Главные вкладки

    Проект по русскому языку на тему:
    Аз и буки - основа науки

    Экскурс в историю русской графики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл az_i_buki_-_osnova_nauki.docx192.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    План

    I.   Из истории русского письма.

    II.  Тайны и загадки русской графики.

    1. Отражение образности букв в русской фразеологии.

    2. Реформа азбуки XVIII века.

    3. Реформа азбуки начала XX века.

    а). «Буква-страшилище», «буква-пугало».

    б).  Звук один, а буквы три.

    в). «Прописать ижицу».

    г). «Фита» или «ферт»?

    д). Буква-бездельник.

    III. Заключение.

     

     

     

    Если хочешь познать истину, начинай с азбуки

    (Пословица)

    История русской графики, русского письма довольно сложна. Основанная на базе кириллицы, одной из двух древнейших славянских азбук, и названная кириллицей в честь славянского просветителя Кирилла (Константина) Философа, одного из ее создателей, она долгое время сосуществовала с церковнославянской графикой, постепенно совершенствуясь. Об этом и пойдет речь. (Слайд)

    В прошлом каждая буква азбуки имела свое полное название, которое было похоже на обычное слово. Эти названия нужно было запоминать, что очень усложняло процесс обучения грамоте. (Слайд)

    Вспомним, как  М. Горький описал этот процесс в повести «Детство»:

    «Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня: - Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая.  Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди!..

    Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки». (Слайд)

    Образность букв осознавалась народом и вкладывалась в устойчивые выражения и загадки: два косяка с притолокой – буква П. Сам оником (буква О), а ручки фертом (как буква Ф). Стоять глаголем – в виде буквы Г и т.д. Буква аз стала символом начала, а ижица - символом конца: от аза до ижицы – значит «с начала до конца». Пословица  Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет также включает в свой состав эти два названия, с их символическими значениями, и означает она, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного. Слово аз входит также в выражения изучать азы, сидеть на азах, твердить азы.

    В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. (Слайд)

    «При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». (Слайд 4)

    1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены ять, ижица, фита и ер в конце слова.  Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита? (Слайд)

    Буква ять по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы ять и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер вьтер. В слове вечер писали е, а в слове ветер -  ять. (Слайд)

    «Если бы от меня зависело, я упразднил бы и ять, и фиту, и ижицу, и ер. Эти буквы мешают только школьному делу... и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики»,— писал А. П. Чехов.

    До изгнания из азбуки ять называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на ять. Зазубривать слова, в которых следовало писать ять, было настоящей мукой для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где полагалось писать эту букву. (Слайд)

     

    Ошибки на ять считались самыми страшными. Вот как в рассказе               А. П. Чехова «Мыслитель» тюремный смотритель Яшкин рассказывает приятелю о своих бедах через ять:

    «— Да и секли же меня за это ять! — продолжает Яшкин.— Помню это, вызывает меня раз учитель к черной доске и диктует: «Лекарь уехал в город». Я взял и написал лекарь с е. Выпорол. Через неделю опять к доске, опять пиши: «Лекарь уехал в город». Пишу на этот раз с ятем. Опять пороть. За что же, Иван Фомич? Помилуйте, сами же вы говорили, что тут ять нужно! «Тогда, говорит, я заблуждался, прочитав же вчера сочинение некоего академика о ять в слове лекарь, соглашаюсь с академией наук. Порю же я тебя по долгу присяги...» Ну, и порол. Да и у моего Васютки всегда ухо вспухши от этого ять... Будь я министром, запретил бы я вашему брату ятем людей морочить.» (Слайд )

    Об избавлении от буквы ять мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

    Знаменитый ять был не одинок в русской азбуке прошлых лет.             Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мiр – «вселенная», мYро - «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился одинаково, а на письме один и тот же звук и обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир), во втором и с точкой (мiр), в. третьем ижицу (мYро). Ставить точки над и — значит доводить дело до конца (имеется в виду буква i ). Буква и называлась и восьмеричное, а буква i называлась и десятеричное. Откуда эти названия? Тысячу лет назад, заимствуя греческий алфавит, наш и предки заимствовали и свойственное греческому письму обозначение чисел буквами: буква а обозначала 1, в — 2, г — 3, л — 4 и т. д.; буквы б в греческом алфавите не было, она была «придумана» для древнерусского и старославянского языков и поэтому была «ущербной» — не имела цифрового значения. Итак, буква и обозначала число 8, i — число 10, отсюда и их названия. (Слайд)

    Ижица выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу, что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле — «устроить кому-либо головомойку,  дать   крепкий нагоняй», а если учитывать, что очень часто прописные буквы писали красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии этого выражения. Место ижицы в алфавите отражено в выражении дошли до ижицы, т.е. до конца. (Слайд)

    Буквы ферт и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах. Одни на букву ферт,  другие — на фиту, потому что фамилия эта могла писаться двояко: и через ферт, и через фиту. Строгого правила распределения этих букв по словам не было. Трудность в написании этих букв породила пословицы: От фиты подвело животы, Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.(Слайд )

    Фитой, по свидетельству В.И. Даля, называли грамотея, дошлого писаку. Интересно использовал различные признаки этих букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке:  (Слайд )

    Поэт Фита, не становись Фертом!

    Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

    Здесь даже названия букв даны с большой буквы, что говорит об их символическом значении. Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подпершего руки в бока. В эпиграмме и говорится, что стоять горделиво этому поэту нет оснований, поскольку он Ижица (т.е. последний) среди поэтов.

    Еще в 1748 году В. К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал:

    «На что   без пользы   мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ферт? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или  какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

    Буква ер, так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же,  скромную работу: отделяет   согласную  приставки   от   гласной (подъезд, разъезд). А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Букву ер называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква ер на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.  

    Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд, их скопище заняло бы 70 с лишним страниц.

    А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира. (Слайд)

    Вот и окончен мой экскурс в мир русской графики. Я хотела показать, насколько увлекателен этот мир, как он неразрывно  связан с жизнью народа-языкотворца. Рассказывая о тайнах русской графики, я стремилась заинтересовать вас, сделать исследователями, возбудить у вас желание самим заняться наблюдениями за этим удивительным миром, миром русской графики. Любое познание бесконечно, и я призываю вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не окончится, но всякое знание обогатит вас.

           

    Список использованной литературы

    1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ил. – (Мир знаний).
    2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
    3. О.Д. Ушакова пословицы, стихи и загадки о русском языке. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
    4. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
    5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980.
    6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985.
    7. Художественная литература:

    а) Горький А.М. Детство.

    б) Пушкин А.С. Эпиграммы.

    в) Чехов А.П. Мыслитель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Аз и буки - основа науки"

    Приложение к учебно-методическому материалу "Аз и буки - основа науки"...

    Разработка урока по истории по теме:Основы науки и образования Египта.

    Цели урокаОбразовательные:создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;раскрыть особенности и сложность египетской...

    Урок – игра ко Дню славянской письменности «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки».

    Данный конспект урока можно использовать в любом классе. Я проводила и в 6 и 7 классах.. Но мне кажется, если немного усложнить вопросы викторины, то можно удачно использовать эту разработку и в 8 - 9...

    Аз и буки - основа всей науки.

    Классный час, посвященный созданию славянской азбуки....

    Сценарий открытия недели русского языка и литературы: « Сначала аз да буки, а потом другие науки"

    Сценарий открытия недели русского языка и литературы: « Сначала аз да буки, а потом другие науки"...