Аз и буки - основа всей науки.
классный час (7 класс) на тему
Классный час, посвященный созданию славянской азбуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
az_i_buki_-_osnova_vsey_nauki.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
(разработка классного часа для обучающихся 7 класса)
Чтобы воспринимать культурные ценности
во всей их полноте, необходимо знать их происхождение,
процесс их созидания и исторические изменения,
заложенную в них культурную память.
Д. С. Лихачёв.
Цель: познакомить обучающихся с историей создания славянской азбуки, раскрыть роль просветителей Кирилла и Мефодия, показать значение письменности в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, воспитывать любовь и уважение к родной истории, родному языку и другим языкам мира.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, половицы.
Ход мероприятия.
1-й чтец: В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год,
Про великий наш народ. (Н. Кончаловская.)
(За столом со свечой и книгами сидит монах).
Монах: Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись).
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
2-й чтец: Жили на свете Кирилл и Мефодий.
Два византийских монаха и вдруг
(Нет, не легенда, не миф, не пародия),
Кто-то из них и задумался: «Друг!
Сколько славян без Христа безъязычных!
Надо создать для славян алфавит...
Как Прометей, зажжём эту спичку –
Всё выполнимо, а это - болит!
1-й чтец: «А» - это «аз» тебе!
«Б» - это «буки»
«Азбука»: из сочетаний - язык,
Трудное слово славянское: «Други!»
Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»
Так и возникло понятье «кириллица».
Перевели по-славянски Псалтирь.
Всё развивается, видится, ширится.
Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».
Вот и Москва. И любуемся, бродим.
«Площадь Славянская», память, цветы.
Вечная слава! Кирилла с Мефодием
Церковь причислила к лику святых.
Учитель: Ежегодно, 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Это праздник – это дань памяти тем, кто более 1150 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать.
Учитель: Ребята, прежде чем начать нашу беседу, я загадаю вам загадку: Чёрные, кривые, от рождения немые.
Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)
1-й ученик: Буквы составляют алфавит. Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале IX века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.
2-й ученик: Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекарем Патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.
Учитель: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!
1-й ученик: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.
2-й ученик: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку.
Учитель: Ребята, а вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)
Ребята, а кто знает чем отличается азбука от алфавита? - Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
Слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: («альфа») и («вита»):
алфавит: альфа + вита
1-й чтец: Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
2-й чтец: Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам. (В. Сидоров «Кириллица»)
Учитель: Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди, М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
Ребята, вы видите, что каждая буква имела своё название. С этими именами связаны крылатые выражения и пословицы.
1-й ученик: Знать на ять – знать досконально, на отлично.
2-й ученик: Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
1-й ученик: Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф.
2-й ученик: Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
1-й чтец: В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
2-й чтец: Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке. (Н. Кончаловская)
Учитель: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв? – 33.
Азбука русского языка претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше. По каким причинам исчезали буквы?
1-й ученик: В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите. Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы.
2-й ученик: В русский алфавит были введены в буквы э, я (1710), й (1735), ё (1797).
1-й ученик: В 1917 - 1918 гг. была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
Учитель: Один из важнейших этапов в развитии письменности связан с книгами. Сначала на Руси появились рукописные, а затем уже и печатные книги. Сегодня мы с удовольствием пользуемся электронной книгой, и не все в полной мере могут оценить, какой великой ценностью была рукописная книга, и что означало для создателей книг появление печатного станка. Иван Фёдоров вошел в историю как «первый русский книгопечатник», издатель первой печатной книги («Апостол») на территории Русского государства. Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.
1-й чтец: Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы
На мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь. (И. Бунин «Слово»).
Учитель: Ребята, а сейчас вам предстоит собрать из разрозненных слов пословицы о книге и письменности (получают конверты со словами пословиц).
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книга – друг человека.
Кто много читает, тот много знает.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Испокон века книга растит человека.
Прочел новую книгу – встретился с другом.
1-й ученик: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.
2-й ученик: М. В. Ломоносов сказал: «Повелитель многих языков язык российский велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, Римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, италианским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Учитель: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
Учитель: И в заключение нашего разговора проведём викторину «Знаешь ли ты историю алфавита?»:
- В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его.
(Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).
2. В каком городе родились Кирилл и Мефодий? (в Солуни).
3. Как называется древнейший русский летописный свод? («Повесть временных лет»).
4. Назовите имя русского первопечатника. (Иван Федоров).
5. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (24 мая).
6. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).
7. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. (Глаголица и кириллица).
8. Какая азбука древнее? (Глаголица).
9. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра).
10. Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Он преподавал философию).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Герасина О.А. «Сначала Аз да Буки, а потом и науки»: сценарий к Дню славянской письменности и культуры. // Досуг в школе. – 2008. – № 2. – С. 7-9.
- Глинская И.Л. Солунские братья Кирилл и Мефодий / И.Л. Глинская // Культурология: Дайджест. – 1999. – С. 253–258.
- Кронгауз М. Откуда есть пошла славянская письменность: [Из истории деятельности славянских первоучителей] / М. Кронгауз // Русский язык (Первое сентября). – 1997. – № 20. – С. 1–4.
- Лихачева А., Полякова Е. Русский язык – нам есть чем гордиться!: сценарий устного журнала для старшеклассников. // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 66-71.
- Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры. / Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО, 2011.
- https://ru.wikipedia.org
- https://nkozlov.ru/libraly/s318/d3913/ - Кончаловская Н. Наша древняя столица.
- school178samara.ucoz.ru›…slavjanskoj_pismennosti… - стихи к празднику славянской письменности и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Аз и буки - основа науки"
Приложение к учебно-методическому материалу "Аз и буки - основа науки"...
Аз и буки - основа науки
Экскурс в историю русской графики...
Открытое аудиторное занятие - конференция по химии «Углерод – основа всей живой природы"
Другого ничего в природе нетни здесь, ни там, в космических глубинах:все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.С. П. Щипачев, «Читая Менделеева»Цели урока:Обобщить и с...
Урок химии в 9 классе по теме: "Углерод - основа всей живой природы"
Урок-конференция с использованием художественной литературы. Учащиеся работают в группах: пять групп по четыре человека....
ВОДА – ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
В данной статье раскрываются методы очистки воды в домашних условиях, её значение в жизни планеты и человека....
«Песня, марш, как три коренные основы всей музыки» («Три кита»)
Урок составлен в рамках примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по музыке, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Филология лежит в основе всей человеческой культуры
В статье рассматривается человек, как главное звено филологии и актуальность формирования культуры личности....