Русские народные посиделки
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Шеховцова Светлана Васильевна

Цели мероприятия:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
  • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

Оборудование:

Класс оформлен как русская изба, компьютер, телевизор, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

 

1. Вступление.

2 ведущих (Катя и Наташа)

1-й. Здесь и красны девицы…

2-й. Добры молодцы кругом.

Оба. Все уселись за столом.

1-й.  Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

2-й. Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься,

1-й. Пирогов отведать вкусных,

2-й. И чайку напиться всласть.

Оба. Все мы рады видеть вас!

1-й. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2-й. Будут вам и пироги.

А сейчас посидим рядком

Да поговорим ладком.

2. Слово учителя.

 А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого- с вашего дома, с вашей улицы, вашего города.Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину. Надо знать не только её настоящее, но и прошлое.

         На уроке истории вы познакомились с далёким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство - Киевская Русь, какие народы её населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в своё светлое будущее - всё это находило отражение в его творчестве. А наш народ был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создавал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - всё это отразилось в творчестве наших далёких предков.

Давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные посиделки

                                            Учитель Шеховцова С.В.

Цели мероприятия:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
  • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

Оборудование:

Класс оформлен как русская изба, компьютер, телевизор, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

1. Вступление.

2 ведущих (Катя и Наташа)

1-й. Здесь и красны девицы…

2-й. Добры молодцы кругом.

Оба. Все уселись за столом.

1-й.  Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

2-й. Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься,

1-й. Пирогов отведать вкусных,

2-й. И чайку напиться всласть.

Оба. Все мы рады видеть вас!

1-й. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2-й. Будут вам и пироги.

А сейчас посидим рядком

Да поговорим ладком.

2. Слово учителя.

 А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого- с вашего дома, с вашей улицы, вашего города. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину. Надо знать не только её настоящее, но и прошлое.

        На уроке истории вы познакомились с далёким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство - Киевская Русь, какие народы её населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в своё светлое будущее - всё это находило отражение в его творчестве. А наш народ был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создавал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - всё это отразилось в творчестве наших далёких предков.

Давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого прошлого.

3. Песня  «Русская изба» (видео)

4.Ведущие.

1-й. Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе-и снова работа: кто прядёт, кто вышивает, кто ткёт…

2-й. Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко

5. Народные песни:

- «Во кузнице» (Коробкова К., Осмякова И., Ширина А.)

- «По канавке росла травка» ( Осмякова Ира)

- «Возле Дона» ( Коробкова Ксения).

6. Ведущие (о сказках)

1-й. Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…

2-й. Остановились руки. Замерли все… Что же произошло?

1-й. А вот что… Все слушали сказки.

2-й. Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

1-й. А кто авторы этих сказок?

2-й. Да автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.

1-й. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

7. Инсценирование сказки «Лиса и волк».

8. Конкурс «Сказочный» (викторина по русским народным сказкам)

9. Учитель. А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие?

  (Уч-ки отвечают, слайд № 1,2,3 презентации)

А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказы-разговоры, но главное - они всегда весёлые.

10. Звучат прибаутки и небылицы (Максим, Славик)

1-й поёт.

Сидит ворон на сосне,

А сова на другой.

Гой-гой-гой на другой. (2 раза)

У совы ворон пытает:

Кто в лесу гуляет?

Гу-гу-гу гуляет. (2 раза)

Дровосеки гуляют-

Секут лес и валят,

Чах-чах-чах валят. (2 раза)

2-й.

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Можно зашить!

-Да иглы нет.

- А велика дыра-то?

-Один ворот остался.

1-й и 2-й.

Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

-Что сегодня делал?

-Рукавицы искал.

-Нашёл?

-Нашёл.

-Где же они были?

-Да за поясом. А ты куда шагаешь?

-За семь вёрст.

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать.

- Это которого же комара?

-Да того, который за нос меня укусить хочет.

-Да он же при тебе.

-Где это при мне?

-Да на носу у тебя.

11. Учитель. Долог зимний вечер. Горит-потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…

 Раздаётся стук в дверь.

-Кто же это? Входите! ( Входит Лесовик)

12. Конкурс загадок и считалочек (проводит Лесовик)

13.Конкурс пословиц (презентация, слайд №4-9)

14. Конкурс скороговорок (презентация, слайд №10-11).

15. Вместе весело споём.

Все дети становятся в круг и поют нескладухи и небылицы.

16. Заключение.

Ну, молодцы, вы нас сегодня порадовали. Это очень важно-понимать фольклорное своеобразие родной страны, прелесть её обычаев, порядков, языка. Невозможно жить в родной стране и не петь её песен, не читать её сказок, не любить родного языка, носителя великой культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

Слайд 2

1 значение фольклора – народное творчество. 2 значение – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Слайд 3

Малые жанры фольклора Колыбельная Потешка Загадка Пословица Поговорка Частушка Дразнилки Заклички Считалки Скороговорки Сказки Пестушки у

Слайд 4

Что за золото пословицы русские!.. А. С. Пушкин Пословица Краткое мудрое суждение о жизни Содержит поучительный смысл Законченное суждение Характеризует поступки человека, образ жизни Украшает речь

Слайд 5

Пословицы о пословицах ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ. ПОСЛОВИЦА ПРАВДУ ВСЕМ ГОВОРИТ. ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ. ГЛУПАЯ РЕЧЬ – НЕ ПОСЛОВИЦА. КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ. ОТ ПОСЛОВИЦЫ НЕ УЙДЁШЬ.

Слайд 6

Тематические группы пословиц Любовь к Родине Глупа та птица ,которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке . Русский не с мечом , ни с калачом не шутит. Грамота и обучение Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – вперёд пригодится. Век живи – век учись.

Слайд 7

Задание 1. Продолжите пословицы. Кто труда не боится,… За всё берётся,… Нужно наклониться,… За всё браться- Не за своё дело не берись, а … Суди о людях не по словам, а… Не сиди сложа руки, …

Слайд 8

Задание 2. Включите поговорки в предложения. Бить баклуши; брать быка за рога; к ак снег на голову; семь пятниц на неделе; без году неделя; л ёгок на помине; выйти сухим из воды.

Слайд 9

Задание 3. Подберите пословицы- синонимы. Без заботы и репу не вырастишь.

Слайд 10

Скороговорки Говорит попугай попугаю : « Я тебя попугай попугаю». 2 . Сыворотка из-под простокваши. 3 . Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

Слайд 11

Скороговорки Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться, Нечем будет петушиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные посиделки

Сценарий проведения конкурса "Народные посиделки"...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Конспект занятия "Русские народные посиделки"

Конспект воспитательного занятия  для учащихся начальной школы....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...