Разработки классных часов
классный час (7 класс) на тему

Тимралиева Наиля Салиховна

К 9 Мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_pomnim_vas_veterany_stsenariy.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Мы помним вас, ветераны

Аветян Гаяне Георгиевна, педагог дополнительного образования 

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа 

(Звучит грустная лирическая военная музыка)

Ведущий:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачевые звезды
На полотнах знамен унося.

Ведущая:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось?..

Ведущий:

Тот, самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду,
На всех, на все четыре года.

Ведущая:

Та ночь полна июньской прелести,
Для них не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло это лето.

Ведущий:

С утра – экзамен по истории.
Им так хотелось отличиться!
Бессоннице счастливой вторили
Века, события и лица.

Ведущая:

Какие им отметки выставит
Учитель завтра, напоследок?
Над Белорусью колосистою
Витали вздохи однолеток.

Ведущий:

Но вдруг рвануло за околицей,
И в брызгах стекол, в туче щебня
Волной воздушной с подоконника
Смело тетрадку и учебник.

(Звучит тревожная музыка. Слышен вой сирен и грохот взрывов. Музыка сменяется вступлением песни “Вставай, страна огромная”)

Ведущая:

Над предрассветными просторами
Бомбардировщики маячили.
И значит, новый курс истории
Десятиклассниками начат.

Ведущий:

В далекий год,
Простясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен,
И в танковых боях и штыковых.

Ведущая:

Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя – до вечного огня…

(Фонограмма песни “Красные маки”На сцену выходит выпускник в военной форме):

Свою память я зря неволю –
Лишь бы вспомнить – я помню и так:
И траншея по снежному полю,
И наплывы фашистских атак,
И отрывистый лай пулемета,
И стрекающий посвист “катюш”,
И в морозных окопах пехота –
Сотня, две ли мальчишеских душ.
Не былинные витязи в латах –
Каждый смел и отважен, и лих –
Необстрелянные ребята,
В маскировочных белых халатах,
А иные - и вовсе без них.
А над ними весомо и вечно –
Снежный мрак, как бессмертный Кощей.
А в окопе – не дома, конечно,
Нет ни печки, ни маминых щей.
Мы – мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.

(Фонограмма песни “На безымянной высоте”. На сцену по одному выходят старшеклассники в военной форме):

1-й:

Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!

2-й:

Нет, не думали мы о наградах,
О медалях своих, орденах,
Понимали – сражаться надо,
Защищая Отчизну в боях.
И в свинцовой пурге и метели,
Отражая атаки врага,
В то суровое время хотели,
Чтобы не было войн никогда.

3-й: 

Мы под танки бросались с гранатой,
Каждый делал на совесть, что мог,
Потому, что мы просто солдаты,
Выполняли солдатский свой долг.

(Юноши уходят со сцены.)

Ведущий:

Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит! Помнит о подвигах, о боевых друзьях.

Ведущая:

Слава тебе, победитель-солдат!
Ты прошел через все испытанья
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья!

Ведущий:

Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений.
Почтим память погибших минутой молчания.

(Минута молчания.)

(На сцену выходят “Он” и “Она”.)

Она:

Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы, да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.

Он:

Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает,
И душу пламенем отчаянья сжигает.

Она:

Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки.
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Он:

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны!

Она:

Чтобы Памяти нить живую
В поколениях не порвать,
Мы солдата судьбу фронтовую
Будем с нашими вечно сверять.

Он:

Солдат, он до своей солдатской доли,
Был просто мальчиком – таким, каким и я.
Он дотемна был на футбольном поле –
По этой страсти мы уже друзья.
Все, что ему, мне дорого и мило.
Как будто жить одна нас мать учила…

Она:

Сын рос, мужал, и мать им так гордилась…
Он на отца таким похожим стал…

Он:

А с ним такое чудо приключилось:
Он девушку однажды повстречал…
Все было празднично, и все впервые –
То все нарушится войной?..

Она:

И первый вальс, и соловьи лесные.
И первое свиданье под луной…

(Звучит “Довоенное танго”. На сцене вальсирующая пара. “Прощание славянки” - вокзал. Сцена прощания юноши с матерью и девушкой).

Девушка:

Не любят матери вокзалы,
За это их не нам судить.
Им надо жизнь начать сначала
И те вокзалы позабыть,
Где рев гудков глушился плачем,
Как будто стоном всей земли!
От слез не оставалось зрячих,
А люди шли на фронт и шли…

Юноша:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

(Юноша обращается к матери):

Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою.
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой!

(Обращение матери):

Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!”
Мне нужен сын не мертвый, а живой!

(Выходят на сцену поочередно “Он” и “Она” под песню “Если завтра война…”, со словами):

“Мы рождены не для войны – для жизни, творчества, любви!”

Он: Ах война ты, война! Что ж ты, подлая, сделала?

Она: Сколько горя и бед, и позора наделала!

Он: Не сгладит время горя матери, жены, любимой, детей. Для них погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными.

(Под фонограмму “Мой милый, если б не было войны” они уходят со сцены.)

(Под фонограмму военного вальса на сцену выходят юноша и девушка.)

Юноша:

Опять война, опять блокада…
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить”.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться: правда,
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда не права!

Девушка:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!

(Занавес закрывается.)

(Под фонограмму “Ленинградский метроном” девушка читает стихи.)

Девушка:

Светлы и лучезарны детства дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят,
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье.
И разве же не преступленье –
Детей мгновений радостных лишать,
До времени взрослеть их заставлять?!
Одно желанье жило в их сердцах,
Не покидавшее несчастных даже в снах, -
Желанье – голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
Он к хлебу относиться, как к святыне.

(Занавес открывается. На сцене брат и сестра ждут маму. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет с куклой. Брат ремонтирует табурет.)

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти кровать…

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно – молчу!
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

(строго) Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей!

(Занавес закрывается.)

(Под музыку Свиридова “Время вперед!” занавес открывается. На сцене установлен обелиск-памятник, погибшим солдатам. На сцену выходят четыре девушки в военной форме.)

1-я девушка:

Память сердце мне не остудить.
Снова обращаюсь к ней и снова.
Что мне делать,
Как мне дальше жить,
Если память сердца просит слова?
Но зачем ему успокоенье,
Что ничто не поросло забвеньем?
Боль о сыне не утешит мать,
Вдовы не забудут час проклятый…
Тяжко нам утраты вспоминать,
Тяжелее – забывать утраты.

2-я девушка:

Тихо… Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты…
Это - власть, утверждая над всеми,
По планете шагает Время.

3-я девушка:

Тихо. Слышите?
Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!

4-я девушка:

И вдруг: постой, не греми!
Видишь – черный гранит и пламя.
Задержись… Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни – обелиск,
Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года-солдаты:

1-я девушка: Сорок первый,

2-я девушка: Сорок второй,

3-я девушка: Сорок третий,

4-я девушка: четвертый, пятый…

3-я девушка:

Знаю - к звездам несешься ты,
Знаю – делаешь Землю краше.
Только к этому камню опустись с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы…
Самый скромный букет из ромашек.

1-я девушка:

И у вечности миг заняв,
Здесь, у камня, в траве примятой
Перед Памятью шапку снял
Оглушительный век двадцатый.

2-я девушка:

Всесильно Время – мощными руками
Все может сокрушить и возвести.

4-ая девушка:

Бессильно время, если встретит Память,
Святую Память на своем пути.

(На сцену выходит “ветеран”, он подходит к обелиску, снимает шапку со словами):

И жизнь пройдет, развеявшись, как дым,
Предсмертный миг, оставив мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти, оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия –
Границу между жизнию и смертью.
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертьем.
И, стоя, у истоков чистоты,
И, обращаясь в прошлое и в вечность
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.

(Звучит “Реквием” Моцарта. Голос за сценой):

Слушайте!
Распахните глаза,
Слушайте до конца!
Это мы говорим –
Погибшие!
Стучимся в ваши сердца,
Не пугайтесь.
Однажды мы потревожим вас во сне.
Мы тихо свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы,
Как шумят тополя…
Мы и Землю забыли…
Какая она, Земля?
Как там птицы поют на небе без нас?
Как светлеет река?
И плывут облака над вами без нас?
Мы забыли траву,
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле - не дано,
Никогда не дано!

(Все уходят со сцены.)

(Под фонограмму песни “Журавли” говорят “погибшие”):

1-й:

Я умер много лет назад
И похоронен был без почестей и без наград.
Теперь моя могила затерялась,
И даже холмика на этом месте не осталось.
Никто поплакать надо мною не придет,
Букетик полевых цветов не принесет.
И только дождь меня ласкает,
Прозрачною слезою умывает,
Как будто бы вину людей
Загладить хочет поскорей.
А иногда в отчаянье рванет
И ураганом над землей пройдет,
Чтобы живущие не забывали,
Как мы на той войне страдали.
Хоть голос слаб мой, словно стон,
Но пусть нарушит он ваш сон,
Заставит в ужасе вскочить,
Чтобы успеть детей от смерти заслонить!

2-й:

Мы в снегах замерзали
И в болотах тонули гнилых,
В медсанбатах от ран умирали
И друзей хоронили своих.

3-й:

Мы заживо в танках сгорали
И с гранатою шли на врага.
Жизнь свою мы за вас отдавали,
Хоть была нам она дорога.

4-й:

Как хотелось любить и смеяться,
Хлеб растить и ласкать сыновей,
К материнским ладоням прижаться,
Благодарнее став и мудрей.

1-й:

Нам славы посмертной не надо,
Хоть наша судьба и горька.
Ведь высшая всем нам награда –
Ваша память о нас на века!

(На сцену выходят “Он” и “Она”, “Она” протягивает руки к “погибшим” солдатам с обращением.)

Она:

Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут на все времена.

Он:

Чашу страданья испив, всю до дна,
Вы из жизни ушли молодыми,
Но в памяти нашей, на все времена,
Останетесь вечно живыми!

Она:

Чтобы стихли на земле орудья,
Нужно всем уметь себя заставить
Сохранить и всем грядущим людям
Пронести, как знамя, эту память.

Он:

Мир!
Это слово, как набат,
Планету нашу будит.
Пусть пламенем войны объятым,
Мир никогда не будет!

Она:

Земля к тебе взывает, человек,
Чтоб ты ее от бури атомной сберег,

И величавую красу ее лесов и рек,
Ты для потомков сохранить помог!

(На сцену под марш выходят ученики 2-го класса с цветами.)

1 ученик:

Сегодня торжество у нас в стране.
Мы вспоминаем дни сражений и тревоги
И мой прадедушка был тоже на войне
И про нее рассказывал мне много.
Как танк сумел гранатой подорвать
И как ходил в атаку из окопа,
Как Белоруссию пришлось освобождать
И как с боями шли через Европу.
Как побеждали в тех они боях
И как Берлин солдаты наши брали,
Как над рейхстагом водрузили флаг,
И как в тот день все люди ликовали.

2 ученик:

А мой прадедушка погиб под Сталинградом.
Он был артиллерист.
Они сражались до последнего снаряда,
А после отбивались, как могли.
И в братской похоронен он могиле,
И вечный там огонь теперь горит,
И памятник большой соорудили –
Красивый мрамор и гранит.
И на граните имена солдат,
Которые в могиле той лежат.
Прадедушкино имя в списке том.
И свежие цветы всегда кругом.

3 ученик:

Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу солдатам помогала.
У нас в тылу работали заводы,
Там собирали танки, самолеты,
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
Орудья и, конечно провиант.
Без мужественных тружеников тыла
Страна бы наша никогда не победила.
Их тоже часто награждали,
И ордена давали, и медали.

4 ученик:

А сколько человек погибло в той войне!
Почтить их нужно памятью достойной.
И подвиги российского солдата
На веки вечные запомнить надо!
Сегодня мы героев вспоминали,
Что нашу землю от фашистов отстояли.
Велик их подвиг, вечна слава их.
Они живут и будут жить в сердцах людских!

Ведущий:

Год от года все меньше становится вас,
Замечали мы с горечью это не раз.
Звон чуть слышный медалей, серебро седины…
Мы в долгу перед вами, ветераны войны.

Ведущая:

Пусть же проходят за годами года,
Ветеранов не забудет страна.
Свято и радостно память народов
Ваши хранит имена.

Ведущий:

Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою!

(Под музыку песни “Ветераны” дети дарят цветы ветеранам, сидящим в зале.)

(На сцену выходит “ветеран” со словами):

Одна земля вскормила нас с тобою
И принесла нам солнечные сны.
Мы, как подарок, унесем с собою
Ее пригорки, пашни, валуны.
Тот ранний луч, который жадно ловим, -
Лишь малый отблеск праздничной красы
Лесов, колосьев золотогривых,
Родных садов и луговой росы.
Люби ее! Клянись, как наши деды,
Горой стоять за жизнь ее и честь.
Чтобы сказать в желанный час победы:
“И моего тут капля меда есть”.

(К нему присоединяются четыре девушки в военной форме).

1-я девушка:

Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои…
Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

2-я девушка:

Родина!
Тебе не раз враги грозили.
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали – не стоптали,
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем могли!

3-я девушка:

Что теперь с нами стало…
Как Россия устала…
И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови,
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось,
А Россия – одна!

4-я девушка:

Любимая Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой –
Что ты перенесла?

1-я девушка:

Ты все перетерпела,
Познала все сполна.
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна!
И, в бой благословляя
Своих богатырей,
Ты знала – будет праздник
На улице твоей!..

(Под музыку песни “День Победы!” на сцену выходят все участники данного представления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...