классный час "Навыки невербального общения"
классный час (8 класс) на тему

Куликова Татьяна Александровна

         Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, язык программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык – язык мимики, жестов и телодвижений – «боди лэнгвидж»

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он научился пользоваться речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час-практикум

«Навыки невербального общения»

8 класс классный руководитель Куликова Татьяна Александровна

Цель: формирование у учащихся навыков позитивного и эффективного общения в окружающей социальной среде.

Задачи:

  1. Создание условий для развития личности, через формирование навыков невербального общения;
  2. Воспитывать толерантность при общении в коллективе;
  3. Повышать культурный уровень детей;
  4. Раскрытие роли мимики и жестов в общении;
  5. Способствовать проявлению интеллектуально-творческих способностей, самостоятельности учащихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютеры, презентация классного часа-практикума, репродукции художников; стулья поставлены полукругом.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие. Упражнение «Поздоровайся с соседом без слов»

  1. Изучение нового материала
  1. Целеполагание урока.

- Создание проблемной ситуации. Стихотворение Михалкова «А у вас?»

Слайд№1

Вопрос: Чем занимались дети на улице?

Ответ: Болтали, гуляли, хвастались, общались.

Правильно, мы и будем сегодня говорить об общении, точнее о его способах

Слайд№2 тема нашего занятия «Навыки невербального общения»

Вопрос: Как вы думаете, что такое общение?

Ответ: Люди говорят что-то друг другу и т.д

Слайд№3

Вопрос: Как вы думаете, а как люди передают информацию, с помощью чего?

Ответ: СМИ, газеты, смс, письма и т.д

Вопрос: Представьте, что вы в чужой стране, не знаете языка, но вам нужно найти определенное место, что тогда?

Ответ: Жесты, мимика, нарисовать и т.д

Вы назвали мимика, жесты, а это все компоненты невербального общения.

  1. Понятие «вербальное», «невербальное» общение

Слайд№4

Вербальное общение – речевая форма общения.

Невербальное общение – неречевая форма общения.

         Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, язык программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык – язык мимики, жестов и телодвижений – «боди лэнгвидж»

Психологам установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 – 80% передача информации осуществляется за счет невербальных средств выражения.  Этому языку нужно доверять т.к подделать (лгать) его практически невозможно, его проявление обусловлено импульсами подсознания.

Слайд№5 Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он научился пользоваться речью.

Слайд№6 А животные владеют искусством мимики??

  1. Вопрос: Что является языком невербального общения?

Ответ: Одежда, поза, дистанция, выражение лица, взгляд, мимика, жесты, походка, мотание головой, рукопожатие, объятие.

Слайд№7 О чем «говорит» одежда?

Слайд№8 О чем вам «говорят» позы?

Слайд№9 Какие эмоции людей хотел передать художник?

  1. Изумление, 2- радость, 3- боль,4 – шок, 5 – задумчивость)

Слайд№10 А какие общепонятные жесты вы знаете?

  1. Если вы складываете ладони вместе и опускаете на них голову, это сигнал: «Я хочу спать».
  2. Когда вы потираете ладони, это значит: «Мне холодно» или «Я с радостью что-то предвкушаю».
  3. Потрясти сжатым кулаком означает: «Я зол», и это угроза агрессии.
  4. На Западе знак V, сделанный рукой, ладонь которой направлена на другого человека, означает победу. Когда рука повернута ладонью к себе, это оскорбление.
  5. В большинстве западных культур такой жест кистей рук ,как соединение указательного и большого пальца и получившийся круг означает ОК. В Латинской Америке и Германии это оскорбление, а на Ближнем Востоке такой жест расценивается как неприличный
  6. В Европе – знак высшего одобрения ,в мусульманских странах этот жест считается неприличным.
  1. Практическая часть

Упражнение №1. «Общение без слов».

Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники встают в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги двигаются в противоположные стороны. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые образуют пары, которые получают задание: положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течении минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начните двигаться  дальше. Следующие задания: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь и т.д.

После упражнения участники обмениваются чувствами. Длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями

Упражнение №2. «Ожившая картина».  Участники делятся на 4 группы. Каждая группа получает репродукцию, созданную  русским или зарубежным художником. Задача каждого – “оживить “ картину, не только приняв его позу или выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик. Остальные должны угадать картину.

         Упражнение №3. «Посмотри как…»

  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
  • Папа после родительского собрания;
  • Мышка на кошку;
  • Удав на кролика;
  • Начальник на подчиненного;

Улыбнитесь, как улыбаются:

  • Очень вежливый японец;
  • Собака своему хозяину;
  • Кот на солнышке;
  • Само солнышко;

Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

  • Учитель, недовольный ответом ученика;
  • Человек, желающий скрыть свою улыбку;
  • Родитель, открывший дневник сына.
  1. Рефлексия.

Вопрос: Как вы думаете, а где могли бы пригодиться ваши знания о невербальных языках?

Ответы: В общении с родственниками, с партнерами, в профессии и т.д.

Вы правильно сказали все, в последнее время при приеме на работу, когда человек проходит собеседование, за ним наблюдают психологи.

При общении с гражданами других стран…

Упражнение «Прогноз погоды»

Инструкция: Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом. Может быть мы не выспались. У нас по каким-то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на какое-то время. Как дать понять другим, что нам хочется  побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная.. Покажите свое настроение сейчас без слов.

Анализ воспитательного мероприятия

«Навыки невербального общения»

Классный час «Навыки невербального общения» был проведен 17 апреля 2013 года в 8 «в» классе МБОУ СОШ №4 классным руководителем Куликовой Т.А.

Цель: формирование у учащихся навыков позитивного и эффективного общения в окружающей социальной среде.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Создание условий для развития личности, через формулирование навыков невербального общения;
  2. Воспитывать толерантность при общении в коллективе;
  3. Повышать культурный уровень детей;
  4. Раскрытие роли мимики и жестов в общении;

Способствовать проявлению интеллектуально – творческих способностей, самостоятельности учащихся.

Форма проведения: час общения с элементами психологического тренинга, игра.

Класс очень активный, работоспособный, почти все стараются принимать активное участие во всех мероприятиях класса и школы, неоднократно занимали призовые места. Три года подряд ребята занимали первое место в школьном конкурсе «Самый активный класс»

На первом месте в подростковом возрасте стоит общение. Поэтому я считаю, выбранная тема актуальна и интересна, соответствует возрастным особенностям класса.

Данный классный час входит в систему мероприятий направленных на изучение и формирование личности. В ходе него детьми было получено много новой и полезной информации. Перед занятием детям предлагалось понаблюдать за общением между собой, со взрослыми, что подготовило почву для разговора.

Мультимедийное оборудование, расположение мест в классе создавало комфортную обстановку для общения. А презентация помогла установить логическую связь всех частей занятия.

Игровые формы вызывали эмоциональную активность детей, что позволило лучше усвоить новый материал.

Учащиеся проявили творческую активность, учились слышать и видеть друг друга. Каждый нашел свое место и не остался равнодушным к происходящему.

Важно было сформировать у каждого мнение о значимости невербального общения и давать ему правильную оценку. Думаю, что это удалось.

В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого.

В конце занятия проведена рефлексия. Я считаю, что цель, поставленная мною, достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Невербальное общение. Язык жестов"

«Невербальное общение. Язык жестов» - межпредметный ориентационный краткосрочный курс, рассчитанный для учащихся 9 классов на 8 – 9 часов.Цель этого курса: дать учащимся знания, сформировать нав...

Невербальное общение на уроках английского языка

Данная статья рассказывает о позитивном влиянии правильного невербального общения учителя  на качество урока....

Мастер-класс "Секреты невербального общения"

Мастер-класс посвящён роли средств невербальной коммуникации, мимике, жестам, телодвижениям....

"Невербальное общение"

Тема: Невербальное общениеКонспект занятияЦели занятия:Сформировать представление о понятии «общение» и его видах.Способствовать актуализации представлений учащихся о невербальном общении, его с...

Доклад по теме:"Невербальное общение в педагогической деятельности учителя".

В предложенном материале описываютсят невербальные средства общения и примеры их применения в педагогической деятельности учителя....

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика.

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика....

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...