Главные вкладки

    Рекомендации родителям при подготовке к ЕГЭ.
    консультация на тему

     Волохович Алефтина Геннадьевна

    Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией, и родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dlya_roditelei.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям при подготовке к ЕГЭ.

    Как учесть особенности ребенка при подготовке к государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена.

    Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».  Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией, и родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена.

    Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. 

    Индивидуальный подход и экзамен

    Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

    Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки таким школьникам.

    Правополушарные дети

    Краткая психологическая характеристика. У них богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

    Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научного и физико-математического циклов. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

    Стратегия поддержки на этапе подготовки. Для лучшего усвоения материала важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками. Имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора. До начала экзамена важно донести до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать.

    Тревожные дети

    Краткая психологическая характеристика. Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

    Основные трудности. Наиболее трудной стороной экзамена для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

    Стратегия поддержки на этапе подготовки. Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»., «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится». Это можно сделать и различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».

    Неуверенные дети

    Краткая психологическая характеристика. Не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей, не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного подхода к материалу, чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

    Основные трудности. Экзамен для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

    Стратегия поддержки на этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им нужно понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

    Гипертимные дети

    Краткая психологическая характеристика. Быстрые, энергичные, активные, у них высокий темп деятельности, они импульсивны и, порой, несдержанны. Быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
    Основные трудности. Процедура проведения выпускного экзамена требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом этих детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.
    Стратегия поддержки на этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой выпускник все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?»  Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты выпускных экзаменов. Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

    Застревающие дети

    Краткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность, они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

    Основные трудности. Процедура проведения выпускного экзамена требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

    Стратегия поддержки на этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене. Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

    Аудиалы и кинестетики

    Краткая психологическая характеристика. Известно, что у человека имеется три основных направленности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих направленностей является ведущей. Обучение в школе обычно включает опору на все три направленности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

    Основные трудности. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), государственная итоговая аттестация в форме государственного выпускного экзамена имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.

    Стратегия поддержки на этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Во время проведения экзамена аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.
    Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.

    Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена?

    Созданием условий для подготовки к экзаменам.

    Отказом от упреков, доверием к ребенку.

    Владением информацией о процессе проведения экзамена.

    Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.

    Желаем успеха!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

    Вашему вниманию предлагаю различные виды упражнений для развития речи ребёнка. Такие упражнения помогают обогащать  словарный запас дошкольника, развивают его внимание, память, мышление....

    Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания

    Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания...

    Рекомендации родителям по подготовке детей к экзаменам.

    Помощь родителей ребенку в период подготовки к экзаменам...

    Рекомендации родителям при подготовке к ГИА

    После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является...

    Рекомендации родителям при подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ

    Данный материал содержит рекомендации родителям при подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ...

    Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.

    Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий....

    Практические рекомендации родителям по подготовке к ЕГЭ

    Практические рекомендации родителям по подготовке к ЕГЭ....