Разработка классного часа
классный час (5 класс) на тему

Карпунина Светлана Юрьевна

Данная разработка может быть использована при проведении тематических классных часов на тему "Здоровое питание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_vitaminy.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с

углублённым изучением отдельных предметов»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ВИТАМИНЫ – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Тематический классный час в 5 «Г» классе

Витамины в детском питании

                                                                            Карпунина С.Ю.,

классный руководитель

                                                                                             5 «Г» класса

Старый  Оскол

2015г.

Тема классного часа «Витамины – наши лучшие друзья»

Цели:

-  воспитание у обучающихся культуры здорового питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности;

- расширение области знаний пятиклассников в вопросах, касающихся здорового питания.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
  • познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
  • дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы каждый день.

Основные понятия: здоровье, правильное питание, пищевые вещества, витамины.

Оборудование и приборы: презентация Power Point, картинки с продуктами; фломастеры, карточки с вопросами, таблица витаминов.

Ход классного часа

Девиз на доске:

Овощи, ягоды, фрукты-

Самые витаминные продукты.

I.  Вступительное слово классного руководителя.

-Ребята, давайте посмотрим на доску и попытаемся определить тему нашего сегодняшнего классного часа. (Обучающиеся читают стихотворение и определяют тему : «Витамины»).

-Итак, что же такое «витамины» и в каких веществах они содержатся мы сегодня узнаем.  

Давайте вспомним, что человеку необходимо для жизни. (Воздух, вода, еда.) Еда бывает разной: вкусная — невкусная, любимая — нелюбимая, полезная — неполезная.

II.  Сообщения учеников.

1. - Пища человека может быть растительного и животного происхождения. Пищевые продукты состоят из питательных веществ, основными из которых являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Эти вещества входят в состав клеток организма. Питательные вещества усваиваются организмом. Те вещества, которые расходуются в процессе жизнедеятельности, заменяются новыми. Поэтому одна из функций питательных веществ – строительная. Пища является источником химической энергии, которая превращается в организме в другие виды энергии, например в тепловую, механическую. Следовательно, другая функция питательных веществ – энергетическая. В пищевых продуктах питательные вещества содержатся в разных количествах. В связи с этим различают пищу белковую, жировую и углеводную. Сведения о содержании питательных веществ в различных пищевых продуктах, а также количество энергии, образующейся в организме при использовании этих продуктов, мы можем найти в различной дополнительной литературе.

Всё это мы с вами должны прекрасно помнить и знать, что для нас полезно, а что – нет, употребляя ту или иную еду. Современный же человек ест практически все то, что вредно, и только сильнее наносит удар по собственному организму. Мы же должны помнить, что мы едим, чтобы жить!

2. - Рекомендации по рациону питания в разном возрасте различны. Развивающийся организм требует значительно больше пищи на единицу массы, чем организм взрослого человека; в преклонном возрасте, в связи с уменьшением видов деятельности, требующих большой затраты энергии, количество пищи должно быть меньше, чем в зрелом. При этом в любом возрасте питание должно быть сбалансированным: количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. К сожалению, современному человеку, мчащемуся в ногу со временем, иногда просто некогда остановится, чтобы приготовить себе нормальную сбалансированную еду.

3. Классный руководитель:

- Всё, что говорили ребята, нам всем понятно. Но чаще всего намного проще приготовить себе обыкновенный бутерброд, тут же съесть его и запить чем-нибудь, чем стоять у плиты и готовить себе нормальный завтрак, обед или ужин. Тем более, что существует множество рецептов различных бутербродов.

-Как вы думаете, бутерброды приносят нам вред или пользу?

III. Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

IV. Классный руководитель:

- Что же такое витамины?

Витамины – это органические вещества, необходимые для нормального функционирования нашего организма. Витамины необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.  Большинство витаминов не образуется в организме и не накапливается, а поступает только с пищей. Пополнять витаминные запасы необходимо ежедневно и постоянно, запастись ими впрок невозможно!

- Давайте вспомним все вместе: какие витамины вы знаете? (Ответы обучающихся).

- А теперь немного истории. Витамины были открыты не так давно. В 1880 г русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, заметил, что мыши, поглощавшие пищу, составленную из всех известных частей молока, чахли и погибали. А мыши, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания», - сделал вывод ученый. 

- Последствия от их недостатка витаминов (гиповитаминоз) или отсутствия (авитаминоз) человечество знало не понаслышке. Была такая загадочная болезнь "цинга", от которой гибли моряки всех стран и исследователи севера.  На востоке, где основной едой был рис, знать мучалась от такой загадочной болезни (ныне называемая бери-бери). Тогда люди еще не знали, что в оболочках рисового семени есть витамины группы B, а в его ядре их нет совсем. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Он же придумал и название от латинского « vita »- жизнь.

V Разгадайте кроссворд

Ключевое слово - витамины радости.

Кроссворд

«Витамины радости»

Р – «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы, а знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его золотым оранжевым корнем. Что это? (Морковь)

а - Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей. (Картофель)

д - Сложное вещество, которое составляет около 2/3 массы тела человека. (Во д а).

о  - Это растение 6 тыс. лет выращивают на Американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. ( Фасоль)

с - Это двулетнее растение впервые стали выращивать древние иберийцы, населявшие теперешнюю Испанию. Оттуда оно распространилось в Грецию, Египет, Рим. Отварное блюдо из этого овоща подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Славяне возделывают это растение с XI в. Оно стало основой русских национальных блюд. ( Капуста. )

т - Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения? (Тыква. Она может храниться почти год).

и –  Витамин В2 влияет на выработку у человека именно ЭТОГО (энергия).

VII. Классный руководитель:

- Итак, подытоживая все перечисленное, мы выделяем основное: первый завтрак дома; горячий завтрак в школе, на большой перемене; обед, по возвращении из школы; полдник; ужин – не позже, чем за 1,5 часа до сна. Пища по возможности должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом.

А какая же пища нам всё-таки полезна? Свежие разнообразные продукты – одно из непременных условий сохранения нашего здоровья. Сочетание белковой и углеводной пищи создает наиболее длительное чувство насыщения. Обжаренная пища дольше задерживается в желудке и осложняет работу больного желудка. Увлечение специями, острыми приправами и жареными кушаньями вредно. Они сильно раздражают стенки желудка.

Полезна ли сладкая пища? И здесь может быть только один ответ – в умеренных количествах. Сахар угнетает отделение желудочного сока. Но сладкие блюда вызывают приятные вкусовые ощущения.

Бесспорно утверждение о вреде избыточного потребления сахара, конфет и других сладостей. Полезно употреблять природные сладости, такие как мед, изюм, финики, а также свежие фрукты, соки.

Вкусная, красиво поданная пища вызывает большой аппетит. При еде нужно ощущать вкус пищи. У французов есть поговорка: «Аппетит приходит во время еды». Торопливая еда не дает вкусовых наслаждений, сока выделяется мало. Одинаково важно и то, что вы едите, и то, как вы едите.

И обязательно вспомним про витамины.  Обратите свое внимание на таблицу.

Таблица витаминов

№п/п

Название витамина

Зачем он нам?

Где его найти?

1.

Витамин А

(бета- каротин)

Отвечает за развитие органов зрения, формирование костей, здоровое состояние зубов, волос, кожи.

Овощи и плоды оранжевого и жёлтого  цвета, печень, рыбий жир, яйцо, масло, сыр.

2.

Витамин Е

Защищает и предупреждает сердце и сосуды о возможных болезнях

Растительное масло, печень, зелёные овощи, крупы, семена подсолнечника.

3.

Витамин Д

Содержит фосфор и кальций для  зубов и костей

Морская рыба, молоко, яйцо, сыр, шампиньоны.

4.

Витамин  С

(аскорбиновая кислота)

Сохраняет здоровыми дёсны, зубы, сосуды, кости. Противодействует усталости и образованию вредных веществ  в желудке.

Цитрусовые, клубника, сладкий перец, смородина, шиповник, капуста, картофель, киви,  кислые яблоки.

5.

 Витамин В1

Укрепляет нервную систему, повышает аппетит.

Свинина, печень, хлеб грубого помола, рис, чечевица, горох, овсянка,  лесной орех.

6.

Витамин В2

Превращает вещества в энергию. Отвечает за рост и защиту кожи.

Молочные продукты, кукуруза, куры, мясо, рыба, зелёные овощи.

7.

Витамин В3

Даёт стимул для правильной  работы нервной  сердечно-сосудистой систем, помогает дышать каждой клеточке, нормализует водно-солевой обмен.

Печень, арахис, сардины, скумбрия, говядина, шампиньоны,  абрикос, банан, персик.

8.

Витамин В6

Участвует более чем в 60 процессах нашего организма, в том числе кроветворения, пищеварения, обмена жиров.

Зародыши пшеницы, лосось, сардины, соя, цыплята, почки, печень, яйцо, арахис, грецкие орехи, коричневый рис.

9.

Витамин В9

Участвует в обмене жиров, белков. Влияет на процесс роста, состояние клеток крови, необходимых для образования гемоглобина.

Соя,  кукуруза,  печень, яичные желтки, дрожжи, крупы, морковь, шпинат, арахис.

10.

Витамин В 12

Чем больше вы едите белковой пищи, тем больше требуется витамина В12.

Мясо, яйцо, сыр, почки, печень, молоко, творог, сельдь, форель, крольчатина.

11.

Витамин К

Участвует в процессе свёртывания крови.

Зелёные овощи, яйца, мясо, крупы, капуста, шпинат, творог.

12.

Фолиевая кислота

Необходима детям в период быстрого роста, основной участник образования гемоглобина и правильного развития будущего ребёнка

Листовые овощи, дрожжи, печень, арахис, чечевица, апельсины, почки, фасоль, бананы, брюссельская капуста, брокколи.

IX. Классный руководитель:

- Сегодня мы с вами затронули самые актуальные вопросы организации здорового питания. Древнее изречение гласит: «Мы суть то, что едим». Состояние здоровья человека во многом обусловлено его питанием. Что есть? Когда и как?

Некоторые ученые считают, что 99% больных людей страдают из-за неправильного питания. Масло, яйца, мясо, сахар могут вызвать болезнь или нанести вред здоровью, если их потреблять их неразумно. Невежество людей в питании удивительно. Из-за этого человек умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить.

Давайте же относиться к своему здоровью бережно!

X. Составление памятки «Что следует помнить о питании».

1. Есть столько, сколько нужно для сохранения массы тела, соответствующей росту и весу.
2. Есть 3-4 раз в день через регулярные промежутки времени, стараясь принимать пищу в одно и то же время.
3. Умело распределить количество пищи между приемами, выделив около 30% на завтрак, около 10% на второй завтрак, 40% на обед и 20% на ужин.
4. В повседневном питании обеспечить определенное соотношение между отдельными компонентами пищи, не забывая об определенном минимуме белков.
5. В ежедневном рационе должны быть блюда, содержащие клетчатку – овощи типа свеклы, капусты, редьки, хлеб грубого помола, фрукты, морковь и т.д.
6. Не забывать об употреблении витаминов и минеральных веществ. Для этого питание должно быть разнообразным и включать свежие фрукты и всевозможные овощи.
7. Не забывать о необходимом количестве воды. В нормальных условиях человек нуждается в 2-х литрах воды, включая суп, чай, молоко, кофе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...