Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
методическая разработка по теме

Жижайкина Лариса Ивановна

Ежегодно в нашем колледже в рамках празднования Дня русского языка проходят внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Большой интерес у студентов вызывают мероприятия в форме игр. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Участие в различного вида состязаниях позволит студентам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

            Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

            В интеллектуальной игре принимают участие 2 команды (количество участников в каждой команде - шесть). Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана. У каждой команды есть группа болельщиков, которая также может заработать баллы для своей команды.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

"Чебоксарский экономико-технологический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Методическая разработка внеклассного мероприятия

"Интеллектуальная игра по русскому языку для студентов I курса"

Автор - преподаватель русского языка и литературы

Жижайкина Л.И.

               

Пояснительная записка

Цели и задачи:

1. Повторить и систематизировать знания студентов по русскому языку.

2. Способствовать привитию интереса к изучению русского языка.

3. Расширять кругозор студентов, развивать их мыслительную деятельность и эрудицию.

4. Формировать умение работать в команде.

5. Воспитать бережное отношение к языку и речи.

Технологии: интерактивная технология обучения

Форма проведения: игра

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

        

        Ежегодно в нашем колледже в рамках празднования Дня русского языка проходят внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Большой интерес у студентов вызывают мероприятия в форме игр. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Участие в различного вида состязаниях позволит студентам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

        Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

        В интеллектуальной игре принимают участие 2 команды (количество участников в каждой команде - шесть). Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана. У каждой команды есть группа болельщиков, которая также может заработать баллы для своей команды.

Ход игры.

        Ведущий: добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать Вас на нашей интеллектуальной игре, которая посвящена русскому языку. Принимать участие будут 2 команды. Победительницей будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков. Итак, начинаем игру.

Представление команд.

Конкурс "Нормы ударений".

Чтец

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.

Возил не шОфер, а шофЁр
Не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор  —
Судебный приговОр.
Ушел шофер на многие
Не лЕта, а летА,
И дверь за ним не зАперта
Была, а запертА.

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.

Строгал не стОляр, а столЯр,
Но не дОску — а доскУ.
И слушал в одиночестве
Не «ТОску», а тоскУ.
Ушел столяр на многие
Не лЕта, а летА,
И дверь за ним не зАперта
Была, а запертА.

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Ты не услышишь голоса фанфар.
Умолкнут все фанфары,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар (Ф. Кривин).

        

        Ведущий: каждая команда получает лист со словами. В каждом слове нужно поставить ударение. За каждое слово команда получает по 0,5б.

        Августовский, бармен, баловать, включит, диспансер, договор, дремота, газопровод, завидно, жалюзи, звонит, каталог, квартал, коклюш, красивее, некролог, новорожденный, обеспечение, оптовый, свекла, сливовый, средства, столяр, торты, туфля, углубить, ходатайство, черпать.

        Августовский, бармен, баловать, включит, диспансер, договор, дремота, газопровод, завидно, жалюзи, звонит, каталог, квартал, коклюш, красивее, некролог, новорожденный, обеспечение, оптовый, свекла, сливовый, средства, столяр, торты, туфля, углубить, ходатайство, черпать.

Блок конкурсов "Заимствованная лексика".

Чтец

Речь состоит из слов.

Этот закон не нов.

Каждое слово - живое

С особой, своей судьбою.

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы.

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после мирились,

Жить в добром соседстве учились.

Волшебное слов превращенье.

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний, То смысл поменяв, то звучанье.

Историю слов сможем мы рассказать

Любому, кто хочет об этом узнать.

        Ведущий: каждая команда получает лист с заимствованными словами. Задача команд - определить происхождение слов. За каждый правильный ответ - 0,5б.

Слова

Ответы

Абажур

Автобиография  

Айкидо

Акварель

Антибиотики

Байкер

Барокко

Безе

Бонсай

Браво

Визави

Волейбол

Десерт

Шашлык

Фортепьяно

Флора

Ушу

Сомбреро

Санаторий

Поликлиника

Абажур – фр.

Автобиография  – гр.

Айкидо – япон.

Акварель –лат.

Антибиотики – греч.

Байкер – англ.

Барокко – ит.

Безе – фр.

Бонсай – япон.

Браво – итал.

Визави – фр.

Волейбол - англ.

Десерт – фр.

Шашлык – тюрк.

Фортепьяно – ит.

Флора – лат.

Ушу – кит.

Сомбреро – исп.

Санаторий – лат.

Поликлиника – гр.

Чтец

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов, 
Вот таких, как эти:
Ноу- хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
Аннус, саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селлинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему… (Н. Колесников)

        Ведущий: подберите к иностранным словам русские синонимы. За каждое слово - 0,5 б.

I команда

II команда

Альянс

Антураж

Вердикт

Брифинг

Дебитор

Дебаты

Интервенция

Дивиденд

Легитимный

Идентичный

Корыстный

Эксклюзивный

Хобби

Паркинг

Постер

Консенсус

Инновация

Толерантность

Ответы

I команда

II команда

Альянс (союз)

Антураж (окружение)

Вердикт (приговор)

Брифинг (пресс-конференция)

Дебитор (должник)

Дебаты (прения)

Интервенция (вторжение)

Дивиденд (прибыль)

Легитимный (законный)

Идентичный (тождественный)

Корыстный (расчетливый)

Эксклюзивный (исключительный)

Хобби (увлечение)

Паркинг (стоянка)

Постер (плакат)

Консенсус (согласие)

Инновация (нововведение)

Толерантность (терпимость)

Блок конкурсов  "В мире фразеологии".

Чтец

На всю Ивановскую мне
Кричал ты как-то при луне, 
Что голова давно твоя
Потеряна из-за меня.

Тот час развесила я уши,
Тебя взялась спокойно слушать.
И день и ночь, лишаясь сна,
Из мухи делал ты слона.

«Чего, -  твержу, - с луны свалился?
Взял на другой бы и женился!»
Но ты же духом не упал,
А лишь сильней кричать мне стал!

Тогда я вышла из себя.
Тебе сказала всё любя...
Ну, в общем, долго ждать не стали
И свадьбу бурную сыграли.

Ломали голову мы вместе, 
Как будем жить на новом месте.
Теперь мы в час по чайной ложке
Живем с тобою понемножку...

Лихие времена бывали! 
На полку зубы даже клали.
Но вроде кризис уж прошел:
Язык до Киева довел!

Но из себя ты как-то вышел...
Не знаю, где чего услышал,
Но мне признаться предпочел,
Что отпущенья ты козел!

Что вместе съели соли пуд,
Но спор со мной — Сизифов труд.
Скандала мы не избежали
И мои уши вянуть стали...

Не надо плакать в три ручья!
Вот что тебе сказала я:
«Что, милый мой, уже забыл
Как ты в трех соснах всё блудил?

Ты мне не хлопай здесь глазами!
Мы разбираться будем сами.
У нас соседи как живут?
Их денег — куры не клюют!

...А голова идет уж кругом.
Моя богатая подруга
Всё в платьях модного фасона,
А я как белая ворона!

...Ну что ж, возьмем себя мы в руки,
Забудем все обиды, муки...
Ты знай, мой друг, тебя не брошу,
Ведь мы сидим в одной калоше... (В. Каланчина)


        Ведущий:  за 1 минуту каждая команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов. 

I команда

II команда

1. В час по чайной ложке(мало)

2. Себе на уме (хитрить)

3. Раз, два и обчелся (мало)

4. Заячья душа (душа)

5. Куры не клюют (много)

6. Ушки на макушке (внимательно)

7. Повесить голову (печалиться)

8. Рукой подать (близко)

9. Во все лопатки (быстро)

10. Витать в облаках (мечтать)

11. Играть первую скрипку (быть главным)

12. Стреляный воробей (опытный человек)

1. Кривить душой (лгать)
2. Кожа да кости (худой)
3. Вставлять палки в колеса (мешать) 
4.В двух словах (коротко)
5. Зарубить на носу (запомнить)
6. Язык проглотить (молчать)
7. Клевать носом (дремать)
8. Гонять лодыря (бездельничать)
9. Мастер на все руки (умелец) 
10. Водить за нос (обманывать)
11. Идти в ногу (действовать согласованно) 
12. Бросать слова на ветер (говорить зря)

Ведущий: каждая команда по картине должна определить фразеологизм и рассказать историю его происхождения. За каждый правильный ответ - 2б.

Задание I команде.

C:\Users\В\Desktop\125184_html_25c4159d.jpg

Ответ .

        Ахиллесова пята.

        Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

        Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.

C:\Users\В\Desktop\i.jpg

Дамоклов меч.

        По греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана его роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели.

        В переносном смысле — нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимом благополучии.

Задание II команде.

C:\Users\В\Desktop\72341884_1300648047_09251bf1f17aa77a6bb31a03ca5b6e31.jpg

Запретный плод.

        Из Библии. Плод, который, несмотря на запрет Бога, Ева сорвала с «дерева познания добра и зла». В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 16—17) сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Но Адам и Ева нарушили эту заповедь. 

        Иносказательно: нечто соблазнительное и запретное одновременно. 

C:\Users\В\Desktop\0d1c584b654b239a9795a90e79ab56c4.jpg

Сизифов труд.

        В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…

        Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

Конкурс для болельщиков. 

        Ведущий: назовите известные фразеологические выражения со словами: голова, рука. За каждый фразеологизм болельщики приносят своей команде по 0,5б.

Голова:

ветер в голове, гладить по голове, голова варит, голова и два уха, голова кругом пошла, есть голова на плечах, горячая голова, давать голову на отсечение, забивать голову чем-то, закрутить голову кому-то, засесть гвоздем в голове, морочить голову, опускать (вешать) голову, с головы до ног, очертя голову сломя голову, снять голову о плеч...

Рука:

держать себя в руках, запускать руку в чухой карман, из рук в руки, из рук вон плохо, как без рук, кому-то карты в руки, марать руки об кого-то, обо что-то, мастер на все руки, на скорую руку, не покладая рук, не чист на руку, опустились руки у кого-то, развязать руки, с легкой руки, своя рука – владыка, умываю руки, ходить по рукам...


Конкурс "Архаизмы".

Чтец

Они пришли издалека,
И ты созвучью их доверься
И знай: ланиты, око, перси –
Не груди, глаз или щека.
Слеза стекает по щеке,
А слезы льются по ланитам...
Повторов нет им в языке, 
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть,
Свое особое значенье.
Мы лишь в высокие мгновенья
На них дерзаем посягнуть.. (Р. Заславский)

        Ведущий: командам по очереди предлагаются устаревшие слова. Необходимо к устаревшим словам подобрать синоним из современного русского языка. Если команда ошибается, дается возможность ответить другой команде. За каждый правильный ответ - 0,5б.

Алтын (три копейки), пиит (поэт), выя (шея), дщерь (дочь), десница (правая рука), посему (поэтому), ведать (знать), льзя (можно), брань (битва), ланиты (щеки), брадобрей (парикмахер), зело (очень), токмо (только), длань (ладонь).

Конкурс редакторов.

        Ведущий: каждая команда по очереди получает предложения. Задача команд - отредактировать предложения. За каждый правильный ответ - 1б.

1. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

2. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

3. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

4. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

5. Правда и только правда – таков имидж писателя.

6. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

7. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

10. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

11. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

12. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

13. В этот день я услышала много обидчивых слов.

14. Студент быстро освоил материал.

15. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

16. Болотистый ил является отличным удобрением.

17. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

18. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

19. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

20. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

21. Прейскурант цен вывешен на витрине.

22. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

Конкурс для болельщиков "Разговор о еде".
        

        Ведущий: я буду описывать какое-либо блюдо или кулинарное изделие словами, а вы попытайтесь узнать, что это такое. За каждый правильный ответ - 1б.

 1. С немецкого языка это переводится как «хлеб с маслом» (бутерброд).
2. Это слово украинское и означает оно «пузырь», «пузырек» (бубел). Напоминает оно по форме рубль (бублик).
3. По-французски «винэгр» – кислое вино, уксус. Это кушанье из овощей, политых уксусом (винегрет).
4. В Эфиопии есть область, где появилось дерево, из плодов которого варят этот напиток. Арабы называют его «кохва» или «кава». В Англии – «каффа». (кофе).
5. Греки очень любили это мучное блюдо. Название его происходит от греческого слова «макариа» – благодать, счастье. У греков это слове позаимствовали итальянцы,, назвали им любимое национальное блюдо  (макароны).
6. По-итальянски это означает «зелень». Обычно эго употребляет в пищу со сметаной, майонезом, подсолнечным маслом. Есть много рецептов этого (салат).
7. Название этих небольших кондитерских изделий очень похоже на название разноцветных маленьких круглых бумажек, которыми люди на праздник ради забавы посыпают друг друга (конфета – конфетти).
8. В русский язык это слово пришло из французского, в котором оно значит «пастила из айвы», от испанского «мармело» – айва. А испанское родилось от латинского «мелимелули». В латинский оно попало из греческого  (мармелад).

Конкурс капитанов.

Чтец

Родная речь - Отечеству основа,

Не замути Божественный родник!

Храни себя. Душа рождает слово -         

Великий святорусский наш язык.

Ведущий:  капитаны отвечают по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Кто был создателем первого славянского алфавита? (Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создали первый славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться им стали лишь в IX–XI веке)

2. Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

3. В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской» (По Указу Петра Первого)

4. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

5. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть “день рождения”. (В 1797 г. писатель Н.М. Карамзин впервые использовал в своем альманахе стихов букву “ё”. С 1735 г. использовали сочетание “iо”, а до этого такого звука вообще не было. Произносили “мед”, “слезы”)

6. С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)

7. Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”? (Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)

8. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

9. Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

10. Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

11. Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

12. На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

Список использованной литературы

1. Анисимов О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология/ О.С.Анисимов. – М, 2006. – 256 с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 2006г.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика, 1989. – с.190.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.  

4. Инновационные методы обучения: Методические рекомендации для магистрантов, получающих квалификацию «Преподаватель высшей школы». – Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2006. –  35 с.

5. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.

6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. - Мн.: ТетраСистемс, 2011.- 224 с.

7. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12-18.

8. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.

9. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания //Школьные технологии. 2010 №1. 

10. Царапкина Ю.К. К вопросу об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий//Вестник развития науки и образования. 2010. – № 4.

11. Якубовская Т.В. Ролевая игра как способ формирования информационно – правовой компетентности учащихся //Игры в преподавании истории и обществознания. 2010. – №2.

25.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/
26.
http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=1037
27.
http://www.bj.pu.ru/method/4-13.html
28.
http://www.openclass.ru/communities/6134
29.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
30.
http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm
31.
http://letopisi.ru/index.php/
32.
http://paidagogos.com/?p=124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистический турнир. Я - редактор"

Данный материал представляет собой презентацию для внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Представленные материалы  - это задания на исправление лексических, грамматических, орф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 8 классе, КВН

Развлекательная игра-КВН в рамках проведения предметной недели по русскому языкуц и литературы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....