Главные вкладки

    классный час "Детство, опаленное войной"
    классный час (8 класс) по теме

    Иванова Юлия Владимировна

    дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detstvoopalennoe_voynoy_11.12.2010.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Волоколамская общеобразовательная школа № 2»

     Волоколамского района Московской области

     Конспект классного часа

     в 8 классе

     «Детство, опаленное войной»

    подготовила

     учитель русского языка и литературы

     Попкова Юлия Владимировна

    г.Волоколамск

    2011



    Классный час

    «Детство, опаленное войной»

                                                                            Мы - дети, опаленные войной,

                                                                                мы – дети, озаренные Победой.      

                                                                                                          А.Макаров

                                                                                                                                   

    Цель:

    формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

    Задачи:

    дать знания о Великой Отечественной войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

    Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.

    Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

    Ход мероприятия

    Зачем на свет приходят дети?

    Ведь не затем, чтоб ранней смертью

    Ошибки взрослых исправлять,

    За то, что столько мы столетий

    Не перестанем воевать...

    И сколько б век людской не длился,

    Будь трижды проклята война

    За то, что мы на обелисках

    Детей читаем имена…

       Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел на наш классный час, посвященный памяти юных героев, детям военной поры, отдавших свои жизни во имя мира на Земле.

    1.Вступительное слово.

      Давно окончилась война, Давно ушли в запас солдаты, Но боль о ней всегда жива, Мы знать должны, какой была война когда-то. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней . «Дети войны»- так называют это поколение. В том далеком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день -22июня 1941г.

    (звучит фонограмма песни «Священная война» муз.А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача)

    Шло детство, поспела клубника…

    Нам день обещал тишину.

    И было нелепо и дико,

    Что вдруг объявили войну.

    Мы ждали гостей. Наша мама,

    Начав хлопотать у стола,

    Смотрела так пристально прямо

    И слез удержать не могла.

    И болью огромного роста

    Набат поднимался, как крик.

    И было нам, детям, непросто

    Понять этой скорби язык.

       Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирали завалы после бомбежек.  Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

    Юные безусые герои!

    Юными остались вы навек,

    Перед вашим вдруг ожившим строем

    Мы стоим, не поднимая век.

    Боль  и гнев сейчас тому причина,

    Благодарность вечная вам всем,

    Маленькие стойкие мужчины,

    Девочки, достойные поэм.

       Я передаю слово наше группе «Память».

    2.Информациооный блок «Детский фронт»

        Леня Голиков

    Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной. Можно сказать, что на территории нашей станы действовал в годы войны самый настоящий детски фронт.

    Когда началась война, пионеру Лене Голикову не было еще 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей (партизан). Он принимал участие в 27 боевых операциях:  ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. В автусте1942г. вместе с товарищами, устроил засаду, в которую попала немецкая легковая машина с офицерами. При этом, Леня уничтожил из автомата фашистского генерала и захватил его документы, среди которых было описание новых мин. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Леня Голиков погиб, это было в декабре 1942г.. За мужество юный партизан награжден орденом Красного Знамени и медалью “За отвагу”.

        Валя Котик  

    Валя котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты  заняли город, Вале было всего 11 лет. Он ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

        Тихон Баран  

    А о подвиге этого 12-летнего белорусского мальчишки узнали случай но, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья – 6 детей и родители ушли в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай  выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в свою деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

    - Куда  ты нас привел? – закричал офицер.

    - Туда, откуда вы не выйдете,- гордо ответил Тихон.- Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

    Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

         Томя Шумов и Володя Колядов  

       В Осташевском районе  было сформировано три партизанских отряда. В  одному из них присоединились Томя Шумов и Володя Колядов. В задачу юных партизан входили главным образом добывание сведений о численности врага в конкретных местах, а также распространение среди местных жителей агитационных листовок.

       Анатолий не отказывался от любых, даже таких трудных и рискованных заданий как минирование автомобильных дорог и уничтожение телефонной связи противника.

       Была и трагикомическая история. Будучи задержанным, Толя на допросе настойчиво утверждал, что занимается поиском своей пропавшей матери. Он рассказывал немецкому офицеру, хорошо знавшему русский язык, анекдоты про коммунистов и смешные истории и сумел расположить его к себе. Офицер оставил Толю при себе и обещал помочь в розысках матери. Два дня мальчик примерно играл свою роль, при этом высматривая и запоминая все, что происходило во вражеском лагере. Затем, выбрав момент, он сбежал в партизанский отряд, прихватив с собой Полевую сумку с документами и картой офицера.

       30 ноября 1941 года Толя в  Осташево должен был встретиться с Шурой Вороновой, но девушка не пришла на встречу (как окажется позже, накануне она была арестована немцами и расстреляна). В селе началась облава, Толя был схвачен. После допроса, сопровождавшегося пытками, мальчика привязали к саням и под охраной шести автоматчиков направили в Можайск. В лесу Толя был расстрелян. Точное место его смерти не известно. (разведчик Анатолий Шумов был награжден орденом Ленина посмертно.)

       Осташевская средняя школа носит имя Толи Шумова и Володи Колядова. Владимир погиб через несколько дней после смерти Толи, посмертно награжден орденом Красного Знамени.

         

         Зина Портнова  

     Зина Портнова – в годы войны, ленинградская школьница была членом подпольной комсомольской организации “Юные мстители”. “Мстители” не только распространяли и расклеивали листовки, но добывали для партизан сведения о действиях немцев. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава и отравить пищу ядом. 100 немецких офицеров было похоронено. Подозрение пало на Зину. Ее заставили попробовать отравленный суп. Девочка спокойно зачерпнула суп и сделала большой глоток. Чудом она осталась жива. Позже, фашисты, все-таки, схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. На последнем допросе гестаповцы выкололи ей глаза.

    Ее допрашивал четвертый день подряд

    Фашистский офицер, увешанный крестами.

    Ей руки за спину выкручивал солдат.

    Ее хлестала плеть, ее гноили в яме.

    Угрюмый офицер сказал, что больше нет

    Терпенья у него, что это лишь начало

    Жестоких мук, каких не видел свет.

    Но желтая, как воск, она молчала.

    13 января 1944 года девочку расстреляли. Посмертно, Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

    К сожалению, и наш родной город война не обошла стороной.

    Волоколамск в годы Великой Отечественной войны  

       Великая Отечественная война принесла Волоколамску сильные разрушения. Осенью 1941 года в окрестностях города велись ожесточенные бои. В период битвы за Москву Волоколамское направление было одним из важнейших.

       Одним из самых известных боев того периода стал бой в семи километрах от Волоколамска. Бой у разъезда Дубосеково.

    Подвиг 28 героев-панфиловцев вписан в историю Великой Отечественной войны. Слова политрука роты Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва» стали девизом обороны столицы СССР. в деревне Нелидово Волоколамского района, в полутора километрах от Дубосеково, установлен памятник героям и организован музей боевой славы.

       Волоколамск был оккупирован фашистами 27 октября 1941 года.

    Как и в давние времена в окрестностях города действовали партизанские отряды, оказавшие большую помощь советским войскам в борьбе с гитлеровской армией. Сражение с гитлеровцами на здешней земле продолжалось 32 дня, но линию обороны враг так и не прорвал. 18 декабря 1941 года начались освободительные бои за Волоколамск, и 20 декабря город снова вздохнул свободно.

       Сегодня по всей дороге от Москвы до Волоколамска, в деревнях и селах близ него – сплошные обелиски и 67 братских могил… А в самом сердце города, рядом с Кремлем, горит Вечный огонь.

       Волоколамск проводил на фронт 14000 сыновей и дочерей.

    Почти 8000 человек погибли. Из них две трети пропали без вести.

    Во время месячной оккупации города фашистами были заживо сожжены 126 пленных солдат, расстреляны и убиты 86 мирных граждан. Были повешены восемь комсомольцев из Москвы, среди них была Зоя Космодемьянская. В городе были разрушены и сожжены семь промышленных предприятий, около ста жилых домов и учреждений.

       Город Волоколамск имеет множество наград, но самую главную награду город получил совсем недавно.  

     Указом Президента Российской Федерации Д.Медведева от 25 марта 2010 года №338 за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Волоколамску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». (В настоящее время высокое звание «Город воинской славы» носят 27 российских городов, среди них есть и подмосковные Дмитров и  Наро-Фоминск).

      Борис Кузнецов  

    19 декабря 1941 г. танки лейтенанта Дамаскина ворвались в Волоколамск. Они остановились у реки, высадили десант и открыли огонь по фашистам, готовившим взрыв моста. Первые выстрелы, от которых упали гитлеровцы, сделал появившийся откуда-то мальчик с красным галстуком на груди.

    Этим мальчиком был ученик 7-го класса Волоколамской средней

    школы № 2 Борис Кузнецов.

       Боря Кузнецов не был “сыном полка”, не довелось ему стать партизаном. Он жил  в семье с матерью, бабушкой и братьями. Но война пришла в его город, в его родной дом. И Боря стал бойцом. Бойцом против гитлеровских захватчиков. Вечерами Борис ходил около немецких машин и заливал воду в них. Утром машина завестись не смогла, это мешало планам противника.

       Однажды собирая автомат в сарае, он услышал, что фашисты хотят подорвать городской мост, для того, чтобы ни какая техника не смогла пройти. Борису удалось подорвать танк, но противник то же смог его серьезно ранить. Героический подвиг заключается в том. ,что мост остался и это может, помогло остановить противника. Ранение оказалось серьезным, пуля застряла в позвоночнике. Спасти жизнь юному патриоту не удалось. Он умер в клинике 18 марта 1942 года.

       Подвиг Бориса вписан в летопись Волоколамска. Его именем названа одна из улиц города. Он учился в нашей школе. На здании  школы  установлена мемориальная доска.  

       30 миллионов детей погибло на Земле во время Второй мировой войны…27 миллионов людей потеряла наша страна в Великой Отечественной войне… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.

    Проклятая война!

    Гори она огнем!

    Сердца наполнены тоскою и печалью.

    Давайте павших помянем

    Минутой скорбного молчанья!

    Почтим память тех, кто отстоял мир ценой жизни, минутой молчания. Прошу всех встать.

    (  объявляется минута молчания).

    3.Интерактивная беседа

       Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставила их переступить через страх смерти?

     Примерные ответы детей:

    1. Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.
    2. Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.
    3. Они мстили за унижение своей страны, нации.
    4. Они хотели доказать, что наш народ не второсортный.
    5. Они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране.
    6. Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.
    7. Ими двигала ненависть к фашизму.
    8. Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы.

        Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

    Примерные ответы детей:

    1. Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.
    2. Сейчас, кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.
    3. Конечно, многие дети сейчас избалованны, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения.
    4. Если будет ненависть к врагам, тоже возьмем в руки оружие.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?

    Примерные ответы детей:

    1. Можно помочь поднести тяжелые сумки, сходить в магазин, вызвать врача, отнести письмо на почту, уступить место в транспорте и т.п.
    2. Можно защитить ветерана от хамства, оскорбления.
    3. Иногда достаточно простого доброго слова, приветствия, внимания.

     4.Заключительное слово

    Сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы…  Ведь жить – значит оставаться в благодарной память людей! В наше время в моде другие ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.

    5.Подведение итогов (рефлексия)

    Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Что особенно запомнилось? Что нового для себя вы узнали?

    Примерные ответы детей:

    1. Пожилые люди стали мне ближе, роднее.
    2. Очень жалко стало наших стариков-ветеранов – у них ведь не было детства.
    3. Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.
    4. Становится стыдно за хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам.

    Заключительное слово

     “Никто не забыт, ничто не забыто…” – пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

    Этими словами мне и хотелось бы закончить  наш классный час.

    Всем, спасибо.

    Используемая литература

    1. Классные часы: 8 класс/ Авт.-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.-288с.- (Учебный год)
    2. Внеклассные мероприятия: 7 класс / Авт.-сост. Л.Л.Загемёнова. – М.: ВАКО, 2008. -176с. – (Мозаика детского отдыха).
    3. Песня «Священная война» муз.А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача
    4. Интернет. Википедия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час, посвященный детям военного времени «Детство, опаленное войной»

    В последнее время на Западе участились попытки принизить за­слуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспр...

    Классный час "Детство, опаленное войною"

    Цели классного часа:  воспитание патриота своей Родины; развитие патриотического сознания обучающегося; воспитание чувства гуманности....

    Классный час с презентацией "Детство,опаленное войной"

    Классный час "Детство,опаленное войной" проводится в 5-6 классе. Содержит конспект мероприятия,презентацию .Способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей....

    сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"

    Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....

    Классный час на тему:"Детство,опаленное войной".

    9 мая наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В то время много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины. И эта тем...

    Презентация к классному часу "Детство, опаленное войной"

    Встреча с Анастасией  Дмитриевной Колесовой, ветераном войны и труда....

    Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

    Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...