Методические материалы для использования в работе куратора (классного руководителя) по профилактике сквернословия
методическая разработка (10, 11 класс) по теме

Муслиенко Елена Владимировна

В современном обществе и самим детям, и родителям, и педагогам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемой сквернословия. Это происходит как на улице, так и в учебных заведениях. Сама проблема состоит в том, что не вполне ясно, как на эти произнесенные слова реагировать, как избавить от них детей – своих собственных, если Вы – родитель, или воспитанников, если Вы – учитель или воспитатель.

Данные материалы могут быть использованы в работе куратора (классного руководителя) для оказания помощи в решении обозначенной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_skvernosloviya.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж»

Методические материалы

Для использования в работе куратора

(классного руководителя)

 по профилактике сквернословия

Основные нормативные правовые акты, понятия

необходимые для осуществления работы по профилактике сквернословия в молодежной среде

Эффективность работы по профилактике сквернословия во многом зависит от правильного понимания самого этого понятия и знания его происхождения. Понятие «сквернословие» имеет определение и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 20, ч. 1 «Мелкое хулиганство».

2. Постановление администрации города Белгорода «Об утверждении плана областных мероприятий, направленных на искоренение сквернословия среди населения Белгородской области».

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Извлечения из кодекса РФ об административных

 Правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 20, ч. 1 «Мелкое хулиганство» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Памятка по профилактике сквернословия

для старшеклассников и их родителей

1. Не употребляйте в собственной речи нецензурных выражений.

2. Цените и берегите свой авторитет, поддерживайте образ достойного и уважаемого человека.

3. Умейте отдыхать культурно, научитесь приемам снятия психологического напряжения.

4. Не бойтесь противостоять окружающим, противодействовать употреблению нецензурных выражений в вашем присутствии.

5. Научитесь просить прощения, прощайте сами.

6. Тренируйтесь в вежливой и красивой речи. Подберите для себя литературные выражения для использования в критических ситуациях.

7. Постоянно занимайтесь самосовершенствованием.

8. Читать хорошую литературу, в том числе классическую.

9. Будьте разборчивы в выборе друзей.

10. Относитесь к людям с уважением, не стремитесь обидеть их.

Психологи о сквернословии

В современном обществе и самим детям, и родителям, и педагогам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемой сквернословия. Это происходит как на улице, так и в учебных заведениях. Сама проблема состоит в том, что не вполне ясно, как на эти произнесенные слова реагировать, как избавить от них детей – своих собственных, если Вы – родитель, или воспитанников, если Вы учитель или воспитатель.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что в современном обществе люди более небрежны в употреблении вульгаризмов (так они называют мат и прочие «плохие» слова), чем полстолетия назад. Родителям и педагогам предлагают подумать: сквернословили ли Вы сами в присутствии родителей, учителей? Как они справлялись с этим? Был ли их подход эффективным?

Действительно, подумайте о лексике, которой Вы пользуетесь в семье. Если Вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить — значит наносить серьезный ущерб воспитанию.

В качестве конкретных мер по профилактике и преодолению сквернословия в семье (хотя некоторыми рекомендациями вполне могут воспользоваться и педагоги) специалисты предлагают следующее:

Пристальнее следите за культурной атмосферой, в которой происходит развитие ребенка: телевидением, Интернет, кино, видеоиграми и компакт-дисками. Возможно, эти факторы влияют на словарный выбор ребенка? Может быть, Вам стоит установить более жесткие стандарты применительно к его развлечениям? Если это так, что Вы предпримете? А как обстоят дела с его сверстниками? Все ли они считают, что сквернословие — это "круто"? Правильно представьте себе ситуацию ребенка.

Подумайте, почему Ваш ребенок сквернословит. Возможно, он хочет казаться взрослее и сильнее или вызвать эмоциональную реакцию, привлечь внимание, добиться определенного положения среди сверстников? Может быть, ребенок стал более раздражительным или расстроен чем-то и таким образом ищет выход сильным чувствам? Если Вы обнаружите какую-либо другую причину сквернословия, обдумайте ее и составьте конкретный план изменений.

Установите границы дозволенного. Определите слова, жесты, выражения и шутки, которые вы считаете оскорбительными.

Объясните, почему сквернословие неприемлемо. Если Вы хотите, чтобы ребенок изменил поведение, он должен понять, почему Вы считаете используемые им слова плохими и оскорбительными. Вот несколько фраз, которыми можно начать этот разговор:

"Услышать бранные слова может кто угодно, например дедушка с бабушкой или учитель".

"Люди могут подумать, что ты плохо воспитан".

"Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".

"Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей просто не хотят этого слышать, поэтому сквернословить при них — это грубость".

"Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".

Не забудьте упомянуть в ходе разговора о своих надеждах и представлениях о ценностях.

Научите ребенка использовать приемлемые синонимы. Обычно сквернословием выражают огорчение, шок или злость. Дети ограничены использованием нескольких ругательств, поскольку не знают приемлемых альтернативных выражений. Помогите ребенку запомнить несколько таких выражений. Во-первых, поиграйте вместе с ним в поиск замещающих слов, которые никого не оскорбят и не навлекут на него беду. (По примеру героев известно кинофильма «Джентльмены удачи».) Или пусть он придумает свои собственные слова. Предоставьте ребенку выбрать одно-два выражения и поощряйте его пользоваться ими вместо оскорбительного набора слов. Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.

Высказывания известных людей о языке

«Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку, а не наоборот, чтобы не заминаться или не брать назад свои слова, если скажешь что-либо неподходящее».

Ян Амос Коменский

«Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь».

Мигель Сервантес

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками».

И.С.Тургенев

«Речь – это показатель ума».

Сенека

Сквернословие и здоровье

(материалы для классного часа)

 Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

 В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки.

 Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

 Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

 Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

 О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

 К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

 Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

 Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

 Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

 А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

 Класс (группа) _______

 Пол м / ж

 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________

 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________

 3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________

 4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________

 5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________

 6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

 7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

 8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

 9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

 10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________

 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

 12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по использованию музейных технологий в образовательном и воспитательном процессах.

В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическо...

Методический материал для использования в работе классного руководителя Осторожно! Огонь!

классный час в 5 классе по профилактике пожарной безопасности...

Учебно-методические материалы для организации групповой работы по теме "Вводные слова"

Учебно-методические материалы для организации групповой работы по теме "Вводные слова". Для 8 класса. Задания разноуровневые....

Учебно - методические материалы для организации самостоятельной работы студентов 2 курса.

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентовВ связи  с введением  в образовательный процесс  нового  Государственного  образовательного  стандарта  в...

Учебно-методические материалы для проведения итоговых работ по информатике и ИКТ.

Тесты могут быть использованы для проверки знаний по информатике 8, 9 и 10 классах....

Методические материалы к разработке программы работы летнего оздоровительного лагеря при школе

Программа работы летнего оздоровительного лагеря составлена на примере организации спортивной оздоровительной работы МОУ "Рамешковская СОШ" Тверской области. Программа содежит принципы и методы органи...

Методические материалы для использования в работе куратора (классного руководителя) по профилактике сквернословия

В современном обществе и самим детям, и родителям, и педагогам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемой сквернословия. Это происходит как на улице, так и в учебных заведениях. Сама проблем...