Программа занятий «Мы – поколение будущего» 9-11 классы.
классный час (9 класс) на тему

Захарова Марина Николаевна

Взаимоотношения в коллективе - залог успешности ученика. (старшая школа)

Модуль «Я – личность».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа занятий «Мы – поколение будущего»

9-11 классы.

 

Модуль «Я – личность».

Занятие № 1. «Что такое личность».

1. Разминка «Я лучше всех умею…» (5 мин).

Каждый участник должен представиться и сказать про себя, что он умеет делать лучше всех, в соответствии с правилами: каждый следующий участник должен говорить про себя, положив руку на плечо предыдущего высказавшегося, повторив сначала то, что сказал тот (например: «Ты, Ира, лучше всех умеешь готовить, а я меня зовут Аня и я лучше всех умею спорить»). Если какое-то из условий не выполнено (не положил руку или не повторил, что сказал предыдущий участник), вся группа встает и садится.  

2. Коллаж «Личность» (30 мин.). 

Участники делятся на группы. У каждой группы задание – ответить на вопрос, что такое личность и создать коллаж личности (атрибутика) – такой, чтобы он отражал их точку зрения. После завершения задания команды представляют свои коллажи.

3. Упражнение «Три типа поведения» (20 мин.).

Участникам предлагаются ситуации, которые могут происходить в реальной жизни (например, молодой человек хочет познакомиться с девушкой; подросток приходит в незнакомую компанию; претендент проходит собеседование или ситуация экзамена и др.). Нужно разыграть эту ситуацию (в виде сценки), показав три типа поведения: уверенное, неуверенное, самоуверенное. Для выполнения этой задачи ведущий вызывает добровольцев, объявляет ситуацию и предлагает участникам вытянуть листочек, на котором написано, какой тип поведения он разыгрывает. Оставшиеся из группы выступают в роли наблюдателей и пытаются определить, кто себя ведет уверенно, неуверенно, самоуверенно.

После разыгрывания ситуаций проводится обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:

- тем, кто наблюдал - удалось ли определить типы поведения? На какие признаки ориентировались?

- тем, кто участвовал, легко ли удавалось вести себя так, как ему было задано? Почему?

- всей группе – как тип поведения человека зависит от его личности?

4. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

 Занятие № 2. «Я – личность, как я себя воспринимаю».

1. Разминка «Одно из двух» (5 мин).

Ведущий называет пару слов (важно в пару подбирать слова, противоположные по смыслу). Из двух слов нужно выбрать одно и объяснить почему (относительно своей личности). Участники отвечают по кругу или по желанию – свободно. Во втором случае важно следить, чтобы, в конце концов, ответили все (хотя бы на одну из пар). Например, в паре «черное или белое?» ответ может звучать «Черное. Не люблю черный цвет» или «Белое. Цвет оптимизма».

Возможен другой вариант проведения (в немногочисленных группах): для этого нужно заранее приготовить листочки, на каждом из них написаны пары слов. Участники по очереди вытягивают листочек и выбирают одно слово из пары, разъясняя почему выбрали именно его. Если есть желающие, они могут также предложить свой вариант ответа на озвученную пару слов.  

Возможные пары слов: «ночь или день?»; «кислое или сладкое?»; «пропасть или небо?»; «власть или слава?»; «пустыня ли горы?»; «ум или эмоции?»; «стеклянный или железный?»; «пасмурный или солнечный?»; «город или деревня?» и т.д. (насколько позволяет фантазия ведущего).

2. Мозговой штурм (10 мин). 

Ведущий предлагает ответить на вопрос «что влияет на нашу самооценку?». Обсуждение проводится в виде мозгового штурма: участники предлагают свои ответы на заданный вопрос. При этом учитывается каждое мнение, мнения не оцениваются. Ведущий может подвести итог мозгового штурма, обобщив высказанные точки зрения.

3. Упражнение «4 квадрата» (40 мин).

Инструкция.

«Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата

В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами).

1

2

3

4

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можете описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того как задание выполнено, тренер предлагает: «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву „Я"».

Обсуждение. «Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?»

Резюме ведущего.

«Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться!

Мы можем относиться к себе, как враги, и тогда мы не будем любить себя, будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества.

На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».

А теперь подумайте: как вы относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь так, будто перед вами только квадраты 3 и 4?

Вы можете потренироваться относиться к ним, исходя из квадратов 1 и 2. Постарайтесь выполнить это упражнение дома, описывая качества людей, которые вас раздражают. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним».

4. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Занятие № 3 «Как меня воспринимают».

1. Разминка «Поздороваться и найти общее» (5 мин).

Участники, стоя в кругу, разбиваются на пары. В парах все должны поздороваться друг с другом правой рукой и найти, что между ними общего. Потом каждый из круга выбирает для себя участника, с которым создаст новую пару. Теперь каждый участник здоровается с тем, с кем здоровался правой рукой, потом здоровается с вновь выбранной парой левой коленкой и ищет, что между ними общего в этой паре. Далее выбирают следующего участника для пары, здороваются с предыдущими соответствующими способами, потом здороваются с новой парой по-другому (способ задает ведущий), ищут общее. Так повторяется до тех пор, пока все не поздороваются со всеми.

2. Упражнение «Расскажи про соседа» (15 мин.). 

Участники остаются в тех же парах, в которых закончили разминку. В парах сначала один партнер рассказывает о себе что-нибудь, с его точки зрения, интересное. Потом другой рассказывает что-то о себе. Потом каждый должен представить своего партнера группе, опираясь на его рассказ о себе.

После выполнения упражнения резюме ведущего: вы сейчас имели возможность представить нам себя через своих партнеров по работе в парах, что-то рассказав о себе. На самом деле мы каждый день что-то «рассказываем» окружающим о себе, и не только словами, но и нашим поведением: поступками, действиями. И у окружающих складывается какое-то мнение о нас. Об этом мы поговорим сегодня.

3. Упражнение «Я глазами других» (35 мин.).

Участники группы заполняют анкету «Что обо мне думают окружающие».

        Анкета (примерный вариант):     школа                                  дом                      друзья

А) я надежный человек                          ……….                            …………               …………

Б)  я добрый человек                              …………                         ………….              …………

В) я общительный человек                    …………                         ………….              ………….

Г) я веселый человек                              …………                          ………….             ………….

Д) я ответственный человек                  ………….                        ………….              ………….

Е) я умею добиваться своего                 ………….                        ………….              ………….

Ж) у меня легкомысленный характер  ………….                         ………….             …………..

З) я конфликтный человек                     ………….                        …………..             ………….    

После заполнения анкет участники делятся на группы. В группу объединяются по похожим ответам. Далее, работая в группах, участники отвечают на вопросы «Что я делаю для того, чтобы обо мне так думали?» и «Что я могу сделать, чтобы обо мне думали иначе?».

4. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Модуль  «Мой выбор».

Занятие № 1. «Моя ответственность».

1. Разминка «Общий ритм» (5 мин).

Участники сидят в кругу или за партами. Ведущий просит их по кругу рассчитаться на первый-второй-третий. Далее сообщает, что всей группой они будут создавать единый ритм по следующим правилам: первые номера два раза хлопают в ладоши; вторые – два раза топают ногами; третьи – один раз щелкают пальцами (или ударяют по коленям).

Ведущий называет комбинацию цифр (например, 1-2-3), группа, соответственно, работает: первые – два хлопка, за ними сразу же вторые – два удара ногами, за ними сразу же третьи – два щелчок (или удар по коленям). Ведущий дожидается, когда группа начнет работать в одном ритме, без заминок и сменяет комбинацию цифр (например, 2-1-3). Можно продолжить, на усмотрение ведущего.

После выполнения упражнения ведущий резюмирует: в этой разминке сейчас каждый из вас имел свое задание и нес ответственность за то, с каким вниманием и старанием он его выполнял и, таким образом, вносил свой вклад в общее дело – создание единого ритма. Так и в жизни мы тоже несем ответственность за что-то….».

2. Упражнение «Принимаю ответственность на себя» (50 мин).

Ведущий (продолжает): «….Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы нам лет ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? Проанализируйте круг своей ответственности:

1. Ответственность, связанная с тобой самим (например, здоровье, успешное окончание школы и др.):

2. Ответственность, связанная с людьми из твоего окружения:

3. Ответственность за взаимоотношения (бесконфликтное общение, поддержка партнера по общению и др.).

4. Ответственность, связанная с другими живыми существами (животными, растениями и др.):

5. Ответственность, связанная с неодушевленными объектами (твоя комната, твои вещи, принадлежности других):

6. Какие из этих видов ответственности ты воспринимаешь как неприятную обязанность?

7. Какую из этих видов ответственности тебе нравится нести?

8. Какую ответственность, которой у тебя сейчас нет, ты хотел бы нести?

 Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 10 минут». Ведущий раздает каждому бланки с вопросам и местами для ответов.

Мы предлагаем два варианта дальнейшей работы:

Вариант 1: по истечении 10 минут ведущий предлагает участникам обсудить записи в микрогруппах по 3-4 человека. В каждой группе участники должны определить самого ответственного, т.е. того, кто сумеет аргументировано обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие.

 Вариант 2: по истечении 10 минут ведущий предлагает участникам образовать круг. В руках у ведущего мяч, который он пускает в круг со словами: «Представьте, что мяч – это ответственность; бросайте его друг другу. Тот, кто поймал мяч, называет, за что он осознанно несет ответственность уже сейчас».

        Заключительное слово: В этой жизни на каждом человеке лежит определенная доля ответственности и с возрастом она конечно прибавляется. Но как реагировать, бояться ее и убегать, оставаясь на одном определенном уровне (для кого-то это 3 года, для кого-то 15 лет) или принимать ее и взрослеть вместе с ней, зависит только от каждого человека. Вы должны понимать, что любой шаг в этой жизни, любой поступок, это ваша ответственность. Никто не может уберечь вас от ошибок, но уметь понять свою ошибку, принять ответственность за нее и исправить ее, это только ваш собственный шаг. Ответственность может быть в вашей жизни вашим ……….., который будет вас вечно корить и навешивать на вас груз, а может и стать вашим ……………, который будет показывать, на сколько вы взрослый, мудрый, справедливый человек.

3. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Занятие № 2. «Выбор профессии».

1. Разминка (5 мин).

 «Профессия на последнюю букву»:  ведущий называет любую профессию, участник, сидящий справа от него, называет профессию, которая начинается с последней буквы предыдущей.

«Самая-самая»: участники называют какая профессия самая: волосатая, стильная, смешная, умная, денежная, экономная, смелая, заботливая, любопытная, загадочная и т.д.

2. Работа по теме (50 мин).

Вводное слово ведущего: «Наше сегодняшнее занятие посвящено одному из главных выборов, который мы делаем в жизни: выбору профессионального пути. Кто-то из вас уже определился с выбором специальности, кому-то еще предстоит. В любом случае будет полезно узнать о своих склонностях, и даже заглянуть одним глазком в будущее, чтобы увидеть себя уже реализовавшимся в той или иной профессии.

Для начала прошу вас сосредоточиться и ответить для себя на следующие вопросы:

Какой должна быть твоя работа? (попробуй назвать 5-7 определений, характеризующей твою идеальную работу)

Что для тебя главное в работе: заниматься любимым делом или получать за работу много денег? Можно ли совместить удовольствие от работы и достойный заработок?

Что такое призвание? Можно предложить следующий вариант призвания: Призвание – это то, что является ответом на два вопроса: Чем я бы хотел заниматься, даже согласившись за это доплачивать? И чем бы я хотел заниматься, если бы не боялся, что это не получится?

Визуализация (зрительное представление) будущей работы.

Вступление. Мы часто боимся совершить тот или иной поступок, сделать тот или иной выбор, так как не знаем, к какому результату он приведет. Страх неизвестности один из самых сильных и часто мешающих нам страхов. Именно по этому люди так любят все возможные способы заглянуть в будущее. Сейчас мы вам предложим совершить небольшое путешествие в будущее. Мы не будем использовать для этого карты, и не будем смотреть ваш гороскоп или линии на ваших руках. «Машина времени» находиться в вас самих и достаточно научиться эффективно ей пользоваться, чтобы заглядывать на забытые страницы своего прошлого и неизведанные страницы своего будущего. Как это? Где находиться эта «машина» и почему мы ее не замечаем? Она в нашем бессознательном. В нем записана вся наша прошлая жизнь, а так как все в жизни имеет причинно-следственные связи и строиться по определенным законам – то и будущее во многом можно увидеть, заглянув в свое бессознательное. Как же это сделать? Очень просто. Разрешить себе немного поиграть, как когда-то (не так уж давно) в детстве, а еще поверить в то, что это возможно.

Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в нутрии «машины времени». У каждого это будет своя: у кого-то старинная, у кого-то современная, рассмотрите ее подробно, потрогайте ее детали, изучите конструкцию, возможно, она издает какие-то звуки, возможно, даже какие-то запахи. (Чем подробней визуализация, тем лучше будет проходить дальнейшая работа). Это ваша «машина времени» и вы знаете, как ей управлять и сейчас вы отправитесь в небольшое путешествие в будущее. Приведите в действие «машину», и отправьтесь в будущее на 5 лет. Машина приходит в действие, настоящее расплывается и вы оказываетесь в 2016 году. Где вы находитесь? Что вас окружает? Что вы делаете? Вы учитесь? Работаете? Изучите подробно место вашей учебы или работы. Важно все: люди, образы, звуки и т.д. Как вам там? Что вам нравиться? Может быть чего не хватает? Или что-то мешает? Измените это? Сделайте так, чтобы вам было там удобнее, комфортнее, интереснее. (Важно делать паузы, чтобы хватало времени для визуализирования, текст можно изменять, важно, чтобы была возможность изучить, то, где оказался и изменить это в лучшую сторону). Ровно тогда, когда вы останетесь довольны увиденным и произведенными изменениями вы можете вернуться в свою «машину времени» и снова совершить путешествие еще на 5 лет вперед. Итак, запускается «машина», расплывается настоящее … и вы оказываетесь в 2021 году. Вы молодые люди, специалисты в какой-то области, что вы делаете, чем вы занимаетесь, что вас окружает, какие люди, какие предметы, что вам нравиться в вашей работе и т.д. Если вам хочется что-то добавить, изменить, вы можете это сделать, только подумав об этом… И, ровно тогда, когда вы достигнете удовлетворяющей вас картинки, возвращайтесь в «машину». Запускается «машина» сегодня в последний раз, чтобы вернуть вас назад в настоящее. В …. … (назвать сегодняшнюю дату, можно время). Вы снова сидите на стуле (описать где), открываете глаза.

Коллаж (рисунок) на тему «Моя профессия»: участникам предлагается создать образ того, что они увидели при визуализации. При желании, участники могут представить свои коллажи.

Заключительное слово ведущего: «Подумайте о том, что нужно сделать сейчас, чтобы увиденное стало реальностью. Данное путешествие вы можете и сами осуществлять, чтобы еще что-то разглядеть или изменить. Но не забывайте, что представления представлениями, но еще их нужно воплощать. Ваше будущее напрямую зависит от вас и того пути, который вы выбираете. Желаем правильно ставить цели и эффективно их достигать!».

3. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Занятие № 3. «Поговорим о дружбе»

1. Разминка «Встаньте те, кто…» (5 мин).

Ведущий предлагает встать тем, у кого светлые волосы; кто одет сейчас в джинсы; кто знает, что сейчас осень; кто собирается отдохнуть на выходных; кто считает себя веселым; кто любит разнообразие; кто считает себя общительным; у кого есть друзья (утверждения могут меняться, для данной темы важно последнее).

2. Работа по теме (50 мин).

Вводное слово ведущего: «Сегодня мы поговорим еще об одном важном выборе: выборе людей, которые будут с нами рядом. Мы не знаем, сколько времени мы проведем с тем или иным человеком, несколько часов или большую часть своей жизни, но очень важно, кого именно мы выбираем в круг близких нам людей, тех, кого мы называем друзьями, ведь это во многом определяет качество нашей жизни.

Беседа на тему того, кого вы выбираете в качестве своих близких людей. Ответьте для себя на вопросы: Какие они, мои друзья? Что мне нравится в людях? Что не нравится? К кому я равнодушен? Что такое дружба для меня? Что мне важнее в друге: возможность поговорить с ним (ней) на любые темы, близкие взгляды на жизнь? Или главное эмоциональная схожесть, вам вместе весело, вы можете погрустить вдвоем, вам очень комфортно вместе, причем не важно о чем говорить?

Возможно, для вас важно в друге что-то еще…

Создание коллективного коллажа образа идеального друга (для юношей), идеальной подруги (для девушек). Класс делится на юношей и девушек, а каждая гендерная группа на подгруппы по 4-5 человек. Возможно деление по схожим критериям выбора. Также коллаж можно изготавливать по отдельности или по парам.

а) Коллаж изготавливается из вырезок из журналов, рисунков. Важно, чтобы в коллаже присутствовали различные качества человека.

б) Обсуждение. Группы предоставляют свои проекты и делятся впечатлениями. Если по отдельности делали, то эмоциональный отклик от происходящего.

Ведущий: «Вы сейчас размышляли о том, что вы ждете от дружбы, но в отношениях всегда две стороны, и, если мы что-то получаем, мы, как правило, и что-то отдаем. Вспомните сейчас тех людей рядом с вами, которых вы считаете своим друзьями. Подумайте о ваших отношениях: что вы получаете, а что отдаете, общаясь с теми, кого вы вспомнили. Заполните следующую таблицу».

Получаю

Отдаю

1

Хорошее

2

Плохое

3

Хотелось бы (позитивное формулирование, без частицы НЕ)

Обсуждение: легко ли было заполнять таблицу? Часто ли вы задумываетесь о качестве своих отношений? Чего больше у вас получилось: вы получаете/отдаете; хорошее/плохое? О чем это может говорить?

3. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Модуль «Мои  взаимоотношения».

Занятие №1. «Взаимопонимание».

1. Разминка «Передай другому» (15 мин).

Ведущий выбирает из класса желающих поучаствовать - 6-7 человек. Учащиеся строятся в линейку. Ведущий, загадывая определённую эмоцию, начинает передавать её,  при помощи мимики лица, первому участнику. Остальные в это время должны стоять друг за другом спиной к первому участнику. После того, как психолог передал эмоцию первому участнику, тот должен передать точно такую же эмоцию следующему участнику. Игра будет завершена тогда, когда заданная эмоция будет передана последнему участнику.

Суть данного упражнения заключается в том, что заданная эмоция, дойдя до последнего участника, искажается настолько, что последний воспроизводит эмоцию с минимальной точностью.

Обсуждение:

1) Как вы думайте, на что направлено данное упражнение? В чём его смысл?

2) О чём оно говорит?

(Ребята, отвечая на вопросы, угадывают, что речь идёт о взаимопонимании).

Ведущий: «Правильно, и сегодня тема нашего занятия - ВЗАИМОПОНИМАНИЕ».

1) Как вы думайте, зачем  нужно взаимопонимание?

2) От чего зависит взаимопонимание?

2. Упражнение «Испорченный телефон» (25 мин).

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения:

В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории.

Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот — следующему и т. д. При этом неизбежно возникают и накапливаются искажения в передаваемой информации. Полезно снять это упражнение на видеокамеру или хотя бы записать его на диктофон, чтобы при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход передачи и искажения информации.

При многочисленной группе, выходить могут несколько участников (не меньше восьми). Тогда остальные будут наблюдать процесс передачи сообщения с самого начала.

Это упражнение можно проводить и непосредственно в кругу, тогда следует упростить текст сообщения и передавать его шепотом. Можно передавать одновременно два сообщения, одно по часовой стрелке, второе — против. Если позволяет время, полезно провести это упражнение дважды: с обратной связью (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы) и без таковой, после чего сравнить результаты. Передаваемые сообщения должны быть примерно одинаковыми по сложности, но разными по содержанию.

Возможности упражнения: упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение.

1) Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? (Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?)

2) Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

3) À насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?

4. Упражнение «Рисование по инструкции» (15 мин).

Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением, подобным приведенному на рисунке. (см. в приложении) Его задача — инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение. Упражнение проводится в двух вариантах: 1) с обратной связью — рисующий участник может задавать уточняющие вопросы; 2) без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя. Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случае. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Возможности упражнения: развитие умений четко и однозначно излагать информацию,

понимать, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать

уточняющие вопросы.

Обсуждение.

1) Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

5. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Приложение

Занятие № 2. «Манипуляции».

1. Разминка (5 мин).

Ведущий предлагает ученикам совершить несколько действий:

1) Поднять вверх правую руку.

2) Поднять вверх левую руку.

3) Опустить обе руки.

4) Присесть на корточки, повернуть голову влево, повернуть голову вправо, встать.

5) Поднять обе руки, присесть, встать.

После проведения разминки ведущий говорит детям о том, что данное упражнение является примером одного из способов поведения, о котором пойдёт сегодня речь на нашем занятии.

Ведущий обращается к детям: «Как вы думайте, что это за способ? Как он называется?».

2. Разыгрывание ситуаций с возможностью применения манипуляций (40 мин).

Ведущий предлагает детям в парах проиграть следующие ситуации:

1) Сцена в магазине: продавщица пытается продать тебе оставшийся на витрине пакет молока.

2) Твоему другу очень нужно, чтобы ты пошел с ним на дискотеку, а ты хочешь провести вечер дома.

3) Ты просишь у мамы денег для того, чтобы пойти в кино. Мама отказывается давать.

4) Мама просит тебя помыть посуду, а ты не хочешь.

Перед участниками ставится задача каждому отстаивать свой интерес.

Обсуждение (со всей группой).

1) Как каждый из вас пытался отстоять свой интерес? Были ли в поведении кого-то из героев манипуляции?

2) Как вы думайте, для чего нужны манипуляции? (для достижения собственной выгоды).

3) Что вы чувствовали, когда вами манипулировали?

4) Удалось ли вам не поддаться манипуляции? Как у вас это получилось? Если не получилось, почему?

5) С какими манипуляциями в жизни вы сталкиваетесь? (здесь можно затронуть тему СМИ, манипуляций в рекламе, любую другую социальную проблематику).

6) Какие выходы есть для того, чтобы не поддаться ей?

Если во время разыгрывания ситуаций у героев возникли трудности преодоления манипуляции, можно обсудить возможные варианты противостояния ей.

5. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

Занятие № 3. «Конфликты».

1. Разминка (5 мин).

Ведущий выбирает из класса одного желающего поучаствовать и проигрывает с ним следующую ситуацию:

«Маша и Ваня  сидят за одной партой и раскрашивают свои  рисунки на тему «осень». У  Вани на парте не оказывается синего карандаша. Но он есть у Маши. Она в настоящий момент раскрашивает им свой рисунок. Ваня, не спросив разрешения, вырывает у неё из рук карандаш. Маша пытается выхватить его, но Ваня не даёт. Образуется конфликт».

Ведущий обращается к классу: «Как вы думайте, что это за ситуация, которую мы сейчас проиграли? Что в ней произошло?» Конфликт – столкновение интересов. С какими конфликтными ситуациями вы сталкиваетесь в жизни?

2. Проигрывание конфликтных ситуаций (30 минут).

Ведущий просит желающих придумать свою конфликтную ситуацию (или взять из озвученных ранее) и каждой разыграть ее.

После разыгрывания сценок ведущий рассказывает про 5 стилей поведения в  конфликтных ситуациях, который выделил Томас – Килмен: компромисс;  сотрудничество;  конкуренция (или соперничество); избегание, уступчивость (или приспособление).

Обращаясь к разыгранным ситуациям, ведущий вмести с участниками анализирует, какие способы поведения в них были выбраны, как бы выглядели в данных ситуациях остальные способы. Какой способ поведения в нашем случае был бы продуктивнее?

4. Тест Томаса.

Ведущий предлагает участникам узнать предпочитаемые ими стили поведения в конфликтных ситуациях, для чего пройти тест Томаса.

5. Ритуал завершения (5 мин.)

Дети сидят в кругу (или за партами), ведущий говорит о том, что это занятие заканчивается и у каждого из присутствующих есть возможность поделиться с другими своими впечатлениями от занятия. Ученики отвечают на вопросы: «Что понравилось? Что запомнилось? Что было трудным?».

ТЕСТ  К. ТОМАСА

ИНСТРУКЦИЯ:
В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вашего поведения. На листе ответов обведите кружочком цифру и букву соответствующие вашему ответу. Не пропускайте ни одной пары.

Вариант А

Вариант Б

1

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны

2

Я стараюсь найти компромиссное решение

Я пытаюсь уладить дело с учётом как интересов другого, так и моих собственных

3

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

4

Я стараюсь найти компромиссное решение

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

5

Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого

Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряженности

6

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

Я стараюсь добиться своего

7

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого

8

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы

9

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего

10

Я твердо стремлюсь достичь своего

Я пытаюсь найти компромиссное решение

11

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

12

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идёт мне навстречу

13

Я предлагаю среднюю позицию

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему

14

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

15

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности

16

Я стараюсь не задеть чувств другого

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17

Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжённости

18

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу

19

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих

21

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

22

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека

Я отстаиваю свои желания

23

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

24

Если позиция другого кажется ему очень важной, я пойду навстречу его желаниям

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу

25

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

26

Я предлагаю среднюю позицию

Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

27

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём

28

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого

29

Я предлагаю среднюю позицию

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30

Я стараюсь не задеть чувств другого

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха

ЛИСТ   ОТВЕТОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11а

10б

 

11б 

10а 

14а

12б 

 

15а

13б

19а

13а 

12а 

16а 

14б

20а 

18б

15б 

18а 

16б 

21б 

20б 

17б 

21а 

17а 

23а 

22а 

19б 

24а 

22б 

26б 

24б

23б 

25б 

25а 

28б 

26а 

27а

27б 

28а 

30б 

29а 

29б

30а 

ЛИСТ   ОТВЕТОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11а

10б

 

11б 

10а 

14а

12б 

 

15а

13б

19а

13а 

12а 

16а 

14б

20а 

18б

15б 

18а 

16б 

21б 

20б 

17б 

21а 

17а 

23а 

22а 

19б 

24а 

22б 

26б 

24б

23б 

25б 

25а 

28б 

26а 

27а

27б 

28а 

30б 

29а 

29б

30а 

ЛИСТ   ОТВЕТОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11а

10б

 

11б 

10а 

14а

12б 

 

15а

13б

19а

13а 

12а 

16а 

14б

20а 

18б

15б 

18а 

16б 

21б 

20б 

17б 

21а 

17а 

23а 

22а 

19б 

24а 

22б 

26б 

24б

23б 

25б 

25а 

28б 

26а 

27а

27б 

28а 

30б 

29а 

29б

30а 

Обработка теста: 

 В результате выявились следующие модели поведения в конфликтной ситуации:

Столбец №1 – соперничество
– стремление добиться своих интересов любым способом.

Столбец №2 –сотрудничество
– выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Столбец №3 – компромисс
– выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но и что-то теряет.

Столбец №4 – избегание – уход от конфликтной ситуации.

Столбец №5 – приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Программа занятий по подготовке учащихся 11-х классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга

Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия...

Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс

Программа воспитательной работы на 5 лет 5-9 класс. С указанием направлений воспитательной работы, подпрограмм, используемых в воспитательном процессе...

Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс

Программа воспитательной работы, расчитанная на 5 лет 5-9 класс....

Программа занятий «Мы – поколение будущего!» 1 – 4 кл.

Взаимоотношения в коллективе - залог успешности ученика. (начальная школа)...

Программа занятий «Мы – поколение будущего!» 5 – 8 кл.

Взаимоотношения в коллективе - залог успешности ученика. (средняя школа)Модуль «Я – личность»....

рабочая программа занятий педагога-психолога с обучающимся 2 класса с тяжелым нарушением речи

Программа коррекционного курса для  детей с тяжелыми нарушениями речи вариант 5.1.Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО выступает создание системы комплексно...