Правовая игра "Мера толерантности"
классный час (7 класс) на тему

Методическая разработка классного часа "Мера толерантности"  . В данной разработке представлены: цели. задачи, пояснительная записка, ход классного часа ( игры, интеллектуальные задания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка293.66 КБ
Файл mera_tolerantnosti_no3.docx293.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение – Лицей №2

Октябрьского района  города Саратова

СЦЕНАРИЙ  ПРАВОВОЙ  ИГРЫ

«МЕРА ТОЛЕРАНТНОСТИ  »

Возраст обучающихся: обучающиеся 7-х классов

Ответственный: учитель истории и обществознания Деревягина О.ВОктябрь, 2014

Октябрь 2014

ПРАВОВАЯ ИГРА  «МЕРА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Дата проведения:    

Ответственный: Деревягина О.В.,учитель истории

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация;  раздаточный материал.

I. Вступление. Слово учителя

         Все мы разные: полные и худые, блондины и брюнеты,   отличники и двоечники   люди разных рас и национальностей африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

         Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.  Я приглашаю вас на урок- игру  гражданственности и мужества «Мера толерантности»  

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.

         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:

  • Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
  • Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
  • Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
  • Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков.

        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков   слово «толерантность».

          Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

          Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

     В  игре принимают участие учащиеся 7-х классов нашего лицея. Каждая команда  получает  цветной жетон:   7 –А класс жетоны красного цвета; 7 –Б класс жетоны синего цвета; 7 –В класс жетоны зеленого цвета; 7-г класс жетоны оранжевого цвета. Благодаря этим жетонам участники игры будут находить свои места за столом и свои задания.  А, сейчас мы  начинаем нашу игру. Команду интеллектуалов просим пройти на сцену и занять свои места за столом согласно цвету жетонов.

 

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

      В нашем лицее учатся дети разных национальностей, и у всех свои традиции, обычаи, религии.   Чтобы жить в мире и понимании  необходимо  не только знать, но и уважать особенности разных национальностей. Давайте сейчас попробуем поиграть. Национальная татарская игра Cпутанные кони ( Тышаулы атлар).  Для игры приглашаются команды 7 а,в классов, готовятся учащиеся  7б,г классов.

              Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.

     На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.

Правила игры:

  • выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
  • прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.

        Итак, команды отлично справились со всеми заданиями. Давайте же послушаем, что у них получилось. МОЛОДЦЫ!  Ну, что же пока эксперты, подводят итоги первого этапа приглашаем,  на сцену следующих участников состязаний и приступаем к 2 этапу.

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

 Пока команды думают  

      Эна  менян  еп (Иголка и нитка) башкирская национальная игра

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

   Итак, команды отлично справились со всеми заданиями. Давайте же послушаем, и посмотрим что у них получилось. МОЛОДЦЫ!  

Ну, что же пока эксперты, подводят итоги второго этапа приглашаем,  на сцену следующих участников состязаний и приступаем к 3 этапу.

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

Пока команда интеллектуалов выполняет задания мы приглашаем команду спортсменов поиграть в русскую национальную игру «Брось предмет в цель».

«Брось предмет в цель» - русская игра.
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели. 
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом. 
Дети по очереди становятся на колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину. 
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил. 
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза

  1. Этап  

Итак, команды отлично справились со всеми заданиями. Давайте же послушаем, и посмотрим,  что у них получилось. МОЛОДЦЫ!  Ну, что же пока эксперты, подводят итоги третьего этапа приглашаем,  на сцену следующих участников состязаний и приступаем к 4 этапу, который называется творческий. Каждой  команде было дано задание подготовить дома по одному выступлению. Свое домашнее задание показывает:

  • 7-а класс
  • 7-б класс
  • 7 –в класс
  • 7 –г класс.

   А, сейчас наступает момент последней игры. От каждой команды приглашаются по 10 участников. Конкурс называется Этикет. Ведь для того что бы понимать других людей нужно быть еще и очень воспитанными. Эксперты будьте как можно внимательнее.

  «Комплимент».

    …………..Итак, Очень важную роль в общении играют комплименты. Традицию комплимента связывают с рыцарской культурой и творчеством трубадуров средневековья. Даже само слово compliment (лестное замечание, похвала) - французского происхождения. В более позднее время искусство комплимента высоко ценилось в обществе, и было непременным элементом светской беседы. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник хочет видеть в себе. Однако важно помнить, что есть большая разница между комплиментом и лестью, эту разницу чувствуют большинство людей. Лесть равна лжи, а откровенная ложь вызывает эмоции, далёкие от приятных. Необходимо, чтобы комплименты касались и внутренних качеств человека, а не только внешних. Вы этим показываете, что видите и цените его внутренний мир .

……………..: Каждый участник команды должен сказать комплимент сидящему справа от него.  Комплементы не повторяются.

    Сколько баллов, столько и комплементов.

 

III. Заключение

       Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

-   Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

         Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все  встанем и  дружно споем песню «Солнечный круг»! 

«Пусть всегда будет Солнце»


Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

          Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

 1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

 2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).


Название конкурса

Баллы

 7-а класс

Баллы

7-б класс

Баллы

7-в  класс

Баллы

7-г класс

  1. «Предсказатель»

  1. «Спутанные кони»- игра

  1. «Мешочек толерантности»

  1. «Иголка и нитка» - игра

  1. «Символы»

  1. «Брось предмет в цель!

  1. Домашнее задание.

  1. Комплимент

ИТОГО

  1. Команда , представившая наибольшее кол-во неповторяющихся определений получает 10 баллов, остальные 5 баллов.
  2. 3 балла за  каждую победу.
  3. Команда , представившая наибольшее интересный ответ получает 10 баллов, остальные 5 баллов.
  4. 3 балла за  каждую победу.
  5. Рисунок от 1 до 5 баллов
  6. По колличеству мячей попавших в корзину.
  7. За лучший номер 10 баллов, остальные 5 баллов.
  8. Сколько комплиментов, столько и баллов.


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение – Лицей №2

Октябрьского района  города Саратова

СЦЕНАРИЙ  ПРАВОВОЙ  ИГРЫ

«МЕРА ТОЛЕРАНТНОСТИ  »

Возраст обучающихся: обучающиеся 7-х классов

Ответственный: учитель истории и обществознания Деревягина О.ВОктябрь, 2014

Октябрь 2014

ПРАВОВАЯ ИГРА  «МЕРА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Дата проведения:    

Ответственный: Деревягина О.В.,учитель истории

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация;  раздаточный материал.

I. Вступление. Слово учителя

         Все мы разные: полные и худые, блондины и брюнеты,   отличники и двоечники   люди разных рас и национальностей африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

         Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.  Я приглашаю вас на урок- игру  гражданственности и мужества «Мера толерантности»  

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.

         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:

  • Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
  • Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
  • Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
  • Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков.

        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков   слово «толерантность».

          Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

          Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

     В  игре принимают участие учащиеся 7-х классов нашего лицея. Каждая команда  получает  цветной жетон:   7 –А класс жетоны красного цвета; 7 –Б класс жетоны синего цвета; 7 –В класс жетоны зеленого цвета; 7-г класс жетоны оранжевого цвета. Благодаря этим жетонам участники игры будут находить свои места за столом и свои задания.  А, сейчас мы  начинаем нашу игру. Команду интеллектуалов просим пройти на сцену и занять свои места за столом согласно цвету жетонов.

 

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

      В нашем лицее учатся дети разных национальностей, и у всех свои традиции, обычаи, религии.   Чтобы жить в мире и понимании  необходимо  не только знать, но и уважать особенности разных национальностей. Давайте сейчас попробуем поиграть. Национальная татарская игра Cпутанные кони ( Тышаулы атлар).  Для игры приглашаются команды 7 а,в классов, готовятся учащиеся  7б,г классов.

              Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.

     На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.

Правила игры:

  • выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
  • прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.

        Итак, команды отлично справились со всеми заданиями. Давайте же послушаем, что у них получилось. МОЛОДЦЫ!  Ну, что же пока эксперты, подводят итоги первого этапа приглашаем,  на сцену следующих участников состязаний и приступаем к 2 этапу.

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

 Пока команды думают  

      Эна  менян  еп (Иголка и нитка) башкирская национальная игра

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

   Итак, команды отлично справились со всеми заданиями. Давайте же послушаем, и посмотрим что у них получилось. МОЛОДЦЫ!  

Ну, что же пока эксперты, подводят итоги второго этапа приглашаем,  на сцену следующих участников состязаний и приступаем к 3 этапу.

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

Пока команда интеллектуалов выполняет задания мы приглашаем команду спортсменов поиграть в русскую национальную игру «Брось предмет в цель».

«Брось предмет в цель» - русская игра.
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели. 
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом. 
Дети по очереди становятся на колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину. 
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил. 
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза

  1. Этап  

Итак, команды отлично справились со всеми заданиями. Давайте же послушаем, и посмотрим,  что у них получилось. МОЛОДЦЫ!  Ну, что же пока эксперты, подводят итоги третьего этапа приглашаем,  на сцену следующих участников состязаний и приступаем к 4 этапу, который называется творческий. Каждой  команде было дано задание подготовить дома по одному выступлению. Свое домашнее задание показывает:

  • 7-а класс
  • 7-б класс
  • 7 –в класс
  • 7 –г класс.

   А, сейчас наступает момент последней игры. От каждой команды приглашаются по 10 участников. Конкурс называется Этикет. Ведь для того что бы понимать других людей нужно быть еще и очень воспитанными. Эксперты будьте как можно внимательнее.

  «Комплимент».

    …………..Итак, Очень важную роль в общении играют комплименты. Традицию комплимента связывают с рыцарской культурой и творчеством трубадуров средневековья. Даже само слово compliment (лестное замечание, похвала) - французского происхождения. В более позднее время искусство комплимента высоко ценилось в обществе, и было непременным элементом светской беседы. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник хочет видеть в себе. Однако важно помнить, что есть большая разница между комплиментом и лестью, эту разницу чувствуют большинство людей. Лесть равна лжи, а откровенная ложь вызывает эмоции, далёкие от приятных. Необходимо, чтобы комплименты касались и внутренних качеств человека, а не только внешних. Вы этим показываете, что видите и цените его внутренний мир .

……………..: Каждый участник команды должен сказать комплимент сидящему справа от него.  Комплементы не повторяются.

    Сколько баллов, столько и комплементов.

 

III. Заключение

       Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

-   Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

         Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все  встанем и  дружно споем песню «Солнечный круг»! 

«Пусть всегда будет Солнце»


Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

          Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.   

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

3 Этап. Конкурс «Символы».

……………..: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения.  Ваша задача нарисовать символы;

  •  любви.  
  •  дружбы.
  •  толерантности.

Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

 1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

1 этап

конкурс  «Предсказатель»

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

 2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).

2 этап. 

 «Мешочек толерантности»

       Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.  ( мяч, ножницы, бусы, домик, сердце).


Название конкурса

Баллы

 7-а класс

Баллы

7-б класс

Баллы

7-в  класс

Баллы

7-г класс

  1. «Предсказатель»

  1. «Спутанные кони»- игра

  1. «Мешочек толерантности»

  1. «Иголка и нитка» - игра

  1. «Символы»

  1. «Брось предмет в цель!

  1. Домашнее задание.

  1. Комплимент

ИТОГО

  1. Команда , представившая наибольшее кол-во неповторяющихся определений получает 10 баллов, остальные 5 баллов.
  2. 3 балла за  каждую победу.
  3. Команда , представившая наибольшее интересный ответ получает 10 баллов, остальные 5 баллов.
  4. 3 балла за  каждую победу.
  5. Рисунок от 1 до 5 баллов
  6. По колличеству мячей попавших в корзину.
  7. За лучший номер 10 баллов, остальные 5 баллов.
  8. Сколько комплиментов, столько и баллов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Правовой классный час "Не конфликтность, уважение, толерантность"

      Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-п...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...