Программы "Играем вместе" и "Учимся отдыхая..."
рабочая программа на тему

Данные программы реализуются в воспитательной работе в сфере дополнительного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КЛУБ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол методического совета  № ____

от ______________________ 2014  года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮЦ «КЛУБ»

___________________ Е.С. Огудина

_________________________ 2014 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Возраст обучающихся: 7-18 лет

Срок  реализации: 1 год

Направленность: художественная

                                                 Автор-составитель:

Рященко Любовь Анатольевна,

педагог дополнительного образования         

                                                               

ВЛАДИМИР

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

        Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к организации свободного времени школьников, что ведёт к самым негативным последствиям.

Поэтому вопросы организации детского досуга очень актуальны сегодня, также как и проблема организации культурного досуга.

Снижение уровня жизни большинства населения привело к сокращению доступности таких традиционных форм досуговой деятельности, как посещение театров, кинотеатров, концертных залов, творческих встреч.

Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга остаётся игровая деятельность во всём многообразии её видов.

 Направленность образовательной программы – социально-педагогическая. Программа направлена на создание условий для развития коммуникативной, социально – успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна дополнительной образовательной программы «Играем вместе» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека « новой формации»: компетентного, с высокой культурой общения.

Игра – это сфера активного обогащения личности, поскольку представляет собой выбор разнообразных, общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты.

Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества в творческой личности и потребностью детей в самосовершенствовании через игровую практику.

Игра – это развивающая деятельность, это поведение ребёнка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, сознающего то, что ранее делал. Такая деятельность и есть творчество.

Педагогическая целесообразность.

        Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как органично вписываясь в единое образовательное пространство клуба становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию детского коллектива единомышленников, организации культурного досуга.

Цель программы:

        Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через организацию  зрелищно – игрового досуга в процессе игровой деятельности.

Задачи:

а) Воспитательные:

воспитание чувства личной ответственности, чувства товарищества, нравственных качеств по отношению к окружающим, культуры поведения и общения.

б) Развивающие:

развитие творческого воображения через игру, развитие умения взаимодействия, умения общаться, умения думать и доводить дело до конца.

в) Обучающие:

обучение методике и организации игрового действа.

Возраст детей, участвующих в данной программе -  7-15 лет.

Условия набора детей в коллектив: проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

        Программа рассчитана на 1 год обучения. Курс обучения рассчитан на 144 часа.

Формы и режим занятий.

Возможности формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуально – групповая, работа по группам.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные: устные изложения, беседа, объяснение.

Наглядные: показ видеоматериалов, показ педагогом приёмов исполнения.

Практические: тренинг, тренировочные упражнения.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. Объяснительно-иллюстрированные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
  2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
  3. Частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)

        Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, репетиционным, тренировочным. Курс обучения предлагает следующие формы проведения занятий: беседа, викторина, занятие – игра, игра деловая, игра сложно – ролевая, игровая программа, КВН, конкурс, концерт, открытое занятие, праздник, практическое занятие, репетиция, соревнование, сказка, спектакль, тренинг, шоу, эстафета, ярмарка и др.

Для воспитанников первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (по 45 минут). Инд. занятия- 1 ч в неделю ( 36 ч в год)

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

        При обучении  по данной программе у ребёнка будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни, будут воспитаны нравственные качества; будут развиты творческие способности, творческая активность, умение анализировать; будет развита самостоятельность через авторскую разработку сценариев досуговых мероприятий. Дети будут владеть методикой и организацией игрового действа.

Методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях), активности детей на занятиях;
  • мониторинг для  отслеживания результатов будут использованы:

педагогический мониторинг ( контрольные задания, анкетирования, педагогические отзывы);

  • Мониторинг об образовательной деятельности детей ( самооценка воспитанника, оформление фото отчётов).

                                  Виды контроля

Название контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения детьми учебного материала. Определение готовности детей. к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении. Выявление детей отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа.

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы, в конце полугодия

Определение степени усвоения детьми учебного материала; определение результатов обучения.

Конкурс, праздник, отрытое занятие, тестирование, анкетирование.

Итоговый контроль

В конце учебного года

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, праздник, соревнование, открытое занятие, игра-испытание, коллективный анализ, самоанализ, итоговое занятие.

             Формы выявления, фиксации и предъявления результатов.

Выявление результатов:

Беседа, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, конкурсы, соревнования, анализ мероприятий, анализ результатов участия детей в мероприятиях, анализ приобретённых навыков общения, взаимное обучение детей.

Фиксация результатов:

Аудиозапись, видеозапись, фото, отзывы детей и родителей, статьи в прессе, методические разработки.

Предъявление результатов:

Конкурсы, фестивали, праздники, отчёты, открытые мероприятия.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения детей.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Игра – испытание;
  • Самостоятельная работа;
  • Открытое занятие;
  • Коллективный анализ работ;
  • Концерт;
  • Конкурс,
  • Анализ;
  • Самоанализ.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Групповая работа:

1

Вводное занятие. Возникновение и развитие игрового жанра.

1

1

2

2

Подвижные и малоподвижные игры.

5

35

40

3

Народные игры.

5

10

15

4

Эстрадные игры.

5

20

25

5

Основные формы организации досуговой. деятельности

7

33

40

6

Разработка и реализация творческих проектов игровой направленности:

-проведение мастер – классов по игровым технологиям

- разработка и проведение игровых программ

12

8

20

7

Итоговое занятие.

1

1

2

ИТОГО:

18

126

144 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие. Возникновение и развитие игрового жанра.

Знакомство с содержанием программы. Техника безопасности при проведении игр. Игры на знакомство.

Роль труда в возникновении игры. Синкретический характер первобытных игр и их связь с пением, музыкой, танцами. Игра в Древней Греции и Риме, европейские игры эпохи средневековья, возрождения и классицизма.  Классификация игр по возрасту, месту действия, содержанию, физической и интеллектуальной нагрузке.  Функции игровой деятельности: компенсаторные, развивающие, воспитательные, познавательные, педагогические, коммуникативные, социализирующие.

  1. Подвижные и малоподвижные игры.

Подвижные игры. К их числу относят такие, в которых ярко выражена роль движения (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мяча и др.) Эти двигательные действия мотивированы сюжетом данных игр (темой, идеей).

  Классификация подвижных игр.

Элементарные подвижные игры.  Они представляют собой сознательную инициативную деятельность, на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих( быстро добежать до цели, быстро догнать «противника» или убежать от него, быстрее бросить в цель и др.). Как правило, в этих играх нет точно установленного числа играющих, точного размера игровой площадки. Примеры: «Скорый поезд», «Бег сороконожек», «Выбивалы».

Спортивные игры. В них строго регламентированы правила, специальные площадки и оборудование.  Характерная черта – ложная техника движений и определённая техника поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки. Примеры: футбол, баскетбол, хоккей, городки.

Ролевые (сюжетные) подвижные игры – это игры, где игроки берут какую-либо роль, разыгрывают определённый сюжет, как бы перевоплощаясь в образ. Примеры: « Коршун и наседка», «Гуси-лебеди», «Разбойник и судья», «Волк».

Музыкальные и танцевальные игры. Игры с движением под музыку способствуют лучшему усвоению характера и формы музыки, в них проявляются первые танцевальные способности. Примеры: «Музыкальные змейки», «Со вьюном я хожу».

Каждая подвижная игра имеет определённое содержание и форму( построение).

Содержание: сюжет образный или условный замысел; план игры – правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма – организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально и ли группами, добиваясь своего личного интереса, в других – коллективно, отстаивая интересы команды. При этом участники игры могут встать в круг, в шеренгу, в два круга и т.п.

Методика проведения  малоподвижных игр:

  1. Набор команд или выделение участников.
  2. Объяснение игр.
  3. Выбор ведущего, водящего.
  4. Сама игра.
  5. Подведение итогов.

Малоподвижные игры

В этих играх роль движения невелика. Их можно проводить в сравнительно небольших помещениях. Примет: «Светофор», «Хлопки-щелчки», «Не собьюсь», «Ассоциации» и др.

Практика:

  1. Преподаватель проигрывает с коллективом подвижные игры (не менее десяти игр).
  2. Приводятся примеры жеребьёвки, разучиваются считалки для выбора водящего.
  3. Каждый ребёнок организует и проводит одну-две игры со своим коллективом.
  4. Коллектив делится на две команды. Им даётся задание: составить и провести с другой командой эстафету из пройденных игр (не менее пяти игры).
  5. Коллектив разрабатывает игры(из пройденных) для проведения «Дня открытых дверей», «Новогоднего праздника», «Дня святого Валентина», «Вечера, посвящённого ветеранам войны и труда».
  1. Народные игры.

Народные игры – это игры фольклорного происхождения. В силу того, что фольклор – это устное коллективное творчество, все его конкретные проявления выражаются в игровой форме. Известно, что народная песня не поётся, а играется, сказка не просто рассказывается, а тоже играется. К игровым формам фольклора относятся: хороводы, народные драма, детские потешки, дразнилки, скороговорки, считалки, загадки.

Классификация народных игр.

Обрядовые бывают двух видов: календарные и семейно-бытовые.

Последовательность первых определяется по календарю. К ним относятся: рождественские игры ( славленье, ряженье) и другие: святочные, васильевские ( новогодние), крещенские, масленичные, весеннее - встречные( веснянки), пасхальные, петровские, жнивные и т.д.

Семейно – бытовые игры - свадебные, именинные, родильные. Пример: «Водить козла», «Вербоклест», «Завивание берёзки», «Взятие невестиной крепости».

Ритуальные игры исполняются на сюжеты, связанные со всякого рода церемониями, бытующими в народе, переосмысляющими традиционные правила и формы поведения. Игры пародируют их. Пример «Торг на ярмарке».

Развлекательные игры сопровождают все праздничные действа. В силу их многочисленности подразделяются по функциям ( уличные деревенские, уличные городские, посиделочные) и по характеру исполнения – драматические( сюжет игры обретает свойства театральности, появляются действующие лица, персонажи – маски, диалого0 и орнаментальные ( в играх большое место занимают песни – танцы). Пример: «Ручеек», «Золотые ворота», «Гуси – лебеди», «Зайки» и др.

Спортивные народные игры. Главное в них – это состязание в силе, быстроте, ловкости. Пример: «Лапта», «Калягина – Малягина», «Перетягивание каната», «Третий лишний».

Интеллектуальные народные игры. Пример: загадки, скороговорки.

Практика:

  1. Преподаватель проигрывает с коллективом народные игры.
  2. Разучиваются скороговорки, загадки, текст некоторых  игр.
  3. Каждый ребёнок проводит одну игру с коллективом.
  4. Самостоятельное задание участникам группы: разработать и провести спортивные народные игры на улице в ходе мероприятия « Проводы русской зимы».

4.Эстрадные игры.

Специфика этих игр: условий, в которых находятся играющие (помещение клуба маленькое, движения участников вследствие этого скованы и ограничены).

Разновидности эстрадных игр:

  • Игры, где одновременно и активно участвуют все присутствующие в зале ( игры – речёвки, игры на внимание, игры на синхронные действия, игры типа «Подскажи словечко».
  • Игры, в которых участвуют все, но не одновременно (викторины, аукционы).
  • Игры, в которых участники делятся на команды и выделяют для участия своих представителей. Победителем считается вся команда в целом. В этих играх зрители – болельщики заинтересованы в успешном исходе игры.

К этой группе можно отнести различные игровые конкурсы:

  • Творческие конкурсы тип: « Сними кино», «Сурдоперевод», « Видеоклипы»;
  • Музыкальные конкурсы типа «Угадай мелодию», «Попади в фонограмму».

Викторины.

Викторина – это игра, состоящая из вопросов и ответов на них. Виды викторин:

  • тематические (вопросы задаются только на определённую тему);
  • включающие вопросы различной тематики («Мозаика»);
  • с элементами театрализации («Колесо истории»).

Методика проведения викторины:

  1. Вступительное слово ведущего (настрой на тему викторины)
  2. Основные вопросы викторины ( формулировка чёткая и ясная)
  3. Если возникают сложности с ответами на вопрос, задаются наводящие вопросы.
  4. Каждый правильный ответ должен фиксироваться.
  5. Определяется победитель викторины.
  6. Заключительное слово ведущего.

Аукционы.

В аукционе побеждает тот, за кем остаётся последнее слово.

Игровые конкурсы.

Игровые конкурсы – это соревнования в находчивости и остроумии при активном участии всех зрителей.

Практика: составить и провести игровую программу в День учителя, День святого Валентина и т.п.

5. Основные формы организации досуговой деятельности.

Сюжетно – игровые программы. Характеристика сюжетно – игровых программ.

Основные виды сюжетно – игровых программ:

  1. В основе программ лежит путешествие на реальном фантастическом виде транспорта.
  2. Программы, в которых ведущих выступает в роли представителя какой – либо профессии и весь сюжет построен на особенностях данной профессии( «Вакансия» и др.)
  3. Программы, в основе которых лежат сюжеты из книг или кинофильмов, а ведущий выступает в роли литературного героя. (Остап Бендер и Киса Воробьянинов и др.

Композиционное построение игрового действия.

Суть игрового конфликта – противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции.

Художественное оформление игрового действия. Декорации, реквизиты, эмблемы, игровые жетоны.

Работа над сценарием игровых сюжетных программ:

  • Выбор темы, определение идеи с учётом возрастных особенностей аудитории.
  • Подбор игрового материала.
  • Поиск сценарного хода.
  • Подробная разработка содержания игровой программы.
  • Музыкальное и художественное оформление.

Виды сценариев: мозаика и тематический.

Виды игр для танцевальных вечеров и дискотек. Танцевальные игры («Танцевальный серпантин», «Под счастливой звездой», «В шляпе не танцуют», «Знакомство» и др.). Аттракционы ( «Наше казино», «Тройка семёрка, туз»). Хит – лото «4 из 12». Некоторые формы организации игрового действа:

  • Затейные балаганы
  • Потешные ряды
  • Сказочная слобода
  • Масленичный луг
  • Песенные поляны.

Игровые театрализованные конкурсы и их виды:

  • КВН;
  • « А ну- ка, бабушки»;
  • « Папа, мама, я – музыкальная (театральная, танцевальная, спортивная) семья»
  • Марафон (киномарафон, литературный, сказочный и др.)
  • Турниры (джентльменов, рыцарский, эрудитов и др.)

Структурные элементы конкурсов:

  1. Вступительная часть. Музыкально – зрелищная заставка.
  2. Представление команд или участников. Приветствие команд, или визитные карточки участников конкурса.
  3. Конкурсная часть: серия импровизированных и заранее подготовленных конкурсов.
  4. Финальная часть. Подведение итогов, награждение победителей.

Методика подготовки театрализованных конкурсов

  1. Определение темы и идеи конкурса с учётом возрастных особенностей аудитории.
  2. Подбор конкурсных заданий.
  3. Композиционное решенное конкурса.
  4. Работа с участниками конкурса.
  5. Музыкальное и художественное оформление.
  6. Зрелищные элементы.
  7. Разработка системы оценок конкурса.

Практика: разработать сценарий и принять участие в проведении следующих мероприятий:

  • Театрализованная программа «Всё в наших руках» по профилактике социально – значимых заболеваний;
  • Сюжетно – игровая программа «Любит – не любит»;
  • КВН;
  • Проводы русской зимы;
  • День святого Валентина.

6. Подготовка и реализация творческих проектов игровой направленности:

Теория. Творческий  проект.  Разработка творческого проекта.  

Практика. Подготовка  и реализация проектов. Проведение мастер- классов.

Методическое обеспечение образовательной программы.

  • Разработки игр, сценарии конкурсов, фестивалей, познавательно – игровых программ, КВН, праздников.
  • Дидактический материал, методики по исследовательской работе.

Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса:

        Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

        Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

        Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнение работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторике учащихся.

        Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся.

        Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.

        При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательные работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные, и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

        Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

        Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

        Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

  • Методика контроля усвоения детьми учебного материала;
  • Методика диагностики творческой активности детей;
  • Авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
  • Методы обновления содержания образовательного процесса;

Методическое сопровождение воспитательной работы педагога:

  • Методика формирования детского коллектива;
  • Методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
  • Методика организации воспитательной работы;

Методическое сопровождение воспитательной работы педагога по организации учебного процесса:

  • Методика комплектования учебной группы;
  • Методика анализа результатов деятельности;

Методическое сопровождение воспитательной работы педагога по организации массовой работы:

  • Методика организации и проведения массового мероприятия;
  • План и методика проведения родительского собрания;
  • Сценарный план проведения «дня открытых дверей и т.п.»

Виды методической продукции:

  • Методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания. Методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
  • Аннотация, бюллетень, информационно – методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференциях и т.п.

Виды дидактических материалов:

  • Картинный и картинно – динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
  • Звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
  • Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Материально – техническое обеспечение образовательной программы.

Помещение:

Учебная комната, оборудованная в соответствии с санитарными нормами, столы и стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Материалы: костюмы для персонажей, аудиоаппаратура, подборка сценариев, реквизит к каждому мероприятию, призовой фонд, сборники игр, песен.

Список литературы.

  • Соловьёва Л.В. «Воспитательная работа по месту жительства» - Волгоград: Учитель 2009г.
  • Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. «Развитие логического мнения детей». Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2007г.
  • Скворцова И.В. «Мир логических игр», М. 2008г.
  • Бесова М.А. «Шутки, игры, песни, соберут нас вместе» М, 2008г.
  • Агеева Н.Д. «Для всех детских праздников» СПб, 2009г.
  • «Игры, ребусы, загадки для младших школьников», Академия развития М, 2007г.
  • Мещенкова Л.В. «50 лучших развивающих игр», М, 2004г.
  • Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования «Воспитание школьников», М, 2008г.

-  -



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КЛУБ»

ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Учимся отдыхая…»

Составитель:

педагог- организатор Рященко Л.А.

г. Владимир, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Основным назначением воспитательной работы в клубе по месту жительства  является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека XXI века, создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить его делать этот выбор и находить способы его реализации.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия педагога- организатора и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности педагога и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Содержание данной программы охватывает проблемы нравственного, патриотического, гражданского воспитания, формирование культуры поведения, творчества.

«Относиться к другим так, как хотел бы, чтобы к тебе относились», «Жить так, чтобы тебя уважали», «Трудиться, чтобы стало лучше вокруг» - эти слова должны прочно войти в сознание воспитанников, стать необъемлемой составляющей их жизни.

    “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

(Восточная мудрость)

Раздел I

Содержание программы.

     Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

      Данная программа направлена на развитие творческой личности, на формирование ценностного отношения к себе, другим, формированию гражданских позиций.

      Цель работы – вырастить творческую личность, способную думать, созидать, создавать. Девиз: «Каждое дело – творчески!»

    Главным в работе с детьми - создание благоприятного  психологического климата,   благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка. Работа строится на принципах равноправия, сотворчества, сотрудничества, содружества, уважения друг к другу. На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Цель программы:

Создание отношений товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, развитие социально активной жизненной позиции воспитанника  через включение в организацию дел различной направленности на всех возрастных этапах.

ЗАДАЧИ:

1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного  развитию детей;

 - благоприятный психологический климат в клубе;

- развивать творческие способности  воспитанников;

 2. Связать в единое целое: коллектив детей, педагогов и родителей.

 3. Воспитывать в детях:

- любовь к Родине, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- знакомить воспитанников с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать их к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

- прививать чувства прекрасного;

- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.

4. Осуществлять приобщение воспитанников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

5. Формирование системы самоуправления в клубе.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана  на  5  года

Методы реализации программы

  • метод убеждения
  • метод  педагогического наблюдения
  • метод анкетирования
  • метод коллективного творчества
  • метод товарищеского и педагогического воздействия
  • метод личного примера

Формы  работы с воспитанниками:

  • экскурсии, походы
  • спортивные, интеллектуальные игры, интерактивные, ролевые игры
  • семейные посиделки
  • индивидуальные беседы
  • социометрические  исследования
  • сочинения и творческие работы
  • проектная деятельность
  • разговоры «по душам» и часы общения
  • встречи с психологом
  • творческие мастерские
  • классные часы
  • семейные выставки достижений
  • дискуссии и диспуты
  • встречи с интересными людьми

Основные принципы организации воспитания.

  Принцип самовыражения. Создание  условий для самовыражения каждого уребенка. Важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению своих природных возможностей.

 Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановка общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.

 Принцип доверия и поддержки. Гуманное отношение между педагогами и детьми. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка и педагогическая защита.

 Принцип «Мы». Формирование у воспитанников понятия «Мы», состоящего из ярких «Я». Следует помочь ребенку стать полноценным, нравственным гражданином России.

Используемые технологии воспитания:

  • технология организации и проведения группового воспитательного дела
  • технология сотрудничества
  • гуманно - личностная технология
  • технология гуманного коллективного воспитания
  • технология индивидуально - рефлексивного воспитания
  • технология проектов
  • технология организации самовоспитания
  • технология знакомства и самопрезентации личности
  • технология совместного планирования воспитательной работы педагогом и воспитанниками
  • технология разрешения конфликта
  • технология формирования субъектных отношений в колллективе
  • здоровьесберегающие технологии
  • технология мониторинга
  • технология социализации
  • технология деловой игры.

Ожидаемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

В основе программы воспитания лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий,  В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

        Раздел II

Основные направления воспитательной работы.

В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность ребенка, развитие его природных задатков и способностей,  организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности. Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

Основные направления организации воспитания и социализация детей:

  • Гражданско-патриотическое
  • Нравственное и духовное воспитание
  • Здоровьесберегающее воспитание
  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
  • Интеллектуальное воспитание
  • Социокультурное и медиакультурное воспитание (толерантность и т.д.)
  • Культуротворческое и эстетическое воспитание
  • Правовое и культура безопасности
  • Воспитание семейных ценностей
  • Формирование коммуникативной культуры
  • Экологическое воспитание

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.

Воспитательная работа в клубе строится по следующим направлениям (модулям):

«Моя Родина»

«Здоровье»

«Мир прекрасного»

«Семья»

«Лидер» (Ученическое самоуправление)

«Трудовое воспитание»

Цель самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

 1.    Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.

2. Активное включение воспитанников в творческие дела, требующие коллективной деятельности.

3. Развитие творчества, инициативы, организаторских способностей, формирование активной  гражданской позиции детей.

4. Воспитание сознательной дисциплины, создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Структура самоуправления

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного воспитанника, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Направление «Общение»

Цель: Передача воспитанников знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

- формировать у детей  культуру общения в системе «педагог – ребенок », «ребенок – ребенок », «взрослый – ребенок »;

-знакомить воспитанников с традициями и обычаями общения различных поколений.  

Виды мероприятий:

  • беседы
  • диспуты
  • вечера
  • консультации

Направление «Мир прекрасного»

Цель: Создание условий для проявления детьми  инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности

Задачи:

 - создание условий для равного проявления воспитанниками своей индивидуальности;

- использование нестандартных творческих форм с учетом возрастных особенностей воспитанников

- изучение индивидуальных интересов и потребностей детей  во внеурочной деятельности

- просвещение и консультация воспитанников в выборе кружков, клубов, секций, обществ

Виды мероприятий:

  • праздники
  • конкурсы
  • экскурсии
  • шоу-программы
  • викторины

Направление «Семья»

Цель: Максимальное сближение интересов родителей и интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

Задачи:

-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, детей и родителей

-организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности

Виды мероприятий:

  • родительские собрания
  • лекции
  • беседы
  • тестирование
  • консультации

Направление «Здоровье»

Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации воспитанникам  значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения

Задачи:

-знакомить детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации

-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Виды мероприятий:

  • cпортивные соревнования
  • беседы
  • турниры
  • походы
  • военно-спортивные игры                                                                                                                                                      

                      Направление «Трудовое воспитание»

Цель: Создание условий для понимания необходимости физического труда для формирования гармоничной личности

Задачи:

  • знакомить воспитанников с различными формами физического труда , профессиональное ориентирование
  • организация трудовых отрядов , коллективных трудовых дел
  • воспитывать трудолюбие

Виды мероприятий:

         беседы

         встречи

         субботники

 трудовые отряды

Участие клуба в общеклубных  мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в клубе является участие клуба  в общеклубных  мероприятиях согласно перспективному плану работы МБОУДОД ДЮЦ «Клуб». Это позволит четко определить место клубного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей , будет способствовать: 
• Повышению уровня общительности каждого; 
• Развитию личностных качеств воспитанников , направленных на благо коллектива в целом.

Приложение

Перспективный план

Сентябрь

  • «День открытых дверей» - презентация
  • «День знаний» - праздник
  • «Дети Беслана» - беседа
  • Турслёт
  • «Стойкость» - урок нравственности
  • «Дорогие мои старики» - работа над сценарием , репетиции
  • «Безопасная дорога домой» - викторина
  • «Я подарю тебе букет» - посещение выставки
  • «От простого к сложному» - посещение выставки
  • Операция «Уют» - утепление оконных рам
  • «Чистый дворик» -уборка приклубной территории

Октябрь

  • «Дорогие мои старики» - праздник
  • «День учителя» - поздравительная программа
  • «Мужественность» - урок нравственности
  • «Быть здоровым-это модно» - конкурсы
  • «Ответственность бывает разной» - беседа
  • «Фестиваль добрых дел» - проектирование , репетиции
  • «Чистый дворик» -уборка приклубной территории
  • «Губернии — 70» - беседа

Ноябрь

  • «День всенародного единства» - викторина
  • «Самая родная» - конкурс рисунка
  • « Каникулы» - творческая смена
  • «Мамин день» - праздник

Декабрь

  • «Что такое СПИД ?» - беседа
  • «Край родной для сердца милый» - викторина
  • «День Конституции» -  беседа
  • «Береги здоровье смолоду» - выход на каток
  • «Новогодний серпантин» - праздник
  • Операция «Уют» - уборка клуба , украшение клубных комнат

Январь

  • «Рождественские гуляния» - катание с горы , на коньках , на лыжах
  • «Крещенские посиделки» - игровая программа
  • «Искренность» - урок нравственности
  • «Снятие блокады Ленинграда» - беседа

Февраль

  • «День святого Валентина» - изготовление валентинок. Организация клубной почты.
  • «День защитников Отечества» - изготовление поздравительного плаката , открыток.
  • «Рыцарь XXI века» - конкурсно — развлекательная программа
  • «Упорство» - урок нравственности
  • Выход в музей при ЦОКе
  • « Каникулы» - творческая смена

Март

  • «Весенняя капель» - поздравительная программа . Изготовление поздравительных открыток , сувенирных поделок
  • «Верность» - урок нравственности
  • «Лицедеи» - театр — экспромт
  • « Каникулы» - творческая смена
  • Операция «Уют» - уборка клуба , украшение клубных комнат

Апрель

  • «День смеха» - конкурс весёлых историй , анекдотов
  • «Совестливость» -урок нравственности
  • «День космонавтики» - беседа
  • «Международный день памятников и исторических мест» - выход (сбор информации , оформление тематического альбома)
  • «Чистый дворик» - уборка приклубной территории
  • «Весенняя неделя добра» - акция

Май

  • «Порядочность» - урок нравственности
  • «День Победы» - изготовление поздравительных открыток , поздравление ветеранов
  • «День музеев» - выход в музеи города
  • «Спасибо, не курю» - беседа
  • «Моя семья» - выставка детского рисунка
  • «Чистый дворик» - уборка приклубной территории
  • Операция «Уют» - уборка клуба

Июнь

  • Организация трудовой смены

 


Список литературы

  • Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. – Ярославль, 1992
  • Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Уч. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996
  • Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов пед. бакалавриата, педагогов-практиков. - С-Пб, 1995;
  • Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). – СПб, 1995;
  • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений . – М., 2005;
  • Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Педагогическое руководство формированием классного коллектива: формы и приёмы. – Великий Новгород, 2003
  • Морозова М.И. Программа как педагогическая модель менеджмента воспитания школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – серия: Педагогика. - №2 (4). – СПб: ЛГУ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотая осень" вечер отдыха

Задача классного руководителя  в игровой форме довести до ребят основы культуры проведения досуга, привить творческое воображение и умение весело отдыхать....

Программа летнего отдыха детей и подростков "Сириус"

Направление – социально-педагогическое Уровень  реализации – от  начального  до  основного общего     Летнее  время  благоприятно  для  позити...

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

программа лагеря труда и отдыха

направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...

День коллективного отдыха родителей и детей

В наш современный век технологий часто взрослые просто забывают, что главная задача воспитания собственного ребёнка- это общение с ним: прогулки, коллективный отдых на природе, совместные мероприятия....

Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016

Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам  Всероссийского заочного конкурса допо...

Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...