Классный час "Почему мы так говорим?"
классный час (5 класс) на тему

Гиревая Татьяна Леонидовна

Цели: способствовать углублению интереса к родному языку, воспитанию бережного отношения к его прошлому; развивать навыки общения, воспитывать толерантность к представителям других национальностей.

Форма: ролевая игра.

Предварительная работа:

  • распределить роли: группа иностранных школьников (немка, француженка, англичанка); группа русских школьниц - 12 воспитанниц;
  • подготовить флаги иностранных государств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_my_tak_govorim.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС  «ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?»

Цели: способствовать углублению интереса к родному языку, воспитанию бережного отношения к его прошлому; развивать навыки общения, воспитывать толерантность к представителям других национальностей.

Форма: ролевая игра.

Предварительная работа:

  • распределить роли: группа иностранных школьников (немка, француженка, англичанка); группа русских школьниц - 12 воспитанниц;
  • подготовить флаги иностранных государств.

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Игра «Буксир»:

а) часть 1 «Красное словцо»;

б) часть 2 «Эти странные словечки иностранные»;

в) викторина.

               3. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Все воспитанницы сидят за партами. Возле двери стоят гости – три воспитанницы.

Слайд 1

Классный руководитель. Дорогие девочки. Наш сегодняшний классный час мы посвятим речевой культуре. К нам в гости по программе изучения русского языка приехали школьницы  из Франции, Англии и Германии. Встречайте их.

  1. Игра «Буксир».

Англичанка Здравствуйте, дорогие наши русские друзья. Мы тоже учимся в 5 классе. Мы изучаем русский язык и мечтали приехать в Россию. Но пока русский язык дается нам с трудом. Мы решили приехать к вам и попросить помощи в решении трудных языковых вопросов.

Классный руководитель.  Раньше в школе было такое выражение – «взять на буксир»; т.е. помочь кому-то в учебе. Ну что, возьмем на буксир наших европейских друзей?

Воспитанницы отвечают утвердительно.

Часть 1. «Красное словцо»

Классный руководитель.  Значит, начинаем нашу игру «Буксир». Первая часть игры называется «Красное словцо». В русском языке много ярких и образных фразеологических выражений. Но иностранцам эти выражения непонятны, потому что они переводят эти слова буквально. Вот об этих выражениях они и будут вас спрашивать. А вы, как буксир, придете на помощь, чтобы вытянуть иностранцев из затруднительного положения. Ну, что ж, давайте начнем.

Немка Послушайте наш первый вопрос. Я забыла тетрадь и сочинение написала на листке. Но учитель сказал, что это филькина грамота. Сначала я обрадовалась, решив, что меня наградят грамотой, а потом огорчилась и стала доказывать, что никакого Фильки я не знаю и ни у кого я не списывала. А учитель засмеялся.

Классный руководитель.  Ну что, кто поможет друзьям?

Слайд 2

1 воспитанница  Филькина грамота – так называют ничего не значащую бумажку. Грамотой в старину называли документ: купчая грамота, духовная грамота. А «филька» - это глупый, недалекий человек, дурак. Значит, филькина грамота – это глупый, плохо написанный документ.

Француженка Еще одна трудная ситуация. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулах. Сначала мы решили, что пойдем в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим субботу и воскресенье, когда у нас нет уроков.

Слайд 3

2 воспитанница   Семь пятниц на неделе - так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет свое мнение. Как появилось это выражение? В старину пятница была базарным днем. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили,  что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что ему верить нельзя.

Англичанка  Мы читали сказку о бедном крестьянине. Только эту сказку, наверное, детям до 16 лет читать нельзя. Потому что крестьянин почему-то был гол как сокол. Нас очень удивила эта сказка, потому что мы никогда не видели голых соколов.

Слайд 4

3 воспитанница   Гол как сокол – значит очень бедный, нищий. К птице сокол это выражение не имеет отношения. Сокол (ударение на втором слоге) – это древнее стенобитное орудие, вроде тарана. Это была гладкая, т.е. «голая», металлическая болванка, подвешенная на цепях. Кстати, фамилия Соколов у одних могла произойти от птицы, у других – от орудия.

Немка   Мы часто пристаем к учителю, спрашивая. Куда он поведет нас на каникулах. Когда мы слишком ему надоедаем, он отвечает, что поведет нас на кудыкину гору. Мы изучили всю карту Германии, но такой горы не нашли. Может быть, эта гора находится в России?

Слайд 5

4 воспитанница  На кудыкину гору – так мы отвечаем тем, кто назойливо интересуется, куда мы идем. Это выражение родилось в охотничьей среде. У охотников был запрещен вопрос о том, куда они направляются. Существовало поверье, что нельзя показывать место охоты, если хочешь добиться успеха. Отсюда и пословица: «Не кудыкай, счастья не будет».

Француженка  Наши мальчики ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им все нипочем! И наш учитель по русскому языку сказал, что им все как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.

Слайд 6

5 воспитанница   Как с гуся вода – эта поговорка является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители, купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба». Люди верили, что от этих слов болезнь сойдет так же, как с гуся вода. Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой, поэтому вода не смачивает их, а скатывается каплями.

Англичанка   Я получила двойку, и учитель потребовал у меня дневник. Мне так не хотелось портить новый дневник двойкой. И я сказала, что родители мне еще не купили дневник, а учитель назвал меня казанской сиротой. Но я никогда не была в Казани. И я не сирота. Что бы это значило?

 Слайд 7

6 воспитанница  Казанская сирота – так называют человека, который прикидывается бедным, несчастным, чтобы разжалобить кого-либо и получить для себя выгоду. Это выражение появилось после завоевания Иваном Грозным Казани. Татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и настойчиво требовали наград.

Немка   На уроке физкультуры наш класс ходил в бассейн. Мы там плавали, ныряли от души. Потом все очень долго одевались и опоздали на урок. А наш учитель сказал, что мы специально тянули канитель, чтобы опоздать на уроки. Но в бассейне никакой канители не было. Мы даже не знаем что это такое.

Слайд 8

7 воспитанница  Тянуть канитель – значит медлить, мешкать. Канителью в старину называли тонкую золотую и серебряную проволоку, которой украшали одежду, погоны. Эту проволоку изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую нить. Делалось это очень долго, поэтому и стали говорить: «Канитель тянуть». Отсюда и значение слова «проволока», ее приходилось долго волочить, тянуть.

Француженка Наши мальчики уже давно обещали, что научат всех девочек играть в футбол, но как только им попадет в руки мячик, они начинают сами играть, а девочкам остается только за них болеть. Мы пожаловались учителю русского языка. И он сказал, что мальчики водят нас за нос. Мы свои носы теперь закрываем, чтобы никто нас за них не водил!

Слайд 9

8 воспитанница   Водить за нос – значит обманывать, обещать и не выполнять обещаний. В старые времена цыгане водили по ярмаркам медведя за продетое в нос кольцо. Они заставляли медведя выполнять разные трюки, показывая ему приманку, которую не давали. Отсюда и появилось выражение «водить за нос».

Англичанка  Мы работали в школьном саду. Но работать нам не хотелось, мы ждали, когда закончится урок труда и начнется перемена. За работу нам поставили по троечке, а учитель сказал, что мы работали спустя рукава. Но у нас были футболки с короткими рукавами, мы не могли спустить рукава.

Слайд 10

9 воспитанница   Спустя рукава – значит работать плохо, небрежно. Это выражение пришло из глубокой древности, когда еще не было ни рукавиц, ни перчаток. Чтобы согреть руки, на одежде делали длинные рукава. С длинными рукавами человек работает плохо, потому что они ему мешают. Перед работой рукава засучивались – отсюда выражение «работать засучив рукава», т.е. усердно, старательно.

Немка   Когда мы ничего не делаем на уроках, наш учитель говорит, что мы бьем баклуши. Мы не знаем, что это за баклуши такие, но бить их – приятное занятие! Только нас беспокоит один вопрос: а этим баклушам не больно, когда их бьют?

Слайд 11

10 воспитанница  Баклуши – это заготовки для деревянных ложек. Это такие деревянные чурочки, которые откалывали от бревна. Это считалось легкой, пустяковой работой, которая не требует большого умения. Бить баклуши – значит бездельничать.

Француженка  Мы на прошлой неделе весь урок проплакали. Наш учитель русского языка сказал, что части речи мы должны зарубить себе на носу. Но у нас не такие большие носы, чтобы там поместились все эти части речи. И потом это, наверное, так больно! Мы не знаем, что делать, помогите!

Слайд 12

11 воспитанница   Зарубить на носу – значит запомнить. В старину многие люди не умели читать и писать. А чтобы сделать заметку для памяти, они носили с собой специальные дощечки, на которых делались зарубки-напоминания. Такая дощечка называлась «нос» - от слова «носить». Зарубить на носу – значит сделать зарубку на такой дощечке.

Англичанка   Наша учительница всегда очень огорчается, когда мы получаем двойки. Мы решили ее немножко развеселить: раздобыли на перемене классный журнал и поставили всем пятерки. Мы думали, что она нас похвалит, а она сказала, что мы оказали ей медвежью услугу. Но мы же совсем на медведей не похожи. Как же это понимать?

Слайд 13

12 воспитанница  Это выражение пошло из басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней медведь отгонял мух от своего спящего друга пустынника. Одна муха была очень уж назойливой. Тогда медведь взял булыжник и убил муху на лбу друга. Медвежья услуга – это неуклюжая помощь, от которой только вред.

Часть 2. «Эти странные словечки иностранные»

Англичанка  Спасибо, девочки, вы нам очень помогли! Нам кажется, что мы уже очень хорошо знаем русский язык.

Немка  А теперь и мы хотим взять вас на буксир и помочь вам узнать, из какого языка пришли в Россию некоторые слова.

Англичанка  Вы должны назвать слова, которые заимствованы из немецкого, английского и французского языков.

Слайд 14

Француженка Начнем с французского.

  1. Постановщик спектакля или кинофильма.   (Режиссер)
  2. Колпак для лампы, светильника.   (Абажур)
  3. Творческий работник, который выступает на сцене.   (Артист)
  4. Искусство сценического танца.   (Балет)
  5. Отвар мяса, рыбы, овощей, грибов.  (Бульон)
  6. Тот, кто в течение дня назначен следить за чем-то. (Дежурный)
  7. Книга или тетрадь для периодической записи наблюдений, оценок.  

(Журнал)

  1. Воспоминания.   (Мемуары)
  2. Спиртовой раствор душистых веществ.   (Одеколон)
  3. Гостиница.  (Отель)
  4. Отлогий берег, удобный для купальщиков и для принятия солнечных ванн.   (Пляж)
  5. Жидкое кушанье – из мяса, рыбы, овощей, крупы с приправами.

    (Суп)

  1.  Сооружение в виде коридора под землей, в горах, по которому проложены пути.    (Тоннель)
  2. Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы.

      (Тротуар)

  1. Дорога с твердым покрытием.     (Шоссе)
  2. Водитель автомобиля.         (Шофер)

Англичанка    А я привезла вам слова из Англии.

  1. Массовое собрание для обсуждения политических, злободневных вопросов.     (Митинг)
  2. Состязание в спортивных играх. Бывает футбольный, волейбольный, баскетбольный…       (Матч)
  3. Человек, занимающийся бизнесом, предприниматель.

      (Бизнесмен)

  1. Вид спорта, в котором игроки стараются руками забросить мяч в корзину.                (Баскетбол)
  2. Кулачный бой в специальных перчатках.      (Бокс)
  3. Попадание мяча (шайбы) в ворота соперника, а также само такое попадание.        (Гол)
  4. Бег по пересеченной местности.        (Кросс)
  5. Огражденная канатами площадка для бокса.      (Ринг)
  6. Физическая культура.     (Спорт)
  7. Нападающий в спортивных играх.    (Форвард)
  8. Вид спорта, в котором игроки стараются ногами забросить мяч в ворота.          (Футбол)
  9. Городской электрический поезд, который ходит по рельсам.

               (Трамвай)

  1. Плотно облегающие брюки из жесткой (обычно синей) хлопчатобумажной ткани.    (Джинсы)
  2. Игра, в которой слова перекрещиваются.   (Кроссворд)
  3. Городской электрический автобус.    (Троллейбус)

Немка   Ну, а мои слова – из Германии.

  1. Хлеб, намазанный маслом.     (Бутерброд)
  2. Ребенок с исключительными способностями.  (Вундеркинд)
  3. Инструмент для сверления отверстий в дереве, металле.

    (Дрель)

  1. Снежная волна, стремительно сходящая вниз со склонов гор.

      (Лавина)

  1. Общий вид местности.      (Ландшафт)
  2. Прозрачное оптическое стекло.   (Линза)
  3. Мешок для переноски тяжести на спине.       (Рюкзак)
  4. Знамя, прикрепленное к древку.    (Флаг)
  5. Цветные огни, получаемые сгоранием слабовзрывчатых веществ.        (Фейерверк)
  6. Ловкий прием, трюк.      (Фокус)
  7. Снаряд в тяжелой атлетике.     (Штанга)
  8. Безветрие.     (Штиль)
  9. Административное или судейское наказание в виде денежного взыскания.     (Штраф)
  10. Резиновая трубка для подачи жидкости, газа.  (Шланг)
  11. Младший матрос.     (Юнга)

Викторина

Классный руководитель.  Понятно, почему европейские и русские школьники нашли общий язык: у нас так много общих слов. И раз мы говорим на одном языке, можно и знаниями померяться. Иностранных школьников представляет команда «Европа», а русских – команда  «Россия». 

Слайд 15

        А чтобы результаты состязаний были наглядны, правильные ответы каждой команды мы будем фиксировать. (Передать листочки жюри)

        Я приглашаю команды занять места у доски.

        Отвечать на вопросы нужно быстро, без обсуждения. Если команда не отвечает, соперники могут ответить и получить дополнительный балл.

        Команда «Европа» отвечает на нечетные вопросы, команда «Россия» - на четные.

  1. Что находится посредине земли?    (Буква «м»)
  2. Что мы слышим в начале весны?     (Звук «в»)
  3. Что у зайца позади, а у цапли впереди?   (Буква «ц»)
  4. Что у лета в конце, а у осени в начале?    (Буква «о»)
  5. Какие три предмета можно разбить, получив при этом не выговор, а благодарность?        (Цветник, лагерь, сад)
  6. Какие три предмета можно собрать, ничего не беря в руки?

     (Силы, мысли, друзей)

  1. Как отправить карету в космос?    (Переставив буквы: карета – ракета)
  2. Как превратить барыню в служанку?   (Переставив буквы: барыня – рабыня)
  3. Угадайте четыре слова   (для первой команды)

         С «м» я в море,

         С «в» я в поле,

         С «п» я в доме,

         С «г» в футболе.      (Мол, вол, пол, гол)

  1.  Угадайте четыре слова   (для второй команды)

         С «б» мучительной бывает,

         С «м» одежду пожирает,

         С «р» актерам всем нужна,

         С «о» для повара важна.     (Боль, моль, роль, соль)

  1.  Угадайте слово  (для первой команды)

         Мой первый слог тягуч и сладок,

         Второй – частица, вместе – зверь,

         Живет в лесу, на ульи падок,

         Ну, угадал его теперь?       (Медведь)

  1.   Угадайте слово  (для второй команды)

          Мое начало – буква алфавита,

          Она всегда шипи сердито,

          Второго корабли боятся

          И обойти его стремятся,

          А целое летает и жужжит,

          То сядет на цветок, то снова полетит.      (Шмель)

Классный руководитель. Вот и закончилась наша викторина. Счет (объявляет счет). Но викторина – от слова виктория. А виктория – это…

Воспитанницы – победа!

        И эта победа досталась сегодня 5-г классу, потому что он стал сегодня

более умным, знающим, дружным, а значит и более сильным.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель.  

Как вы считаете, девочки, успешно мы провели сегодня классный час?

Кто лучше всех справился со своей ролью?

Примерные ответы воспитанниц:

- понравились иностранцы, они очень смешно рассказывали о ситуациях с русским языком

- понравились вопросы викторины. Они были легкие и необычные.

- мне понравилось, что я много узнала. И о значении поговорок, и о происхождении слов.

- мне понравилось играть в команде. Я чувствовала, что и от меня зависит победа.

Литература.

1. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг  мой. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 1976 год.

2. Д.Э. Розенталь и др. Русский  язык  для школьников 5 – 9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. Москва, «Дрофа», 1995 год.

3. Н.В. Адамчик. Самый полный курс русского языка. Минск: Харвест, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...