптация учащихся к среднему звену.
- Задачи программы:
- Формирование и развитие различных видов памяти, развитие словесно – логического мышления и связанной речи;
- формирование качеств мышления, развитие внимания;
- формирование навыков коммуникации;
- Повышение познавательного интереса у учащихся, расширение кругозора воспитанников, развитие памяти;
- снижение уровня агрессии.
- Методы и приёмы организации деятельности воспитанников на занятиях ориентированы на умение самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу воспитанников динамичной, насыщенной и менее утомительной.
- Прогнозируемый результат работы: Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой регуляции познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков общения, формирование адекватной самооценки, повышение учебной мотивации
- Календарно – тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия, методическое обеспечение | Кол-во часов |
1 | Общая характеристика познавательных способностей. Восприятие. Виды восприятия. Проведение диагностики. | Знакомство с познавательными процессами. Изучение собственных видов восприятия | -Мини – лекция: Общая характеристика познавательных процессов. Восприятие и его виды. -Практические упражнения: восприятие времени, расстояния, веса, теплоты, величины, формы, цвета. -Знакомство с «Мозговой гимнастикой». Проведение диагностики с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки предложенных заданий. | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие восприятия и наблюдательности. Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Обсуждение, что такое наблюдательность, восприятие. -Упр.- игра. «Словесное лото». -Упр.- игра. «Кто первым скажет «сто!» | 1 |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие восприятия и наблюдательности. Решение задач на развитие аналитических способностей. | - Обсуждение, что такое внимание. - Упражнение на тренировку внимания. -Упр.- игра. «Внимание» -Упр.- игра. «Исчезнувшие слова» | 1 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | -Обсуждение, что такое память. -Упражнения на тренировку слуховой памяти. - Упр.- игра. Разноцветные загадки» | 1 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Свойства восприятия: осмысленность, объём, обобщённость. | Тренировка зрительной памяти. Свойства восприятия: осмысленность, объём, обобщённость. | - Мини – лекция. «Свойства восприятия: осмысленность, объём» - Упражнения на тренировку зрительной памяти. -Упр.- игра. Дорисуй рисунок. | 1 |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать логические задачи. | Развитие логического мышления. Развитие умения решать логические задачи. | - Упражнения и решение задач на развитие логического мышления. -Упр.- игра. Слова на заданную тему. | 1 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Тренировка зрительной памяти. | Развитие воображения, наглядно – образного мышления. | - Обсуждение, что такое воображение. - Упражнения на тренировку зрительной памяти. -Упр.- игра.»Эрудиты» | 1 |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка слуховой памяти | Совершенствование мыслительных операций. Тренировка слуховой памяти. | - Выполнение упражнений на тренировку слуховой памяти. -Решение логических - поисковых задач. -Упр.- игра.»Криптограмма» | 1 |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие и коррекция познавательной сферы. | Развитие концентрации внимания. Развитие и коррекция познавательной сферы. | - Выполнение упражнений на внимание. Упр.- игра. «Вам письмо» Упр.- игра. «Узнай пословицу по её перевёртышу» | 1 |
10 | Развитие произвольного внимания. Развитие умения решать логические задачи. Развитие и коррекция познавательной сферы. | Развитие и коррекция познавательной сферы. | - Выполнение упражнений на тренировку внимания. - Упражнения на решение логических задач. Упр.- игра. «Игра в слова» | 1 |
11 | Тренировка внимания. Развитие мыслительных операций. Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы. | Развитие мыслительных операций. | - Выполнение упражнений на тренировку мыслительных операций. Упр.- игра. «Ну очень…..задачи» Упр.- игра. «Буквы рассыпались» | 1 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыслительных операций. Развитие и коррекция познавательной сферы | Развитие и коррекция познавательной сферы. | Выполнение упражнений на тренировку зрительной памяти. Решение задач на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Упр.- игра. «Что такое? Кто такой?» | 1 |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие и коррекция познавательной сферы. | Развитие логического мышления. | - Выполнение упражнений на тренировку логического мышления. -Выполнения упражнений на поиск закономерностей. Упр.- игра. «Слова играют с нами в прятки» | 1 |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления Развитие и коррекция. познавательной сферы. | Развитие наглядно – образного мышления | Выполнение упражнений на тренировку воображения. Упр.- игра. «Сочинялки» Упр.- игра. «Немного перепутал..» | 1 |
15 | Развитие концентрации внимания. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие и коррекция познавательной сферы. | Развитие концентрации внимания | Выполнение упражнений на тренировку внимания. Выполнение упражнений на тренировку слуховой и зрительной памяти. | 1 |
16 | Тренировка произвольного внимания. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач | Тренировка произвольного внимания | Выполнение упражнений на тренировку внимания. Упр.- игра. «Прикольная» сказка. Упр.- игра. «Подбери пословицу к тексту» | 1 |
17 | Тренировка зрительной памяти и восприятия. Развитие творческого воображения Профилактика и коррекция тревожности. | Тренировка зрительной памяти и восприятия. | Выполнение упражнений на тренировку зрительной памяти. Выполнение упражнений на тренировку творческого воображения Упр.- игра. «Не пойти ли мне в артисты ?» | 1 |
18 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Совершенствование мыслительных операций. | Выполнение упражнений на тренировку мыслительных операций. Выполнение упражнений на решение нестандартных задач. Упр.- игра. Криптограмма. | 1 |
19 | Развитие концентрации внимания. Формирования мотивации достижения успеха. Развитие логического мышления. | Развитие концентрации внимания. | Выполнение упражнений на концентрацию внимания. Выполнение упражнений на тренировку логического мышления. Упр.- игра. «Два признака – два предмета» | 1 |
20 | Развитие концентрации внимания. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие и коррекция познавательной сферы. | Тренировка слуховой и зрительной памяти | Выполнение упражнений на тренировку зрительной и слуховой памяти. Упр.- игра. «А пятая - лишняя» Упр.- игра. «Число без пары» | 1 |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления Развитие и коррекция. познавательной сферы. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления | Выполнение упражнений на тренировку воображения. Упр.- игра. «Крестики – нолики» Упр.- игра. «Газетные заголовки» | 1 |
22 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности | Развитие концентрации внимания. | Выполнение упражнений на тренировку внимания. Выполнение упражнений на тренировку логического мышления. Упр.- игра. «Кто? Что? И наоборот. | 1 |
23 | Развитие концентрации внимания. Формирования мотивации достижения успеха. | Формирования мотивации достижения успеха. | Выполнение упражнений на тренировку внимания. Упр.- игра. «Кто больше?» Упр.- игра. «Дострой фразу» | 1 |
24 | Итоговое занятие. Награждение всех детей по номинациям. Проведение диагностики. | Проведение диагностики с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки предложенных заданий. | 1 |
- Список использованной литературы.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», задания по развитию познавательных способностей. М.РОСТ книга 2011.
- Холодова О.А «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. Рабочие тетради. . М.РОСТ книга 2011.
- Мищенкова Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня. Волгоград: Учитель 2010.
- Л.В Мищенкова. «150 лучших развивающих игр». Волгоград: Учитель 2008.
- Г.В. Керов. Нестандартные задачи по математике. Москва.2013.
- Т.Н. Евтюкова «45 занимательных викторин». Новосибирск. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...