Доклад по теме:"Невербальное общение в педагогической деятельности учителя".
материал по теме

Рошинец Марина Юрьевна

В предложенном материале описываютсят невербальные средства общения и примеры их применения в педагогической деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Невербальное общение в педагогической деятельности  УЧИТЕЛЯ

Уметь общаться, быть хорошим речевым партнёром – это приятно и полезно каждому. Но есть профессии (их не случайно называют разговорными), где умение общаться не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость. Одна из таких профессий – учитель, тем более учитель иностранного языка.  Тем более потому, что он обучает общению.

От умения общаться зависит рациональное и эмоциональное взаимодействие индивидов, воспитательное воздействие педагога на ученика, способность передать свой опыт, свои знания, способы деятельности, умения и навыки.

Всякое общение осуществляется определёнными средствами: вербальными и невербальными.

Невербальное общение - общение без помощи речи. Оно играет важную роль в жизни человека. От 60 до 80% информации в обычном, повседневном общении человек передает и принимает невербально. К невербальному общению относятся: выражение лица, телесные движения (позы, жесты), перемещения в пространстве, взгляд, тактильные ощущения.

Учитель, основным видом деятельности которого является общение, должен грамотно использовать в своей работе знания о невербальных средствах общения.

Выражение лица (мимика). Одним из первых исследовать выражение лица человека начал Ч. Дарвин. Он попытался обосновать биологическую природу эмоций. Он и его последователи исследовали связь выражения эмоций с физиологическими процессами, происходящими в этот момент в организме человека (то есть какие именно мышцы напрягаются и расслабляются при выражении тех или иных эмоций, с какими обменными процессами это связано и т. д.). Только в последние несколько десятилетий изучение эмоций пошло по иному пути - эмоции стали рассматриваться как ключ к раскрытию мотивационной сферы человека. В этой связи интерес к исследованиям резко возрос. Подробно изучается процесс считывания эмоций (что означает данное выражение лица); зависимость эмоций и силы их выражения от страны, национальности, социального статуса и т. д.; процесс усвоения эмоций ребенком.

Телесные движения (позы, жесты). Существует особая наука

кинетика - наука о телесных выражениях человека. Специалисты-кинезиологи могут восстановить все движения человека по звуку его голоса. Тем не менее доказано, что понимание невербального языка большинством людей невозможно без связи его с вербальным языком и контекстом ситуации. Если мы хотим понять человека, то мы должны обращать внимание на его жесты, «произвольные движения, позы, внешние проявления вегетативных изменений (покраснение, побеление, дрожь, испарина и т. д.), манеру двигаться, одеваться, причесываться и др. Данный язык часто оказывается более правдивым и может больше сообщить нам о человеке, чем речь. Невербальный язык значительно меньше поддается сознательному контролю, а вегетативные изменения большинством людей и вовсе не контролируются.

Тактильное взаимодействие. Допускает ли человек в общении тактильное взаимодействие, как оно влияет на собеседников, на их поведение и взаимодействие, на ход общения - именно эти вопросы ставятся при анализе тактильного взаимодействия. Обычно прикосновения допускаются в общении близких родственников или друзей. Поэтому неуместное использование прикосновений может осложнить разговор, насторожить собеседника или вовсе привести к прекращению разговора.

Визуальное взаимодействие. Направление взгляда зависит от содержания общения, индивидуальных различий, характера взаимоотношений людей и предшествующего развития разговора. Выделяют следующие функции взгляда в общении:

  1. информационный поиск. Поиск обратной связи в общении, информации об эффекте сообщения. Обычно обмен взглядами происходит после каждой реплики в общении и в опорных моментах разговора;
  2.  оповещение об освобождении канала связи, то есть о том, что человек закончил говорить и ждет ответной реплики;
  3.  стремление скрывать или выставлять свое «я»;
  4.  установление и поддержание первоначального контакта, чему способствуют быстрые короткие повторяющиеся взгляды;
  5.  поддержание стабильного уровня психологической близости.

Средством невербального общения является также и время. Например, пунктуальность, столь принятая в общении у европейцев и американцев, у арабов вызывает раздражение. Отсутствие пунктуальности воспринимается не только как особенность человека, но и как неуважение, недостаточная заинтересованность в разговоре, способ подчеркнуть свою важность и независимость, то есть, как способ сообщить некоторую информацию, не прибегая к словам. Временной промежуток между стуком в дверь и вхождением в нее может показать нам важность человека (чем дольше промежуток, тем важнее человек). Время влияет на вид связи между людьми - на интенсивность общения, величину индивидуальной территории, язык тела. Временной промежуток, отводимый на разговор, может облегчить его или усложнить. При планировании разговора важно помнить, что всю основную информацию о взаимоотношениях между людьми мы передаем и принимаем в первые двадцать минут разговора.

Перемещения в пространстве. То, как мы перемещаемся по отношению друг к другу в процессе разговора, на каком расстоянии находимся, как реагируем на изменение расстояния, также может многое сказать внимательному собеседнику. При анализе перемещений в пространстве важно помнить о культурных различиях - то, что воспринимается как должное европейцем или американцем, представителем Востока будет истолковано совершенно по-иному. Способность человека общаться на разных расстояниях, в том числе и на очень близких, и сохранять при этом спокойствие - показатель его уверенности в себе, раскрепощенности, понимания себя и других. Очень многие психологические техники повышения уверенности в себе, понимания основаны именно на приемах работы с телом, в том числе и на анализе перемещений в пространстве.

Каждый человек имеет определенную пространственную зону вокруг тела, которую он рассматривает как свою личную территорию (личную пространственную зону). Размер этой зоны социально и национально обусловлен, например, он определяется плотностью населения в том месте, где живет человек (чем выше плотность, тем меньше зона). Все данные, которые приводятся ниже, рассчитаны для жителей больших городов западных стран. Личную пространственную территорию человека можно разделить на четыре зоны:

а) интимная зона (от 15 до 50 сантиметров). Это самая главная из всех зон, поскольку именно ее человек охраняет наиболее сильно. Проникать в эту зону разрешается только тем, с кем у данного человека установился тесный эмоциональный контакт (дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники). Если вторжение собеседника в интимную зону нежелательно, то человек оповещает об этом целой серией сигналов.

На первой стадии человек отводит взгляд, постукивает пальцами или ступнями, покачивается на ногах или (если сидит) покачивает ногами, переминается, ерзает на месте. На второй стадии он закрывает глаза, издает вздохи, сутулит плечи, подбородок отвисает. На третьей стадии происходит уход. При насильственном вторжении в интимную зону человек чувствует беспомощность, беззащитность и слабость. Следствием этого, в качестве защитного механизма, бывает повышенная агрессивность.

б) личная зона (от 50 до 120 сантиметров). Это расстояние обычно разделяет людей в дружеском общении, на вечеринках, при проведении свободного времени;

в) социальная зона (от 120 до 360 сантиметров). На таком расстоянии обычно держатся от посторонних людей и людей, которых мы не очень хорошо знаем;

г) общественная зона (более 360 сантиметров). Это расстояние наиболее удобно, когда мы адресуем свои слова большой аудитории.

Что делать учителю со всеми этими средствами?

Во-первых, можно более экономно использовать время на уроке за счет использования невербальных средств для регуляции деятельности и ее оценки.

Во-вторых, можно активизировать речемыслительную деятельность учащихся.

В-третьих, можно стимулировать их говорение за счет создания доверительного климата общения.

В-четвертых, можно способствовать запоминанию речевого материала.

В-пятых, можно способствовать сохранению личностного контакта.

В-шестых, можно . . .

Многое еще можно, если этими средствами овладеть.

Каким образом знания перемещений в пространстве могут оказаться полезными для учителя в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Учитель ведет индивидуальную беседу с учеником. При этом ученик переминается с ноги на ногу, оглядывается и тем самым вызывает замечание учителя. Возможно, что ученик действительно всячески старается показать, что данный разговор ему неинтересен. Но чтобы сделать такой вывод, учитель должен исключить все другие причины, и в первую очередь нарушение интимной зоны ученика. Особенно это касается тех случаев, когда ученик меньше учителя ростом, потому что учитель может неосознанно нарушить интимную зону ученика, в то время как его собственная зона нарушена не будет.

Пример 2. Учитель, ведя индивидуальную беседу с учеником, берет его за плечо. Подобный жест, продиктованный самыми благими намерениями, может вызвать агрессивную реакцию ученика или, наоборот, чувство незащищенности и беспомощности. Прежде чем сделать подобный жест, учитель должен удостовериться, что он не будет неприятен ученику.

        В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Глубокий мудрый смысл этих слов раскрывается на уроках. Стоит только учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам и их словам, забыть, что он находится, так сказать, «наверху», встать рядом, как тотчас же ученики откликнутся, уловят искреннее расположение, искреннюю заинтересованность в общении, т. е. станут речевыми партнерами. Перефразируя известную поговорку, можно с полным правом утверждать: хочешь иметь речевого партнера, будь им! Или точнее — учись, чтобы стать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей"

Под инновациями в обучении следует понимать: 1. Новые методики преподавания. 2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные - межпредметные - прог...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)

Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнител...

Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...

ДОКЛАД на тему: «Использованием ИКТ в профессиональной деятельности учителя информатики»

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе обр...

Презентация на тему: Возможности ИКТ в педагогической деятельности учителя английского языка.

В презентации на тему: Возможности ИКТ в педагогической деятельности учителя английского языка рассмотрены возможности ИКТ технологий....

Доклад на тему «Творческий подход в педагогической деятельности учителя из личного опыта работы»

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, за время своей работы я выработала определенные, эффективные, как мне кажется, методы и приемы обучения иностранному языку. Мне бы хотелось поделиться с...

Невербальная коммуникация в профессиональной деятельности учителя иностранного языка

Невербальная коммуникация играет особую роль и в профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Ведь изучение иностранных языков – нелегкое дело. Это длинный и сложный процесс, которы...