Построение воспитательной работы на основе позитивного личностного примера учителя и учеников старших классов.
статья (6 класс) на тему

Котовщикова Людмила Сергеевна

Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категории

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Сосновка Тандинского района Республики Тыва (МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна).

Предмет: биология 

« Тот, кто творит умного и доброго

                   человека, - самый искусный мастер»

                                                         В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Построение воспитательной работы на основе позитивного личностного примера учителя и учеников старших классов. 

Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категории

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Сосновка Тандинского района Республики Тыва (МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна).

Предмет: биология  

« Тот, кто творит умного и доброго

                   человека, - самый искусный мастер»

                                                         В.А.Сухомлинский.

Наступивший  XXI век называют веком Человека.  И если образование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре общественных явлений находится человек, то в связи с переходом общества к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем.

Сегодня приоритеты в образовании связаны, прежде всего, с интересами человека и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе оптимизации образовательного процесса, на формирование духовности, активной гражданской позиции личности, ее информационной культуры, на обеспечение условий для проявления и реализации возможностей и способностей каждого школьника, для профессионального самоопределения обучающихся.

Ни один учитель на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-ориентированном учителе, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность, уважать и восхищаться неповторимостью другой личности.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многообразна, круг обязанностей очень широк. Реализация поставленных целей и задач предъявляет к классному руководителю целый комплекс высоких профессиональных требований. Воспитатель-профессионал должен:

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для реализации их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива;
  • способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание «ситуации успеха»;
  • способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.

Таким образом, система воспитательной работы – это управление процессом развития личности, и строится она исходя из социального состава учащихся, микросреды, сложившихся традиций и возможностей школы. Также это динамическая система, изменяющаяся со временем, так как приходится учитывать возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни класса, школы, общества.

Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

 Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть!  Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и  задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Поэтому, ключевыми понятиями воспитательной системы учителя  являются:

Личность –  постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

Я -  концепция –  осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе,  на основе которой он строит свою жизнедеятельность. Взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.

Воспитание –  целенаправленный организованный процесс педагогического управления развитием личности.

Воспитанность -  это совокупность достаточно сформированных социально-значимых качеств,  отражающих систему отношений личности к обществу, к людям; к умственному и физическому труду, к самому себе.

Ценности общечеловеческие –  эталоны должного,  общественные идеалы,  выработанные человечеством и передающиеся их поколения в поколение,  нравственные ориентиры,  регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.

На мой взгляд, самыми главными принципами построения воспитательной системы класса являются: принцип сотрудничества (работа строится на отношениях  партнёрства, уважения, доверия); и принцип личностно – ориентированного подхода (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям). Взаимодействие выстраивается по следующей схеме:

Классный руководитель

        

           Ученик                                                                                                         Родитель

В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.

Как утверждает известный педагог С.Соловейчик: « Сотрудничество –  одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

   Я придерживаюсь «Кодекса учителя» М. Коллинза, который определяет конкретные способы воспитания успешного человека:

  • твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – это в вере в них;
  • каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником;
  • учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех.

        Смысл и главное предназначение воспитательной работы, меня как классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка.         «Человек живет и рождает новое,  от него остается навсегда то небывалое, что он рождает словом, делом, помышлением, поклоном даже, или пожатием руки, или только улыбкой посылаемой»,- говорил писатель-натуралист М.М. Пришвин. Стимуляция ученика своим отношением к его успехам и поддержка в неудачах формирует личность ученика, его жизненные ориентиры, мотивирует его движение вперед. Личный пример учителя и старшеклассников, играет важнейшую роль в процессе формирования ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

      Говоря о системе воспитания МБОУ СОШ с. Сосновка, мы в первую очередь имеем в виду воспитательную проблему: «Школа здоровья и развития» и три направления воспитания:  Я - частица социума. Я - частица природы. Я - здоровый дух.

Я, как классный руководитель, выбрала для себя следующие методы: воспитание словом, делом, примером, ситуацией, игрой, отношением и общением. Взяв 5 класс, сформулировала воспитательные задачи, исходя из проблем, методов и направлений воспитания.

Задачи:

  • Основное внимание уделять организации коллектива учащихся, добиться ответственности друг за друга
  • Развивать познавательный интерес, общественную активность.
  • Приобщить к нравственно-культурным ценностям и здоровому образу жизни.
  • Добиться единства педагогических требований к учащимся со стороны учителей предметников, школы и семьи.
  • Предупредить асоциальное поведение детей в семье и обществе.
  • Воспитывать  уважение к себе и другим, развивать чувства долга и ответственности в обществе.
  • Развивать способности  ребенка через многообразие видов деятельности

Работая с классным коллективом, я пришла к выводу, чтобы добиться результата в воспитании и формировании личности необходимо наладить работу таким образом, чтобы учесть особенности каждого ребенка. Поэтому в воспитательную программу я обязательно включаю следующие разделы:

Работа с отдельными группами учащихся

Группа учащихся

Задачи

Формы реализации

По отношению к учебе

Одаренные

Развитие познавательных интересов и способностей.

Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно- исследовательской работе.

Способные, но не трудолюбивые

Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков.

Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов, интеллектуальных развлекательных мероприятий.

Способные, но неусидчивые

Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков.

Постоянный контроль, беседы, опора на родителей.

Неспособные, но старающиеся

Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка.

Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход.

Не желающие учиться

Формирование учебной мотивации.

Строгий контроль. Индивидуальный подход.

По отношению к общественной жизни

Очень активные

Формирование качества лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей

Привлечение к организации общественных дел в классе, школе, сумоне, кожууне. Помочь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество.

Пассивные

Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива.

Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений.

По отношению к морально-этическим проблемам

Дети группы риска

Определение проблемы. Выработка задач.

Осуществление индивидуального подхода, постоянный контроль, контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе, вовлечение во внеклассную деятельность. Формировать навыки здорового образа жизни.

 Я думаю, что личный пример учителя-воспитателя, его нравственные ценности и ориентиры личности приводят к положительной динамике,  дают необходимый результат.

Проанализировав свою работу за прошлый учебный год, я сделала следующие выводы в плане воспитательной деятельности:

В классе 24 человека. Классный коллектив сложился из четырех классов Дургенской начальной и Сосновской школ. После объединения класса учащиеся очень быстро адаптировались и составляют как бы единое целое. Дети не приучены ценить честь класса и школы, с неохотой участвуют в различных общешкольных мероприятиях. В начале учебного года выбрали органы ученического самоуправления. Каждый ребенок получил поручение и в течение года успешно с ним справлялся. Помимо общепринятых секторов мы сформировали бюро добрых услуг. Оно занималось поиском объектов для оказания шефской помощи, посещало больных одноклассников. Работа этого бюро вырабатывала в детях чуткость, внимательность, заботу об окружающих. Сократилось количество пропусков без уважительной причины.

Есть в классе дети с большими потенциальными возможностями, но есть и пассивные дети, нежелающие что-либо делать в коллективе. Активисты вовлекают в различные виды деятельности пассивных детей, наблюдается принцип соревновательности. Это помогает сплочению классного коллектива и упрощает работу классного руководителя. В классе выявили  уровень воспитанности учащихся, который составляет 4,2 балла.

Для формирования военно-патриотической гражданской позиции провели классные часы: «Мой родной край», «И помнит мир спасенный» - в честь годовщины Победы в ВОВ, «Город герой Волгоград», защитили проект «Герой России  С.К.Шойгу». Участвовали в митинге памяти и праздничном концерте в честь Дня Победы. Заняли первое место в конкурсе чтецов и песен «Мой родной край". Для будущих защитников Отечества к 23 февраля провели «Рыцарский турнир». Мальчики соревновались в силе, выносливости, смекалке. Приняли участие в фестивале дружбы и творчества.

Для выработки оздоровительных и гигиенических навыков с помощью медицинского работника Горпанюк М.П. проведена беседа «Гигиена органов зрения». В течение года в классе работали санитары, проверяющие гигиенические навыки. Провели классный час «СПИД - чума 21 века». Заняли первое место в общешкольной игре по студиям Санпост среди 5-6 классов, 3 место в конкурсе литературно- музыкальных композиций о здоровом образе жизни. Кабинет занял 2 место в номинации «Образцовый кабинет». В классе налажено горячее питание и фиточай.

Реализуя лучшие традиции народной педагогики, учащиеся 5 класса и руководители клубов подготовили и провели мероприятия: широкая Масленица, встреча Шагаа, победили в конкурсе песен, 3 место в конкурсе пословиц и поговорок к Шагаа, провели мастерскую по изготовлению кукол к христианской Пасхе. Участвовали в республиканском проекте «Сто открытий, сто находок».

Ребята активно участвовали и занимали призовые места во всех общешкольных мероприятиях: конкурсе песен, рисунков, чтецов, выставке цветов и поделок из природного материала «Золотая осень», конкурсе Мисс флора,  КВН по краеведению, по математике, Мисс Шагаа. Ко дню учителя защитили проект «Учитель, перед именем твоим», рассказав об учителях, некогда трудившихся в стенах нашей школы и оставивших неизгладимый след в сердцах выпускников.

Классный руководитель должен помочь детям реализоваться в образовательной деятельности. 5 класс показывает хорошие знания по предметам. Процент качества знаний составляет 47%. Учащиеся класса участвовали в предметных олимпиадах: по русскому языку, математике, биологии. Учащиеся не умеют самостоятельно приобретать знания, но работают на уроках активно, заинтересованно. Большинство добросовестно готовят домашнее задание, очень любят творческие и логические задания.

Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования: 10 детей заняты в кружках, клубах и секциях, что составляет 47 %.

в спортивных секциях:  по стрельбе из лука, волейболу, теннису, борьбе хуреш.

         в клубах: КИД «Голубая Планета», «Память», «Октаргай».

Класс со спортивным потенциалом. Но не все ребята с удовольствием посещают уроки физкультуры. Класс участвовал во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях. Заняли первое место в спортивном празднике ко «Дню Знаний», общекомандное 3 место в осеннем туристическом слете, 1 место в «Веселых стартах», участвовали в Президентских состязаниях. Провели дни здоровья «Здоров будешь - все добудешь».

Ребята умеют трудиться, большинство с удовольствием выполняют поручения. Хорошо работали хозяйственный сектор и цветоводы. Сохранена мебель в кабинете. Еженедельно проводились генеральные уборки. Все ребята работали с энтузиазмом на осеннем и весеннем субботниках.

Роль родителей в воспитании детей и помощи классному руководителю не на должном уровне. Родители не заинтересованы в конечном результате обучения детей. Большинство детей предоставлены сами себе. Трое детей живут в неполных семьях, 1 -у опекунов. Не все семьи благополучны, они нуждаются в постоянном контроле. С участием родителей провели праздники: Дни именинника, День матери, Новогодний огонек. Согласно плану воспитательной работы провели родительские собрания. Были посещены семьи большинства учащихся с целью контроля режима дня и оценки участия детей в обслуживающем труде в семье. По мере необходимости родители приглашались на индивидуальные беседы. Силами родителей отремонтирован кабинет.

В следующем учебном году следует сохранить традиции, стимулировать активность детей и родителей в проведении внеклассных мероприятий. Продолжить работу по сплочению классного коллектива, добиваясь ответственности друг за друга. Постараться повысить процент качества знаний, и занятости детей в кружках и секциях. Продолжить формирование гигиенических навыков. Поддерживать спортивно-оздоровительный дух в класс.          

В заключении я хочу вам представить свое педагогическое кредо: Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды» зажигай новую.

На основе этого принципа я смогу сформировать в каждом ученике личность, организаторские способности, определить имидж лидера. Чтобы выпускаясь из стен школы, каждый ученик унес с собой положения концепции «Я - лидер», которые помогут ему в новой  неизведанной жизни.

  • Я ЕСТЬ!
  • Я МОГУ, ХОЧУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЮ!
  • Я НУЖЕН!
  • Я СМОГУ ВСЕ ПРЕОДОЛЕТЬ И ПОБЕДИТЬ!
  • Я УСПЕШЕН!

Список литературы:

  1. Концепция воспитательной деятельности классного руководителя 5 «б» класса Котовщиковой Л.С. на 2013-2016 годы.
  2. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
  3. Вагнер И. В.Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования.
  4. http://www.pandia.ru/ 
  5. http://www.prodlenka.org/  Автор материала: Гудько Юлия Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинг как основа построения воспитательной работы в школе".

Цель: выявление способности учреждения образования содействовать развитию личности ребенка....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Контрольная работа по английскому языку по теме "Праздники" для учеников старших классов.

Контрольная работа состоит из трех заданий и предназначена для учеников 8-х классов общеобразовательных школ.Первое задание на знание страноведческой информации. Нужно соотнести праздник и месяц, в ко...

Модульный принцип построения воспитательной работы школы

Доклад на августовской конференции педагогических работников города...

«Работа с учеником старших классов над крупной формой»

Цель урока: «Закрепление  навыков техники владения смычком при работе над крупной формой   у учащихся старших классов»Задачи:образовательная –·...

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов можно использовать в рамках мероприятий ко Дню учителя в ОУ, а добавив номара ученической самодеятельности представить целую конц...

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов, добавив номера ученической самодеятельности можно успешно провести мероприятие в рамках празднования Дня учителя....