Аз и буки - основа всей науки.
классный час (7 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Классный час, посвященный созданию славянской азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл az_i_buki_-_osnova_vsey_nauki.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

АЗ И БУКИ – ОСНОВА ВСЕЙ НАУКИ

(разработка классного часа для обучающихся 7 класса)

Чтобы воспринимать культурные ценности

во всей их полноте, необходимо знать их происхождение,

процесс их созидания и исторические изменения,

заложенную в них культурную память.

Д. С. Лихачёв.

Цель: познакомить обучающихся с историей создания славянской азбуки, раскрыть роль просветителей Кирилла и Мефодия, показать значение письменности в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, воспитывать любовь и уважение к родной истории, родному языку и другим языкам мира.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, половицы.

Ход мероприятия.

1-й чтец: В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год,
Про великий наш народ. (Н. Кончаловская.)

(За столом со свечой и книгами сидит монах).

Монах: Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному…
 (читает рукопись).

В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

2-й чтец: Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

1-й чтец: «А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

Учитель:  Ежегодно, 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Это праздник – это дань памяти тем, кто более 1150 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать.

Учитель: Ребята, прежде чем начать нашу беседу, я загадаю вам загадку: Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

1-й ученик: Буквы составляют алфавит.  Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале IX века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

2-й ученик: Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекарем Патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

Учитель: Кирилл и Мефодий  разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

1-й ученик: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

2-й ученик: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку.

Учитель: Ребята, а вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

Ребята, а кто знает чем отличается азбука от алфавита? - Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: http://www.orthedu.ru/culture/slava/1-17/azbuki.jpg               
http://www.orthedu.ru/culture/slava/1-17/16.jpg
Слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
http://www.orthedu.ru/culture/slava/1-17/alfa.jpg(«альфа») и  http://www.orthedu.ru/culture/slava/1-17/beta.jpg(«вита»):

алфавит: альфа + вита

1-й чтец: Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

2-й чтец: Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам. (В. Сидоров «Кириллица»)

Учитель: Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди, М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

Ребята, вы видите, что каждая буква имела своё название. С этими именами связаны крылатые выражения и пословицы.

1-й ученик: Знать на ять – знать досконально, на отлично.

2-й ученик: Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

1-й ученик: Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф.

2-й ученик: Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й чтец: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

2-й чтец: Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.        (Н. Кончаловская)

Учитель: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный         алфавит. Сколько в нём букв? – 33.

Азбука русского языка претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше. По каким причинам исчезали буквы?

1-й ученик: В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите. Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

2-й ученик: В русский алфавит были введены в буквы э, я (1710), й (1735), ё (1797).

         1-й ученик: В 1917 - 1918 гг. была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

Учитель: Один из важнейших этапов в развитии письменности связан с книгами. Сначала на Руси появились рукописные, а затем уже и печатные книги. Сегодня мы с удовольствием пользуемся электронной книгой, и не все в полной мере могут оценить, какой великой ценностью была рукописная книга, и что означало для создателей книг появление печатного станка. Иван Фёдоров вошел в историю как «первый русский книгопечатник», издатель первой печатной книги («Апостол») на территории Русского государства. Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

1-й чтец: Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь. (И. Бунин «Слово»).

Учитель: Ребята, а сейчас вам предстоит собрать из разрозненных слов пословицы о книге и письменности (получают конверты со словами пословиц).

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга – друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

1-й ученик: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

2-й ученик: М. В. Ломоносов сказал: «Повелитель многих языков язык российский велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, Римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, италианским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Учитель: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

Учитель: И в заключение нашего разговора проведём викторину «Знаешь ли ты историю алфавита?»:

  1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его.

(Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).

2. В каком городе родились Кирилл и Мефодий? (в Солуни). 

3. Как называется древнейший русский летописный свод? («Повесть временных лет»).

4. Назовите имя русского первопечатника. (Иван Федоров).

5. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (24 мая).

6. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).

7. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. (Глаголица и кириллица).

8. Какая азбука древнее? (Глаголица).

9. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра).

10. Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Он преподавал философию).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Герасина О.А. «Сначала Аз да Буки, а потом и науки»: сценарий к Дню славянской письменности и культуры. // Досуг в школе. – 2008. – № 2. – С. 7-9.
  2. Глинская И.Л. Солунские братья Кирилл и Мефодий / И.Л. Глинская // Культурология: Дайджест. – 1999. – С. 253–258.
  3.  Кронгауз М. Откуда есть пошла славянская письменность: [Из истории деятельности славянских первоучителей] / М. Кронгауз // Русский язык (Первое сентября). – 1997. – № 20. – С. 1–4.
  4. Лихачева А., Полякова Е. Русский язык – нам есть чем гордиться!: сценарий устного журнала для старшеклассников. // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 66-71.
  5. Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры. / Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО, 2011.
  6. https://ru.wikipedia.org
  7. https://nkozlov.ru/libraly/s318/d3913/ - Кончаловская Н. Наша древняя столица.
  8. school178samara.ucoz.ru…slavjanskoj_pismennosti… - стихи к празднику славянской письменности и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Аз и буки - основа науки"

Приложение к учебно-методическому материалу "Аз и буки - основа науки"...

Аз и буки - основа науки

Экскурс в историю русской графики...

Открытое аудиторное занятие - конференция по химии «Углерод – основа всей живой природы"

Другого ничего в природе нетни здесь, ни там, в космических глубинах:все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.С. П. Щипачев, «Читая Менделеева»Цели урока:Обобщить и с...

Урок химии в 9 классе по теме: "Углерод - основа всей живой природы"

Урок-конференция с использованием художественной литературы. Учащиеся работают в группах: пять групп по четыре человека....

ВОДА – ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

В данной статье раскрываются методы  очистки воды  в домашних условиях, её значение в жизни планеты и человека....

«Песня, марш, как три коренные основы всей музыки» («Три кита»)

Урок составлен в рамках  примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по музыке, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Филология лежит в основе всей человеческой культуры

В статье рассматривается человек, как главное звено филологии и актуальность формирования культуры личности....