Классный час на тему "Необъявленная война"
классный час по теме

Мероприятие разработано к годовщине вывода советских войск из Афганистана. Цель мероприятия: разъяснить учащимся роль советских солдат в этой войне, как выполняющих интернациональный долг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы О.В. Годунко

Классный час на тему

"Необъявленная война"

ЦЕЛИ: 1) Познакомить ребят с войной в Афганистане.

  1. Разъяснить роль советских солдат в этой войне, как выполняющих интернациональный долг.
  2. Показать примеры патриотизма.

Оформление: Политическая карта мира, фотографии погибших воинов-афганистанцев, призванных на службу с территории Владимирской области, фотографии односельчан, их награды, гитара, солдатский китель, пилотка, ремень, свеча, фотографии ордена «Воин — интернационалист», памятника воинам - интернационалистам в г. Владимире.

Эпиграф: «Нам не жалко себя, но обидно за лучших ребят,

Нам обидно за тех, кто не сядет за праздничный стол

И не скажет: «А помнишь ты, мама, ведь я обещал и пришёл».

Нет, не станем мы плакать, ведь слёзы не красят солдат,

Лишь слезинка мелькнёт, и суровее станет

И суровее станет наш взгляд».

С.Кахович.

Ход урока

Учитель: О солдатах необъявленной афганской войны написано на данный момент много репортажей, очерков, статей журналистов и писателей - публицистов. Читая их, замечаешь, что в общественном мнении на проблему «афганцев» существуют два противоположных взгляда: одни считают их погубленным поколением, другие - лучшей частью нашего общества, людьми, вынесшими из страшных испытаний способность к бескомпромиссным поступкам, умение прямо говорить «да» и «нет»...

О них сегодня наш урок мужества.

1 ученик:  Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели.

Нас позвали друзья в поздний час.

Мы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

 Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ,

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас...

В. П. Куценко

Учитель: О каких это друзьях и грозном часе говорит генерал Куценко?

К этим строфам требуется комментарий.

(Историческая справка – 2 ученик - см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Учитель: Да, война, навязанная народу Афганистана объединёнными силами внешней и внутренней реакции, унесла жизни многих ни в чём не повинных людей. Не было предела жестокости и изуверству душманов. Их кровавые преступления сейчас известны всему миру. Они зверски раправлялись со всеми, кто попадал под руку.

В отрывке из поэмы генерала Куценко читаем о таком эпизоде.

Звучит отрывок из поэмы по ролям:

Был бой короткий, как укус змеи,

Не вдели в кромешной тьме солдаты,

Как навалились, повязали, повели

Душманы лейтенанта и солдата.

Главарь сказал: «Я жизнь дарую вам,

Отправлю в Пакистан, а там - куда хотите

Но только если примите ислам

И клятву на Коране мне дадите.»

Затихла в ожиданье крови банда,

У главаря краснел звериный взгляд.

«Такой подачки нам от вас не надо,-

Ответил ему твёрдо лейтенант...-

Скорее голову я положу на плаху,

Но не замараю я свою».

И дан был знак,

Его свалили с ног,

Впихнули под огромный камень.

Домкрат опущен-

Лейтенант раздавлен.

Сержант стоял, привязанный к скале.

Всё происшедшее, как в страшном, диком сне,

А мысли лихорадочно плясали:

«Пусть мне возможность только предоставят.

Я буду ползать, камни эти жрать,

Я буду делать всё, что ни заставят,

Чтоб выжить, а при случае сбежать»,

И закричал, что было сил:

«Не убивайте!...»

Учитель: В этой поэме раскрываются характеры людей, участвующих в военных действиях. В частности, говорится о двух контрастных образах:

Один из них ценою жизни остался верен своему Отечеству, а второй...

Кто-то его посчитает предателем, а кто-то поймёт эту молодую натуру, по- другому. Этому юноше тоже не хотелось предавать Отечество, но он и не хотел умирать...

Виктор Павлович Куценко - генерал, сочиняющий и поющий песни, но не только это любопытно. Его стихи и поэмы заслуживают особого доверия.

Учитель: Афганские песни не сочинялись у роялей и в тишине кабинетов, а рождались во время трудных походов, на привалах.

Важную роль в популяризации афганских песен сыграл ВИЛ «Каскад». Он был создан el980 году, вскоре после ввода войск в Афганистан.

Воины-интернационалисты пели о мужестве своих друзей, об отваге, о любви к Родине, они проклинали войну, ругали душманов.

Звучит песня «Кукушка»

3 ученик: В апреле1985 года на земле Афганистана погиб десантник Виктор Тарасов. Немного успел он сделать за свою короткую жизнь. Закончил восемь классов и техникум в Алма-Ате, вступил в комсомол, научился прыгать с парашютом. Но осталось после него большое богатство — его стихи, его мысли. Они звучат и будут долго звучать, потому что слышится в них наказ всем живущим:

Если слёзы не лил от обиды и зла,

Если с горя и боли не плакал ни разу,

Значит, ты не любил никого, никогда,

Принимая любовь за красивую фразу.

Если кожу ты с рук никогда не срывал,

Если ссадин и крови не видел на теле,

Значит, ты не боролся, не рисковал,

Сам себя не познал ты в рискованном деле.

Если прожил ты жизнь для себя самого,

Схоронясь от невзгоды в уютной квартире,

Значит, жизнь ты прожил, не поняв ничего!

Значит, ты и не жил в этом сказочном мире!

Учитель: Некоторые ребята нашего класса заинтересовались темой афганской войны, прочитали довольно серьёзные произведения об этом историческом событии и могут поделиться впечатлениями.

4 ученик. Обзор повести «9 рота»

5 ученик: Известная дагестанская поэтесса Фазу Алиева говорит:

«Я написала поэму и стихи об «афганцах», потому что моё Поэтическое и женское сердце благовеет перед мужеством». Ф.Алиева - не сторонний наблюдатель афганских событий. Каждая строка, написанная ею, выстраданная. Когда он говорит о матерях афганцев, она говорит о себе. Когда народная поэтесса узнала, что её сын, офицер, направляется в Афганистан, она сказала ему то, что говорили тысячи матерей, провожавших своих сыновей на фронт: «Себя береги, но чести не теряй.»

Это стихотворение Ф.Алиева посвятила герою Советского Союза Александру Солуянову.

Я сущность мужества уразумела –

Его характер ясен и суров.

Где мужество - тем подлинное дело

И нет на ветер выброшенных слов.

Где мужество - там яркая, как пламя,

Ключом горячим жизнь кипит всегда,

Дороги не заносятся снегами

И льдом не покрывается вода.

Оно - в порыве, в поиске, в работе.

В нём всё земное - и лицо, и стать,

Но без него о солнечном полёте

Душе бескрылой грех и помышлять.

(Историческая справка) см.Приложение

Звучит стихотворение Е.Ф.Мирошниченко «Солдатская мать»

Распласталась над гробом Солдатская мать,

Страшным криком кричала:

«Алёша! Сынок!»

Но Алёша не встал,

Мать свою не обнял,

Ни её, ни отца

Он утешить не смог

Потемнело в глазах,

Стал не мил белый свет,

Тёмно-белый закат,

Тёмно-белый рассвет.

Чёрно-белые годы

Летят чередой,

Лишь Алёша остался

Навек молодой.

Над плакучею ивой

На белом кресте

Белый ангел склонился к нам В низком поклоне.

Ангел тих и печален.

Скорбит он о тех,

Кто своим матерям

Не протянет ладони.

Нам не нужно войны,

Нам не нужно беды,

Возвращайтесь живыми

Домой, сыновья.

Сохрани вас Господь,

Ангел вас сохрани

И большая любовь

Материнская.

Учитель: О солдатах и офицерах Владимирской земли, их мужестве и отваге Знают и в Афганистане, и у нас на Родине. Перед вами списки погибших ребят. 75 человек из Владимирской области вошли в книгу Памяти, это далеко не полный список воинов - интернационалистов нашего края, которые ценой своей жизни остались верны Отечеству.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Звучит стихотворение С.Каховича «У обелиска»

Помяните меня без слезы и трибуны,

Без величия тризны, без скорбного дня.

Чистым запахом хлеба, смехом девушки юной,

Всеми красками жизни помяните меня.

Говорите со мною братством третьего тоста,

Вашей памятью сердца, материнской мольбой,

Тишиною российских деревенских погостов,

Залпом всех обелисков говорите со мной.

Приходите ко мне в будни и воскресенье,

Мокрой хлябью осенней и в капель по весне.

Не избывший судьбы не обрящет спасения.

Пусть я стал только тенью, приходите ко мне.

И до тех пор, покуда сердец ваших звоны

Мне защитою будут у чистилища врат,

Не покину я вас, не сниму я погоны,

Не уйду. Я - ваш сын, я- ваш муж, я - ваш брат.

Учащиеся рассказывают о местных воинах - интернационалистах, демонстрируя фотографии, ордена, награды. (материал собран заранее)

Учитель: Мы сегодня попытались изобразить лишь крупицу тех судеб, тех событий, тех мнений и оценок.

Мы считаем, какую бы оценку ни получили правомерность, целесообразность введения советских войск в Афганистан, не могут быть забыты героизм, мужество и самоотверженность наших воинов. Они выполняли приказ и снискали глубокое уважение граждан нашей страны и афганского народа.


Историческая справка

Афганистан расположен на восточном фланге Юго- Западной Азии. Афганистан - бывший южный сосед СССР длина границы 2384 км, а в настоящее время граница с Афганистаном охраняется российскими пограничниками на территории сопредельных государств СНГ: Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

На западе Афганистан граничит с Ираном (820 км), на юге и востоке - с Пакистаном (2060 км) и Индией (120 км), на северо-востоке с Китаем (75км).

Площадь страны - 65,5 тыс. кв. км, столица - Кабул.

Испытывая сама немалые трудности, наша страна ещё с 1919 года оказывала Афганистану значительную экономическую, техническую и военную помощь.

А когда в середине 1920-х годов над Афганистаном нависла реальная угроза английской военной интервенции, Советское государство передало Афганистану необходимое количество военного снаряжения и вооружения, включая самолёты.

В апреле 1978 года в Афганистане свершилась нацио- нально-демократическая революция, которую возглавила Народно-демократическая партия Афганистана.

Молодая республика приступила к ликвидации неграмотности, которая в стране составляла 90%, началась демократизация общественной и политической жизни.

Большой ущерб делу революции нанесли преступные действия Х.Амина. Страна погрузилась в атмосферу массового террора.

В этих условиях патриотические силы НДПА, Революционного совета и вооружённых сил ДРА приняли решительные меры и свергли диктатуру предателя Х.Амина.

Начался новый этап Апрельской революции. Но угроза для неё не миновала. Контрреволюция, империалистическая реакция ужесточили свои акции, развязали необъявленную войну против ДРА.

Советское государство не могло не откликнуться на неоднократные призывы о помощи правительства Афганистана.

25 декабря 1979 года в 15.00 часов

Советский Союз ввёл в Афганистан свои войска. Действуя на основании Договора о дружбе (от 5 декабря 1978 года), оказывая помощь и поддержку Афганистану, мы исходили из того, что оставить афганских товарищей на растерзание контрреволюции значило бы пренебречь нашим интернациональным долгом . Учитывалось и то, что создалась одновременно прямая угроза безопасности нашей южной границе с ДРА.

Сразу же после победы Апрельской революции силы американского империализма развязали настоящую жестокую войну, цель которой - вернуть старые феодальные порядки, лишить афганский народ свободы и независимости. Главный координатор необъявленной войны против ДРА - Соединённые Штаты Америки готовили на территории Пакистана многочисленные бандитские формирования , снабжают их всевозможным оружием. Причём масштабы американской поддержки растут из года в год:

В 1981 году Вашингтон выделил на оснащение и подготовку душманов 100 миллионов долларов.

В1985 году - 250 миллионов долларов, в 1986 году - 470 миллионов долларов.

В феврале 1989 года последние подразделения советских войск покинули афганскую землю - девятилетняя война для нас закончилась.

Итоги любой войны подводить всегда тяжело. Во много раз тяжелее говорить о последствиях такой войны, в которой пришлось участвовать советским интернационалистам на земле Афганистана.

Разными вернулись домой воины - интернационалисты. Одни целыми и невредимыми, другие - инвалидами. Одни продолжают служить в армейском строю, другие надолго прикованы к постели. А сколько матерей оплакивают погибших ребят, сколько осталось юных вдов, сколько детей не увидят своих отцов...


Литература:

  1. «Афганистан.» Солдатские истори . Владимир 2001
  2. «Афганистан болит в моей душе» - Публицистические статьи, сб.
  3. «В горах Афганистана» - Журналистская хроника, сб.
  4. «Возвращение из Афганистана» Стрельцова Н.
  5. «Выполняя интернациональный долг» Солдатские истории.
  6. «После Афганистана» Дынин А.
  7. «Энциклопедический справочник» 1988 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Идут по войне девчата»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.Цель: нравственно-патриотическое воспитание школьников.Задачи: расширение кругозора школьников; воспитание чувства гордости за участие женщин в ...

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Разработка классного часа "Женщины и войны"

Данную разработку классого часа можно использовать при подготовки классого часа к 23 февраля и 8 марта...

Разработка классного часа по теме " Война и дети"

Данный классный час предназначен для учащихся  6 класа. На классный час приглашались люди села, которые в годы войны были детьми....

Классный час: " Давно окончилась война".

И сейчас где - то идет война, рассыпаются от снарядов дома, горят детские кроватки, гибнут люди. мы не знаем, как пахнут порох и кровь, как нелепа бывает смерть. но мы знаем, как прекрасна жизнь!...

Индивидуальный проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему: «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Индивидуальный  проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему:  «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественн...

Классный час "Великая Отечественная Война - Народная война"

Классный час, посвященный "Дню победы"...