Организация учебно-исследовательской работы обучающихся.
статья по теме

Тельгерова Татьяна Юрьевна

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЕ  ДОКЛАДА.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ.

АВТОР – ТЕЛЬГЕРОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА,

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР.

МБОУ «КИНГИСЕППСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4»

ГОРОД КИНГИСЕПП

Введение

        МБОУ «КСОШ № 4» – среднее общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы среднего и повышенного уровня. Данное учебное заведение, одно из старейших в городе, имеет богатый опыт и традиции. МБОУ «КСОШ № 4» является федеральной экспериментальной площадкой по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс на основании инструктивно-методического письма от 03.09.07 года № 19-2789/07 «Об организации дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области» и необходимости внедрения и использования НИКТ в систему образования. Цели эксперимента: организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, построение индивидуального образовательного маршрута,  углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или внешкольного курса, подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля, ликвидация пробелов в знаниях школьников по определенным предметам школьного цикла, подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов,  базовый курс школьной программы для обучающихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени.  Главная идея эксперимента – создание такой образовательной модели  инновационного среднего образовательного учреждения, в которой бы наиболее полно отразились интересы и возможности всех участников образовательного процесса. В этом докладе я попробую обобщить опыт МБОУ «КСОШ № 4» в использовании учебно-исследовательской деятельности старшеклассников как технологии развивающего образования. 

Системный подход в организации исследовательской деятельности    школьников

         Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. В МБОУ «КСОШ № 4» сложилась следующая структура деятельности педагогического и ученических коллективов в организации учебных исследований школьников, которую можно представить в таблице по трем этапам процесса.

Ученик

Учитель

Педколлектив

(педсовет, методические объединения)

Индивидуально выбирает тему

Мотивирует запрос

Определяет концептуальные идеи развития МБОУ «КСОШ № 4», мотивирует исследовательскую деятельность обучающихся в школе

Выполняет исследование

Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует

Планирует и организует работу учителей по педагогическому руководству учебными исследованиями школьников

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирует проект, дает рекомендации

Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решение

Руководство научным обществом обучающихся «Эдельвейс».

         Работа по формированию интеллектуальных УУД осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как метод проектов, модульного обучения, мастерские и т.п., которые широко внедряются в практику работы  МБОУ «КСОШ № 4». Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных УУД имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа обучающихся – благоприятная почва для решения этих задач. Поэтому в МБОУ «КСОШ № 4» в качестве дополнительного образовательного компонента во внеурочной деятельности  есть спецпрактикумы, спецсеминары, спецкурсы, индивидуальные и групповые консультации.

         Большую роль в этом направлении играет научное общество обучающихся.  В МБОУ «КСОШ № 4» оно существует с 2008 года и называется – «Эдельвейс». Научное общество обучающихся «Эдельвейс» является добровольным, научно-творческим объединением обучающихся 5 – 11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. В научном обществе существуют следующие отделения: лингвистическое, естественнонаучное, математическое, искусствоведческое, обществоведческое, литературное, в которых занимаются около 75  старшеклассников.

          Главным органом научного общества «Эдельвейс» является общее собрание членов, которое проводится один раз в год. Общее собрание избирает Президента научного общества, вице-президентов (руководителей отделений научного общества обучающихся), ученого секретаря. В «Положении о научном обществе обучающихся» определяются права и обязанности членов, а также «академические звания»: «почетный академик» – призерам международных предметных олимпиад, смотров и конкурсов; «академик» – призерам всероссийских, региональных, областных и городских предметных олимпиад, конкурсов, смотров; «магистр» – победителям школьных олимпиад, смотров, конкурсов по предметам гуманитарно-эстетического цикла; «бакалавр» – победителям школьных олимпиад, смотров, конкурсов по предметам естественно-математического цикла.

        Содержание и формы работы научного общества обучающихся также определяются данным «Положением». Обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые исследовательские проекты, ежегодно проводятся ученические Академические чтения, члены научного общества «Эдельвейс» участвуют в конкурсах различного уровня. Выпускаются номера школьной газеты «My school life», посвященные работе научного общества «Эдельвейс».

        Научное общество «Эдельвейс» – это своеобразная деловая игра для обучающих, которая помогает решать в МБОУ «КСОШ № 4» многие задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, грамотность в широком смысле слова, общую культуру школьников, совершенствует навыки учебной работы;
  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
  • обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; расширяет контакты с учениками не только своей, но и других школ города и страны, а при использовании Интернета – с другими странами, учит взаимодействовать с учителями.

          Критерием успешности деятельности научного общества школьников, на мой взгляд, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.

Руководство учебными исследованиями обучающихся

        Ключевое место в работе научного общества обучающихся занимают исследовательские проекты старшеклассников, которые выполняются под руководством учителей и специалистов из разных областей науки. Кратко опишем опыт руководства данными проектами.

Мотивация

          Работа начинается с выявления обучающихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления обучающихся и могут помочь им советом и делом.

          На следующем этапе определяются конкретные проекты, подбираются руководители работ, которыми выступают учителя МБОУ «КСОШ № 4».

          Для успешности реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать как обучающихся, так и учителей. С этой целью в МБОУ «КСОШ № 4» широко пропагандируются работа научного общества обучающихся, успехи обучающихся в учении, их победы на олимпиадах и конкурсах.

         На основе анализа деятельности научного общества «Эдельвейс» были выявлены следующие мотивы обучающихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз и другие.

        Учителя свое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами мотивировали следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; лучше узнать своих учеников; углубить знания обучающихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую категорию.

Обучение приемам исследования

         Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для старшеклассников, так и для тех, кто руководит ими.

          В МБОУ «КСОШ № 4» для старшеклассников разработан спецкурс «Учебное исследование», рассчитанный на 36 часов, который включён во внеурочную деятельность для обучающихся  9–11 классов. На спецкурсе занимаются обучающиеся, изъявившие желание работать над исследовательским проектом, поэтому группы формируются разновозрастные, из 9–11 классов. В зависимости от подготовки учеников программа спецкурса может сокращаться или увеличиваться, а также может меняться количество времени на отдельные виды работ. На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Обучающиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Каждое занятие в спецкурсе состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных в спецкурсе, при выполнении конкретного исследовательского проекта.

Кроме спецкурса в помощь обучающимся на страницах школьной  газеты «My school life» печатаются материалы: «Юным исследователям на заметку», «Словарик для пытливых умов», а также наиболее интересные работы молодых исследователей и отзывы на них. Обучающиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом», «Как написать аннотацию».

Выбор темы проекта

           Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

          Анализ тем исследовательских работ, выполненных старшеклассниками  показывает, что круг их интересов весьма широк: это литературоведение, история, краеведение, лингвистика, искусствознание, биология, физика,  информатика, и др. Многие темы носят интегративный характер: история литературы, история искусствознания, биология и химия и т.д. Так, например, работы «Топонимика Кингисеппского района»  и «Предания Кингисеппского района» в контексте истории и краеведения» вобрали в себя материалы по лингвистике, географии. «Судьба и творчество писателей Ленинградской области в контексте истории ХIХ века (ХХ века) содержит материалы по литературе, истории и краеведению. Есть работы, которые  связаны с историей школы «Знаменитые выпускники МБОУ «КСОШ № 4», «История МБОУ «КСОШ № 4» в песнях и стихах».   Большой интерес старшеклассники проявляют к истории повседневности – перспективному и актуальному направлению современных исторических исследований. Например, «Мой любимый город», «Отечества достойный сын», «Исторические корни волшебной финно-угорской сказки», «Аграрная и промышленная история. История предпринимательства в Кингисеппском районе»  и другие. Иногда темы носят прикладной характер, например, «Изучение звуковых колебаний», «Современные взгляды на природу старения», «Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха в городе Кингисеппе», «Оценка экологического состояния школьных кабинетов».

Планирование и организация работы над проектом

         Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

Формы представления проектов

         Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования, стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), доклад с использованием мультимедийной техники.

Уровни представления проектов

         Выполненные работы рецензируются учителями. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Обучающиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях. Старшеклассники  также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов.

         В МБОУ «КСОШ № 4» ежегодно проводятся «Академические  чтения», которые организуются отделениями научного общества, вызывая интерес обучающихся разных возрастов, учителей, родителей. Год от года увеличивается количество участников и разнообразие тем исследований.

        Старшеклассники участвуют в городских и областных краеведческих конференциях и представляют свои работы в различных номинациях: «Родословное дерево моей семьи», «Культурное наследие», «Военная история Кингисеппского района»,  «Летопись родного края», «Экологическая ситуация Кингисеппского района», «Хип-хоп культура Кингисеппского района и ее влияние на молодежный сленг», «Средства массовой информации и выборы в Кингисеппском районе»  и другие.

          В течение нескольких лет МБОУ «КСОШ № 4» принимает участие в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее»: в региональном конгрессе молодых исследователей,  всероссийской конференции с международным участием, а также в Российской молодежной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее».

        Кроме того, старшеклассники МБОУ «КСОШ № 4» принимают активное участие в следующих всероссийских и международных конкурсах:

  • «Человек в истории – XX век» (конкурс организует Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», Российская академия образования, Российский государственный гуманитарный университет при содействии фонда Форда США);
  • «Прошлое России в истории моей семьи», «Ребенок и история: облики детства» (европейские конкурсы, организуются газетой «Первое сентября», Государственной публичной библиотекой, при поддержке германского фонда Кербера);
  • Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского.

Стимулирование учебного исследования

         Администрация МБОУ «КСОШ № 4» придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Обучающиеся получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, подарками. Ежегодно в МБОУ «КСОШ № 4» проводится «Фестиваль проектов и учебно-исследовательских работ», на котором оглашается присвоение почетных званий научного общества «Эдельвейс», вручаются награды. Талантливых молодых исследователей знает вся МБОУ «КСОШ № 4». Так формируется интеллектуальная элита школы и поддерживается культ знаний.

         Учителя поощряются за педагогическое руководство исследованиями школьников через систему доплат, денежных премий, а также при аттестации на квалификационные категории.

Результативность работы в технологии учебного исследования

         Анализируя результативность работы МБОУ «КСОШ № 4» в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;
  • значительно расширяется кругозор старшеклассников в предметных областях;
  • вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями обучающихся.

        В МБОУ «КСОШ № 4» одним из способов саморазвития является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися

В данной статье раскрывается проблема оргнанизации исследовательской работы обучающихся в условиях образовательного учреждения....

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии требованиями ФГОС

Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициати...

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии

исследователькой и  деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...

Сборник учебно-исследовательских краеведческих работ обучающихся "Бичкн Торскм"

     Информационный тематический сборник продолжает серию публикаций по реализации региональной  программы «Бичкн Торскм» в рамках туристско-краеведческого движе...