Классный час по теме "Дети и война"
классный час (6 класс) на тему

Киселёва Наталья Алексеевна

Сценарий классного часа (5,6,7 класс) на тему "Дети и война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_voyna.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя  школа № 4 Выксунского городского округа

Классный час  для учащихся 6  класса.

Тема:  «Дети и война».

Подготовила и провела

Н.А.Киселёва, классный

руководитель 6 «Б» класса.

Г.Выкса

2015г.

   «Дети и война – нет более ужасного сближения

 противоположных вещей на свете».

(А. Твардовский).


Цель: Развитие патриотизма подрастающего поколения

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими  страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военных и защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.


Подготовительная работа:
а) написать на доске название классного часа;
б) оформить на доске портреты детей героев ВОВ

в) Раздать ученикам стихи  и слова.


Ход классного часа

 Учитель:     «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». (А. Твардовский).

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины.

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Вспомним сегодня то страшное явление, которое коротко зовется «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Часто -  в ту военную пору – это были дети – маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Ученик 1    :  Тогда еще не знали мы,

                        Со школьных вечеров шагая,

                        Что завтра будет первый день войны,

                        А кончится она лишь в 45 –м в мае…

Ученик 2      : Солнечным ранним утром в июне…

Учитель: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином  сражении, число сожженных деревень,  разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный  ботинок, глядя на трупы своих родных.

Об этом смогут рассказать они сами.

Ученик 3: В 1930 году 23 января  родилась девочка Таня. Таня Савичева. Когда началась война, ей было 11 лет. К тому времени они жили в Ленинграде . Осенью 1941 года Таня пошла в четвертый класс, но зимой 1942 года учебу прекратили, так как в городе не было света и тепла. Наступил голод. Город оказался в кольце блокады, был окружен со всех сторон.

У Тани старший брат и старшая сестра уже работали, жили отдельно. Таня жила с бабушкой, мамой и братом с сестрой. Этажом выше жили два брата отца. В декабре 1941 года от истощения и болезни умирает старшая сестра Тани Женя. Таня берет дневник сестры Нины и под буквой Ж записывает «Женя умерла 28 декабря в 12.50 минут утра 1941 г.» и так записывает всех умерших Савичевых. А когда не стало мамы, Таня не пишет слово «умерла».  Оставшись одна, Таня идет к тёте. Но спустя некоторое время Таня оказывается в детском доме и в 1943 году эвакуируется на Большую землю. Но летом 1944 года Таня умирает от туберкулеза. А дневник ее остается как самое тяжелое свидетельство войны, как самое тяжкое обвинение фашизму.

Ученик 4:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник,-

Время

Возвышает

Образ Тани

И её доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - ёмкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.

Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живёт, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!                    

Учитель: Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

   Из воспоминаний очевидцев. В Саласписском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке.

     Маленьких зачастую убивали просто палкой, чтобы зря не расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли от дифтерии. Случалось, дети умирали от кислоты, которой травили блох в бараках.

Ученик 5:

Их расстреляли на рассвете,

     когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

                 и эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

       и стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский,

         Наивный, чистый и живой:

 - Чулочки тоже снять мне, дядя?

В смятении на миг эсесовец обмяк,

Рука сама собой с волненьем

        вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,

    и, кажется, он в землю врос:

 - Глаза, как у моей Неминьи, -

                     во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

        проснулась в ужасе душа,

Нет! Ее убить, ее не сможет…

          и дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

      снять не успела, не смогла. .

Солдат, солдат, что, если б дочка

      твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце

                 пробито пулею твоей.

Ты человек, не только немец,

     или ты зверь среди людей?

Шагал эсесовец угрюмо,

             не поднимая волчьих глаз,

Впервые, может, эта дума

   в мозгу отравленном зажглась?

И всюду взгляд ее светился,

   и всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

 - Чулочки тоже, дядя снять?...

 Ученики рассказывают о детях–героях с портретами

Несколько юных партизана получили звания Герой Советского Союза, к сожалению, посмертно.

   Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Валя Котик. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

   Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Зина Портнова. В Витебской области была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину Портнову избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных  и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.

Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.

Учитель: Ребята, зачем же эти дети воевали?  Что же за сила такая, которая помогала нашим мальчишкам и девчонкам выстоять, не сломиться? (Огромная и бескорыстная любовь к родине!)    

- А может нам стоит забыть об этой страшной войне и не вспоминать этих ужасов?

Нет  права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она как сила нам нужна…             (Ю. Воронов)

Учитель: Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто ради нас, отдал свои жизни.  

Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей!»

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что вас более всего взволновало?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"

ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...

Классный час "Основные события Отечественной войны 1812г"

                 Отечественная война 1812года – огромное событие в  истории России. Эта война вызвала большой всплеск национального самос...

Классный час "Женщины в Отечественной войне 1812г."

В зтом году страна готовится к 200-летию Отечественной войны 1812 года. В истории много героических примеров, когда женщины разных сословий наравне с мужчинами участвовали в защите своего Отечества. Э...

Классный час по теме "Дети войны"

Разработка классного часа, посвященного 9 мая...

Классный час на тему "Необъявленная война"

Мероприятие разработано к годовщине вывода советских войск из Афганистана. Цель мероприятия: разъяснить учащимся роль советских солдат в этой войне, как выполняющих интернациональный долг....

Классный час "Эхо Великой Отечественной войны"

"Никто не забыт, ничто не забыто...". Наше село свято чтит память тех, кто отдал свои жизни во благо нашей Родины во время Великой Отечественной войны.Этот скромный классный час мы посвятили им - вели...