"Мужество"
классный час (6 класс) на тему

Классный час предназначен для 5-7 классов. Он призван формировать у  учащихся представления о долге, мужестве, героизме, как слагаемых красоты человека; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными людьми; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом, вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд№1

Задачи: формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными людьми; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом, вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Ход подготовки:

1. Задания учащимся.

а) подумайте над вопросом: Что такое мужество? Какие поступки людей определяются как мужественные?

б) приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см: Золотые россыпи О тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость Одесса, 1968, Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов М, 1980),

в) прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах (см.: Дети города-героя. Л., 1974; Мальков В. Северное сияние: Повесть. М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. М., 1970; Морозова В., Человек трудом славен: Очерки. М., 1981).

2. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о спортсменах победителях олимпиад.

4. Двум-трем учащимся подготовить выступления о подвиге словенской лыжницы Петры Майдич, французе Филиппе Круазоне. Галилео Галилее, о Циолковском.

Слайд№2

«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».

Н. А. Островский.

\

План-конспект беседы:

  1. Мое представление о мужественном человек.

Классный руководитель: На протяжении многих веков философы пытались дать определение мужеству. Так древнегреческий философ Сократ неоднократно вел споры с двумя афинскими полководцами, пытаясь разобраться в том, что такое мужество.

              А как вы считаете, что такое мужество?

(Ответы детей)

Слайд№3

Классный руководитель:   Аристотель в «Евдемовой этике» дает очень точное определение мужеству. Согласно        Аристотелю, — это нечто среднее между страхом и безрассудством. Трусы ослаблены своим страхом, в частности тем, чего бояться вовсе не стоит. Безрассудные люди часто неоправданно рискуют и ведут себя слишком самоуверенно (глупо) перед лицом опасности. Мужественные мужчины боятся только того, чего следует бояться, стараясь держать равновесие между страхом и полным безрассудством (глупостью).

Итак, остановимся на том, что мужество — это умение осознать страх, но при этом вести себя благородно, сохраняя честь и достоинство.

Каждый день мы видим людей, которые сталкиваются со страхом, но их поведение нельзя назвать мужественным.

 Как вы думаете почему?  Приведите примеры такого поведения.

(Ответы детей) (Опоздал на урок – соврал, взял без спроса – не признался, видел, что обижают младшего – не заступился…)

Слайд№4

 Классный руководитель:    Каждый человек желает обладать мужеством, чтобы выдерживать все испытания, которые готовит нам жизнь. Но чтобы научиться противостоять серьезным проблемам, человек должен тренировать свое мужество, принимая мужественные решения каждый день. Мужество подобно мышцам нашего тела, его можно укрепить и развить постоянными тренировками. Далее мы обсудим разные виды мужества и узнаем, как развить в себе эту добродетель. Но сначала послушаем рассказы о мужественных людях.

Слайд№5

1 ученик:  Даже золото канадских хоккеистов не смогло затмить подвиг словенской лыжницы Петры Майдич на Олимпиаде в Ванкувере. Она считалась одной из главных фавориток в борьбе за победу в классическом спринте, но ситуация изменилась, когда на разминке Майдич не вписалась в скоростной поворот, упав в овраг и врезавшись в дерево. Лыжница получила перелом четырёх рёбер и повредила лёгкое. Её дальнейшее участие в соревнованиях оказалось под большим вопросом. Однако Петра продолжила сражаться. Все соревнования, начиная с квалификации, она провела, превозмогая острую боль. Её приводили на старты под руки, а после каждого из четырёх финишей она с трудом покидала трассу. Особенно тяжело словенке пришлось во время последнего выступления, после которого её унесли с арены на руках, но уже в статусе обладательницы бронзовой награды! С церемонии награждения Майдич увезли уже на инвалидной коляске и спустя некоторое время доставили в одну из клиник Ванкувера на вертолёте.Указом президента Словении Майдич была награждена Золотым орденом за заслуги. Что касается медали, то, как сказала лыжница, для неё она стала не бронзовой, а бриллиантовой. Отметим, что это была первая в истории награда для Словении в лыжных гонках на Олимпийских играх.

Слайд№6

2 ученик:  42-летний француз Филипп Круазон совершил, казалось, невероятное. Без рук и ног он сумел вплавь пересечь Ла-Манш, преодолев 34 километра, отделяющие английский город Фолкстон от французского берега.

Несчастье с Филиппом произошло 16 лет тому назад, когда перед переездом на новое место он решил снять антенну с крыши своего дома. Однако не рассчитал, и был поражен ударом тока. Травмы были настолько тяжелыми, что французу ампутировали конечности.

Однако Филипп не впал в депрессию. Бывшему металлургу помогли бойцовские качества характера, а также друзья и родные. Специалисты разработали для него набор специальных протезов, которыми он научился искусно пользоваться. Для заядлого спортсмена были также сделаны особые ласты, которые крепились на месте рук и ног.

В минувшую субботу Филипп Круазон осуществил свою мечту.

«Российская газета» связалась с отважным пловцом и попросила его ответить на несколько вопросов.

Российская газета: Примите поздравления от читателей нашей газеты. То, что вы сделали, настоящий подвиг…

Филипп Круазон: Спасибо. Но было совсем непросто. Через некоторое время после начала заплыва я стал испытывать боли в спине, тем более хлебнул морской воды. Меня некоторое время подташнивало, подводило живот. Затем удалось сконцентрироваться и справиться с этим неприятностями.

«Российская газета»: Долго готовились к заплыву?

Круазон: Два года. Поначалу я с трудом проплывал несколько десятков метров. Но стал тренироваться по 30 часов в неделю. Каждый день. К тому же для меня составили комплекс упражнений, которые помогли разработать мышцы. В прошлом месяце я уже сделал пробный 12-часовой заплыв вдоль атлантического побережья. Он прошел нормально, и я понял: Ла-Манш мне по плечу.

«Российская газета»: Правда, что вы пересекли его быстрее, чем предполагалось?

Круазон: Действительно, это так. Поначалу думал, что на это уйдет гораздо больше времени — чуть ли не сутки. Но пробыл в воде чуть больше 13 часов. Планировалось, что буду плыть так, чтобы сердечный пульс не превышал 110-120 ударов в минуту. На самом деле он был чаще — 130-150. Почему? Потому что регулярно прибавлял ходу. Ведь мне так хотелось добиться своего, настолько переполняла решимость.

«Российская газета»: Как родилась идея этого заплыва?

Круазон: После несчастного случая я провел долгие месяцы в больнице. И как-то увидел репортаж по телевидению, в котором рассказывалось об одной женщине, которая вплавь пересекла Ла-Манш. И я сказал тогда себе: а почему я не смогу это сделать?

«Российская газета»: За вашим заплывом во Франции следили многие, и особенно те, кто оказался в схожем с вашим положении…

Круазон: Может быть, мой пример поможет им. Справившись с Ла-Маншем, я хотел показать всем, что жизнь — это бесценный дар. Никогда не надо терять к ней вкус и придаваться отчаянию. Конечно, бывают минуты, когда опускаются руки, когда вроде бы нет желания сопротивляться ударам судьбы. Но надо твердо знать: каждый из нас в состоянии найти в себе силы, чтобы бороться с болезнью или последствиями несчастного случая. У меня тяжелое увечье, но я не позволяю ему господствовать надо мною. Делаю наоборот — сам господствую над ним.

Слайд№7

3 ученик: ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ. ОКСАНА ГРИЩУК (РОССИЯ) В Нагано Оксана Грищук, которая выступала в паре с Евгением Платовым в соревнованиях танцевальных пар, стала двукратной олимпийской чемпионкой. Но только после окончания Игр стало известно, с какими трудностями пришлось столкнуться спортсменке . Перед главным стартом четырёхлетия Оксана сломала запястье, но даже не допускала мысли пропустить Олимпиаду. Она выступила с незалеченной травмой, и поговаривают, что даже скрыла её от партнёра и тренера Татьяны Тарасовой.

Классный руководитель:  Все эти истории, поражают наше воображение. Нас вдохновляют рассказы о храбрых пожарных, которые не боятся входить в горящие здания, чтобы спасти людей. И мы все надеемся, что когда обстоятельства того потребуют, мы не спасуем перед лицом опасности и сможем защитить себя и своих близких. Это и есть физическое мужество.

Вы не можете предугадать, когда вам понадобится продемонстрировать свое физическое мужество. Но вы можете подготовить себя заранее. Если у вас мужественное сердце, но вы не можете подняться по лестнице без одышки, то от вашего мужества не будет никакого толку. Поэтому уже сейчас стоит заняться физической подготовкой.

Кроме развития физического мужества, вы должны научиться дисциплине. Мужчины, которые участвовали в военных действиях, расскажут вам, что они научились преодолевать свой страх, только благодаря постоянным тренировкам. Они посвятили месяцы и годы подготовке к чрезвычайным ситуациям. Цель таких тренировок — довести свои действия до автоматизма. Даже если ваши занятия никак не связаны с опасностями, вы можете подготовить себя для противостояния трудностям, требующих вашей физической сноровки. Займитесь единоборствами. Регулярно занимайтесь спортом, физические тренировки научат вас самодисциплине.

            Слайд№8               Интеллектуальное мужество

Классный руководитель: Мы живем в мире бесконечных проблем. Чтобы решить эти проблемы, мы должны мужественно выдерживать требования наших родных, учителей, воспитателей, друзей. В истории было много великих людей, которые демонстрировали интеллектуальное мужество.

Слайд№9

Сократ посвятил свою жизнь поискам истины. Однако его поиски правды столкнулись с предубеждениями. Жители Афин обвинили Сократа в совращении молодежи, судили его и приговорили к смерти. Суд предложил ему отказаться от своих убеждений во имя спасения своей жизни, но философ отказался. Он продемонстрировал всем свое интеллектуальное мужество, которое помогло ему сражаться за правду, даже несмотря на угрозу смерти.

Слайд№10

Другими не менее мужественными защитниками истины были Галилео Галилей, Чарльз Дарвин и другие великие люди.  Их интеллектуальное мужество благотворно повлияло на развитие общества.

Ученик 4: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Слайд№11

Ученик 5: Михаил Васильевич Ломоносов  — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка в семье помора. В 19 лет ушел учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского кваса с куском хлеба и масла». 

     Слайд№12         Как развить интеллектуальное мужество

Классный руководитель: Печально, но большинство людей предпочитают безопасный и размеренный образ жизни. Даже если в их голове появляются отличные мысли и новые идеи, они боятся делиться ими, потому что не хотят стать посмешищем в глазах других. Даже если мы не изобретаем лекарство от рака, мы все равно имеем массу возможностей продемонстрировать свое интеллектуальное мужество в учебе, работе. Мы должны научиться не бояться того, что могут подумать окружающие о наших идеях.

Для начала нужно развить в себе любовь к чтению и начать читать книги разных исторических эпох, а также изучать историю. Вы увидите что все возможно изменить в этом мире.   Если вы ученик, принимайте все, что рассказывают вам преподаватели. Задавайте вопросы, старайтесь окунуться глубже в предмет. Для того чтобы учиться, тем более учиться хорошо, надо быть мужественным человеком.

     Слайд№13       Моральное мужество

Классный руководитель: Моральное мужество можно определить, как обладание силой и решимостью следовать тому, что вы считаете правильным, несмотря на неуважительное отношение других. Также как в случае с интеллектуальным мужеством, в истории можно найти массу примеров этой добродетели.

Слайд №14

Ученик5:      любящий отец и настоящий герой.

Юй Сюйкан из Китая стал известен благодаря самоотверженной любви к своему сыну. Каждый день он носит маленького Сяо Цяна, который не может ходить, на плечах в школу, проходя пешком более 30 км ежедневно.

Сорокалетний отец Юй Сюйкан из юго-западной провинции Китая Сычуань не бросил своего сына, которому сейчас 12 лет, когда узнал, что тот навсегда останется инвалидом. Руки и ноги мальчика искривлены, из-за чего он не может ходить, так что отец носит его в школу на собственных плечах каждый день.

Юй говорит: «Мой сын физически ограничен, но с его разумом все в порядке. Тем не менее в нашей округе я нигде не мог найти школу, в которой согласились бы его учить. Отовсюду нас выгоняли. Единственная школа, куда согласились принять моего сына, находится в 8 км от нашего дома».

Юй Сюйкан разошелся с мамой мальчика, когда ребенку было всего 3 года, и решил воспитывать его один. Он пообещал себе, что даст сыну все необходимое даже без поддержки жены, и пока что держит свое обещание.

«Каждое утро я встаю в 5 часов, готовлю сыну завтрак и отношу в школу. Потом возвращаюсь в родной город на работу, а вечером снова иду за сыном и приношу его обратно. В итоге каждый день я прохожу около 30 км. Рост моего сына всего 90 см, хотя ему уже 12 лет. Зато он лучший в своем классе по успеваемости. Я верю в то, что Сяо Цян достигнет высот, и мечтаю, чтобы он поступил в колледж».

После того, как об этом самоотверженном отце узнали местные СМИ, органы власти пообещали арендовать комнату возле школы, где могли бы жить отец и мальчик.

            Слайд№15       Как развить моральное мужество

Классный руководитель: Подготовьте себя к временам, когда ваше мужество будет подвергнуто проверке. Вы должны развивать его, принимая важные решения каждый день. Когда у вас появляется соблазн соврать, чтобы спасти собственную шкуру, сдержите себя. Когда кассир выдает вам сдачи больше, чем нужно, скажите ему об этом.

Моральное мужество — это еще и умение сострадать и понимать нужды и проблемы других людей. Таким образом, лучший способ развить моральное мужество — помогать другим людям. Вы должны научиться принимать нужные решения. Старайтесь определить момент появления страха, который заставит вас отступить. Запомните, что этот страх может выражаться разными способами, например, если вы начинаете откладывать задуманное дело, значит, вы боитесь. Запомните: вы не сделали дело не потому, что оно плохое, а потому что вы боитесь его выполнять. Перестаньте откладывать его и просто займитесь им, наконец. Если вы боитесь начать тренировки, идите в спортзал и начните заниматься. Если хотите начать хорошо учиться, то начните сразу выполнять добросовестно уроки и работать на уроках. Чем больше страхов вы преодолеете, тем более мужественным вы станете.

Рефлексия: Что нового вы узнали в ходе классного часа? Что значит «быть мужественным»? Применимо ли это понятие к женщинам?

 Захотелось ли вам воспитывать в себе мужество? (Ответы детей.)

А теперь сделаем вывод.

Слайд№16

Я каждому из вас дам памятку, которую вы вклеите в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....