Главные вкладки

    Добро и зло
    классный час (9 класс) на тему

    Королева Елена Валентиновна

    Урок нацелен на то, чтобы разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл добро и зло662.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час по теме «Добро. Зло. Терпимость».

    Цели: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

    Задачи:

    • формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
    • учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
    • учить задумываться о своём месте в жизни;
    • формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности;
    • развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

    Ход классного часа.

    (Слайд №1)

     Добро и зло творить всегда

    Во власти всех людей.

    Но зло творится без труда,

    Добро творить трудней.

    Учитель.  Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость». Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы детей).

    (Слайд №2)

    Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить её.

    Чтение  сказки, ответы на вопросы, продолжение сказки.

    Награда.

    Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить:

    - Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

    Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

    - Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

    Страшно стало путнику.

    - Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

    - Она и есть, - ответил тигр.

    - Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

    - Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?

    Неподалёку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

    - Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

    - Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придёт пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство.

    - Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

    - Давай ещё кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.

    - Эй, корова! – окликнули они её. – Скажи, чем платят за добро?

    - Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

    Выслушал её тигр и сказал путнику:

    - Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

    - Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня…

    (Слайд №3)

    Вопросы.

    • Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
    • Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
    • Как нужно платить за добро? Согласны ли вы с эпиграфом сказки «Не делай добра, не будет и зла»? Почему?
    • Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?

    Продолжение сказки «Награда».

    Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её:

    - Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

    - Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

    Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

    Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки

    Чтение сочинений на тему «Что значит быть добрым, злым?».

    .

    Учитель. Дайте определение словам «добро», «зло», «добрый человек», «злой человек», предварительно поработав в группах.

    (Слайд №4)

    (Слайд №5)

    (Слайд №6)

    Учитель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды» и ответьте на вопросы.

    Чтение учителем рассказа, ответы на вопросы.

    Юноша и морские звёзды.

    Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

    - Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

    Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:

    - Толк есть для этой морской звезды.

    (Слайд №7)

    Вопросы.

    • Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
    • Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
    • Вспомните, какие добрые дела вы недавно совершили? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам делать добрые дела?

    Учитель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что такое «терпимость»? (Ответы детей).

    (Слайд №8)

    А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (Ответы детей).

    Учитель. А теперь давайте выясним, насколько вы терпимы.

    Тест на определение степени толерантности В.В.Бойко

    Тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко

    0 – совсем неверно,

    1 –чаще не верно,

    2–чаще верно верно,

    3 – всегда верно

    1) Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

    2) Шумные игры переношу с трудом

    3) Яркие личности действуют на меня отрицательно

    4) Безупречный человек – настораживает

    5) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

    6) Меня раздражают любители поговорить

    7) Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу

    8) Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям

    9) Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня

    10) Мне не симпатичны: Молодежь (прически, мода)

    11) «Новые русские» (бескультурье, рвачество)

    12) Представители некоторых национальностей

    13) Тип мужчины (женщины)

    14) Одноклассники с низким уровнем успеваемости

    15) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

    16) Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен

    17) Раздражают те, кто в споре стоит на своем

    18) Неприятны самоуверенные люди

    19) Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте , в очереди

    20) Имею привычку поучать окружающих

    21) Невоспитанные люди возмущают меня

    22) Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-нибудь

    23) По привычке постоянно делаю кому-либо замечания

    24) люблю командовать близкими

    25) Меня раздражает:Старики в час пик в магазинах и транспорте

    26) Комната на двоих с незнакомым

    27) Несогласие других с моей правильной позицией

    28) Когда мне возражают

    29) Другие делают не так, как мне хочется

    30) Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам

    31) Меня часто упрекают в ворчливости

    32) Долго помню обиды, которые мне нанесли те кого я ценю и уважаю

    33) Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки

    34) Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь

    35) Я осуждаю людей, плачущих в чужую жилетку

    36) Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях

    37) Ухожу от разговора, если кто-то жалуется на отношения в семье

    38) Без особого внимания выслушиваю исповеди друзей

    39) Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных

    40) Мне трудно, как правило, идти на уступки другим

    41) Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

    42) С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, одноклассникам

    43) Не поддерживаю отношений со странными людьми

    44) Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

    45) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

    Обработка результатов:

    1-45 высокая степень толерантности

    45-85 средняя степень толерантности

    85-125 низкая степень толерантности

    125-135 полное неприятие окружающих

    Учитель. Давайте ещё раз вспомним, какие понятия мы усвоили в ходе нашей беседы.(Ответы детей.)

    Я думаю, что сегодняшний классный час был полезен и интересен всем. Спасибо. До свидания.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок обществознания "Мораль и право. Добро и зло" 6 кл

    Аннотация к урокуУрок «Мораль и право. Добро и зло», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Духовная сфера жизни общества». Урок предполагает изуч...

    А.С.Пушкин "Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях"

    Урок составлен по методике Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...

    "Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и ли...

    Добро и зло в жизни человека и общества

    Открытый просмотр беседы на тему: " Добро и зло в жизни человека и общества"...

    Мораль и право. Добро и зло.

    Презентация к уроку обществознания в 6 классе...

    Конспект урока по литературе на тему "Добро и зло, красота внешняя и внутренняя в сказкеА.С.Пушкина " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

    На этом уроке даётся понимание добра и зла, красоты внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...

    Добро и Зло в рассказах А. И. Куприна «Детский сад» и «Чудесный доктор».

    Конспект урока литературы по рассказам Александра Ивановича Куприна "Чудесный доктор" и "Детский сад"....