Классный час "Суд над Безразличием"
классный час (11 класс) на тему

Сахарова Светлана Александровна

Классный час, проводимый в форме РОЛЕВОЙ ИГРЫ - формирование умения аргументировано отстаивать собственную точку зрения, развитие навыков анализа негативных явлений, эмоций и самоанализа.

РОЛЕВАЯ ИГРА - вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь подростков в серьезный нравственный анализ и самоанализ, оценку и самооценку.

 

Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой ролевой игры. В любом случае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_bezrazlichiem_-_kl.chas_5-6.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РК «СТЖТиП»

Суд над Безразличием

Классный час

Сахарова Светлана Александровна

24.04.20174


Цель: формирование умения аргументировано отстаивать собственную точку зрения, развитие навыков анализа негативных явлений, эмоций и самоанализа.

Форма проведения: интерактивная ролевая игра с привлечением зрителей.

РОЛЕВАЯ ИГРА

Технология подготовки и проведения ролевой игры «Суд над...»

РОЛЕВАЯ ИГРА - вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь подростков в серьезный нравственный анализ и самоанализ, оценку и самооценку.

Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой ролевой игры. В любом случае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.

РОЛИ:

«судья» - ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;

«секретарь» или «председатель» - записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;

«обвиняемый» - явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;

«прокурор» («обвинитель») - выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д.;

«адвокат» («защитник») - находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.;

«свидетели обвинения»;

«свидетели защиты»;

«присяжные заседатели» (приглашенные учащиеся нашей и других групп).

Технологическая цепочка ролевой игры «Суд над Безразличием»

В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре зала), «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.

«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все присутствующие встают.)

Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению Безразличия.

В душах людей поселилось Безразличие. Оно вытеснило из них доброту, внимание, заботу, сострадание, желание помочь ближнему, любовь к себе и окружающим.

Безразличие обвиняется в том, что наносит непоправимый ущерб человеку и обществу в целом и ваша задача господа присяжные принять решение – имеет ли право на существование безразличие в нашей группе.

Судья задаёт вопросы «подсудимому»:

  1. Представьтесь, Ваше имя.
  2. А есть ли у Вас другое имя?
  3. Дата рождения?
  4. Где проживаете?
  5. Вам известно, в чем Вас обвиняют?
  6. Вы признаете себя виновным?

Подсудимый отвечает:

  1. Состояние полного равнодушия, незаинтересованности. Отсутствие различия, разницы между чем-н. (устар.).

Безразличие - отсутствие отличительных свойств, однообразие, сходство, подобие, равенство, как состояние. Безразличный, ничем не различаемый, неразличимый; безразличность ж. безразличие, как свойство, качество.

  1. безучастие, хладнодушие, холодность, апатичность, апатия, нечувствительность, индифферентизм, безучастность, холод, безразличность, прострация, дофенизм, наплевательское отношение, презрение, бесчувственность, малочувствительность, индифферентность, равнодушие, холодок, всенаплеватизм, вседофенщина,  долампочкизм, анахренизм, вседолампочество, вялость, пофигизм, деревянность, бесчувствие.

  1. Родилось я вместе с рождением человека.

  1. Комфортно чувствую себя в душах людей.

  1. Я так понимаю, что в самом моем существовании.

  1. С обвинением категорически не согласен.

Судья предоставляет слово «обвинителю».

Обвинитель

Только участие каждого человека в развитии и построении гармоничного общества, способно дать положительные действенные результаты, ибо общество состоит из нас и несёт в себе те же качества и устремления, что и мы сами.

К великому сожалению, в данное время, среди людей живёт жестокосердие и безразличие.

Несмотря на то, что безразличие не является собственно отрицательной эмоцией, последствия такого состояния губительны. Становясь безразличным к себе, человек останавливается в своем развитии, не ставит перед собой новых целей и не стремится к их достижению. А поскольку застой не может быть стабильным, он постепенно ведет к деградации.

Проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. «Моя хата с краю, ничего не знаю»,– девиз тех, в ком безразличие окончательно укоренилось.

Повсюду можно заметить безразличие. Идут ли войны, происходят ли кровопролития в Мире; умирают, болеют ли, голодают ли; а если возникает интерес, то в большинстве случаев существует неприязнь, и даже презрение.

В системе образования, культуры, медицины, науки, жизни людей, наблюдается присутствие безразличия. Не слишком ли много? Складывается удручающее сооружение; вырисовывается неприятная картина, настораживающая. Даже, если рядом страдает человек, потеряв что-то или кого-то – мы остаёмся в стороне, стараемся с такими людьми свести встречи до минимума – это тоже, своего рода безразличие – бессердечность.

Когда с родителями идёт ребенок - сыт и хорошо одет, а рядом стоит сирота, обычно, родители настоятельно советуют обходить таких людей стороной, чтобы не накликать на себя беду или болезнь. Ребёнок запоминает происшедшее на всю оставшуюся жизнь. Но редко родители объясняют ребёнку, что на месте этих людей, в любой миг, может оказаться каждый, и тогда уже на него будут показывать пальцем, как на прокаженного. Можно, также наблюдать, как дети издеваются над беззащитными животными, а рядом находятся другие дети, которые с безразличием наблюдают за происходящим. А завтра, они же, с безразличием наблюдают, как их товарищи издеваются над человеком, обществом, страной, миром.

Безразличие, как демон зла, кружит над планетой. Лишь единицы были способны изжить это качество, заменить его на антипод. (участие, заинтересованность)

Порою, можно было наблюдать ужасающие свершения рук человеческих в разных точках земного шара, и когда в скорбь погружались миллионы, некто мог спокойно насыщаться произошедшим, и оставаться всё в том же безразличии. Можно вновь придти к выводу, что любое разъединение порождает безразличие. Безразличие, как зараза охватывает души и сердца живущих на Земле.

Подсудимому выдвинуты обвинения в том, что по его вине погибают люди, гибнут нации, происходит деградация личности в масштабах страны.

Слово предоставляется пострадавшим (вызывает председатель).

1 пострадавший.

В прошлом я студент. Я живу в небольшой деревушке и родители мои не очень обеспечены. Работу в деревне найти очень сложно, но суть не в этом. Нахожусь я сейчас в инвалидном кресле по вине Безразличия. Однажды, гуляя по парку, я почувствовал резкую колющую боль в области сердца. Мне стало плохо, дойти до лавочки я не смог и в течение трех часов лежал без движения на лужайке. Прохожие не обращали на меня внимания, проходили мимо или даже начинали отворачиваться. Скорую вызвали слишком поздно и меня парализовало. Теперь я инвалид.

2 пострадавший.

Я – наркоман. В том, что я стал наркоманом – обвиняю Безразличие. Я рос в семье, где родителям не было никакого дела до меня. Грустно мне было и радостно, они никак на это не реагировали, и со временем Безразличие завладело мной. Мне стало всё равно, как я живу, чем занимаюсь. Меня не волновали проблемы моей семьи, мне стало без разницы, как ко мне относятся окружающие, я нашел лишь одно удовольствие в своей жизни – наркотики. Моё здоровье меня не волновало, каким способом добыть деньги на следующую дозу мне стало Безразлично. И сегодня я болен СПИДом в тяжелой форме, жить мне осталось не больше месяца.

После выступления «пострадавших» «председатель» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям обвинения».

1 свидетель обвинения:

У нас в семье сейчас очень тяжелое положение. Когда сын был здоров и учился в институте, ему обещали хорошее место, сейчас он уже не может продолжать обучение на своем факультете. Кому нужен физрук инвалид. И виновато в этом Безразличие.

(вопросы)

2 свидетель обвинения:

У меня умерла жена. Она не смогла пережить того, что её сын стал наркоманом. Ведь наш сын вынес всё из дому, ворует у соседей, нигде не работает. Виновато во всем Безразличие.

(вопросы)

Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может также задавать им дополнительные вопросы.

Слово предоставляется адвокату.

Адвокат

Мой подзащитный не имеет прямого отношения к выдвинутым против него обвинениям. Следует считать его вину косвенной. Каждый человек сам вправе решать, как ему жить и мнение окружающих не должно влиять на его решение. Мой подзащитный никого не отталкивал от 1 пострадавшего, не продавал наркотики 2 пострадавшему. А то, что оно вытесняет другие чувства из душ людей, в этом виноваты сами люди.

Случается, что после сильного напряжения, связанного со стрессовыми ситуациями, у человека наступает состояние безразличия, когда не хочется ничего делать и все действия по уменьшению влияния факторов стресса кажутся бессмысленными.

В известном смысле такое безразличие – это защитная реакция организма. После сильного потрясения, которое сопровождается расходованием психической энергии, в нервной системе развивается торможение, в процессе которого растраченная энергия восполняется. Если бы этого не происходило, люди быстро достигали бы нервного истощения, представляющего угрозу для здоровья и жизни.

После выступления «адвоката» «председатель» вызывает по очереди «свидетелей защиты», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Прокурор» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям защиты».

1 свидетель защиты:

Только благодаря Безразличию я стал спокойнее реагировать на критику окружающих, и это помогло мне много добиться в своей жизни. Я не обращаю внимания на отношение окружающих ко мне, зато у меня теперь своя фирма и я могу каждый год отдыхать на Кипре.

(вопросы)

2 свидетель защиты:

Если бы не Безразличие я бы уже давно сошел с ума. Постоянные стрессы и напряжение на работе пошатнули мою нервную систему. А сейчас я спокойно хожу на работу и мне ни до кого нет дела.

(вопросы)

Слово предоставляется независимым экспертам: видеоролик «К чему приводит безразличие» (новости 1 канал, мнение психолога).

Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы.

Предоставляется слово обвиняемому (3 мин).

Люди сами всегда выбирают, как им реагировать на окружающую действительность. В нашем мире много горя и несправедливости, а я лишь помогаю безболезненно переживать проблемы. В чем же тогда моя вина?

Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы.

После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде, «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против».

Слово предоставляется председателю присяжных для вынесения вердикта присяжных.

После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Презентация к уроку экономики в 10 кл. (профиль) "Кривые безразличия"

Презентация "Кривые безразличия" призвана помочь в преподавании экономики на профильном уровне....