классный час "Трагедия в Белане"
классный час (6 класс) на тему

Трохина Татьяна Егоровна

знакомство детей с трагедией в Беслане в 2004 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_beslana.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Трагедия Беслана. Слайд 1.

Цели:  воспитание умения сопереживать, чувствовать сопричастность к глобальным проблемам современного мира, умения быть толерантным; актуализировать проблему террора, дать знания о природе террора, об истории его существования, развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма. Вызвать отрицание терроризма как явления. Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.

Оборудование: презентация к классному часу, бутылки с водой, цветы, свеча

Ход классного часа.

Слайд 2. Беслан – город в России, административный центр Правобережного района Северной Осетии, получивший мировую известность в связи с террористическим  актом в городской школе в сентябре 2004 года.

Слайд 3. Три дня маленький город Беслан, о котором сегодня знает весь мир, напоминал большую пороховую бочку.   Три дня все жители города дни и ночи проводили на улице.  Три дня стояли в оцеплении вокруг 1-й школы военнослужащие внутренних войск и 58-й армии Северо–Кавказского военного округа.

Слайд 4. Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их  учителям,  наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и  разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы наш классный час…

Слайд 5. 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь. В этот торжественный день никто не думал о плохом. Дети, родители и учителя с радостью встречались и радовались началу нового учебного года.

Слайд 6. Вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы… Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника.

Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.

Слайд 7. 1 сентября 9.15 – 9.20 – группа боевиков на двух автомобилях подъехала к школе №1 в городе Беслан. В школе только что закончилась торжественная линейка, и дети с родителями заходили в здание. Боевики стали загонять людей в здание школы. Лишь некоторым сразу удаётся сбежать.

Слайд 8. Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети.  На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены

Слайд 9. В спортзале взрывчатка была разложена на стульях  и подвешена на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними. Провода от бомб были подведены к двум замыкающим педалям.

Слайд 10. Ужас над головами, 

Проволок страшный груз.

Дети кричат глазами: 

"Мамочка, я боюсь!!!"

Слайд 11. В душном спортивном зале

Время замкнуло круг –

Взрывы над головами

Сотни смертей несут.

Слайд 12. В здании находится 1128 заложников. Большинство – дети. Их удерживает 32 террориста. Среди них – женщины-шахидки.

Слайд 13. 10.50 – вокруг школы выставляется оцепление из бойцов ВВ, милиции и спецназа. К кольцу оцепления собираются родственники и жители города. В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой.

Слайд 14. Еще никто не знал, а кто знал – не говорил, что выстрелы в школе – это первые расстрелы. В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя   вел – кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.

Слайд 15. 11.15 – боевики разбивают окна школы. Специалисты считают, что это делается для того, чтобы невозможно было использовать газ.

Слайд 16. И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования - личное присутствие президента республики для переговоров. 

«…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.» Так звучали их угрозы.

Слайд 17. 11.25 – террористы выдвигают первое требование: выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию (нападение было совершено 22 июня, погибло 79 человек).

Слайд 18. 13.20 – новое требование террористов: вывод всех российских войск из Чечни.

Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.

Слайд 19. 2 сентября. Освобождены трое женщин с грудными детьми и чуть позже ещё 26 человек – женщин и детей. Ведутся переговоры с боевиками. Намерения штурмовать школу нет.

Мечта детей Беслана в те роковые дни:

- Хоть чашечку, стаканчик, ну хоть глоток ВОДЫ!

Последнее желанье. Последний крик души:

«Ну дайте нам водички! Воды! Воды! Воды!

А вечером, второго, заснуть все не могли.

И пить очень хотели, и съели все цветы.

Вдруг разговор о смерти тихонько завели.

Мальчишка им поведал историю о том,

Что ангелов красивых недавно видел он:

«Летели и смеялись, со шлейфами они,

И на детей похожи. Наверно – это мы!?

Мы полетим далёко, на небо, прямо в рай.

Ведь умирать не страшно, не плачь, не унывай!»

Слайд 20. «Больше всего в спортзале я думала о воде. Никогда не думала, что вода – самое ценное для человека. Без воды мы умирали.» - Ирина, заложница.

Слайд 21. «Дышать в спортзале было нечем. Духота и вонь невыносимая. От испарений, пота, мочи голова отказывалась соображать. И тогда я придумала вот что: подошла к боевику и сказала, что мой сын астматик. Он разрешил нам выйти. Мы пошли в класс, где открыты окна. Никогда не думала, что воздух бывает так вкусен, так дорог, дороже денег.» - Залина, заложница.

Слайд 22. «На второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза немного горчит, но вообще-то она сладкая.» - Анжела, заложница. 

Слайды 23-25. Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: «Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю»". Но она никого не слышала - она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное:  она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: «Что ты делаешь! Назад! Ложись!» Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.

Слайд 26. 3 сентября. 12.55 – сотрудники МЧС начинают эвакуацию тел заложников, убитых в первый день.

Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось.

Слайд 27. 13.05 – в школе прогремели два мощных взрыва, началась стрельба. Причина взрыва официально не названа. Террористы запаниковали. Из школы выбегает первая группа заложников – около 30 человек.

Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. Пять пулеметов, ручной гранатомет, на крыше работал снайпер. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Тогда спецназ ФСБ без всякого приказа бросился вперед. Не на штурм - сработала нормальная реакция нормальных мужчин, которые ринулись спасать погибающих детей. Спецназовцы всегда первым делом уничтожают террористов. Здесь, вопреки всему, они заслоняли заложников. Заложников вели, подхватывали на руки.

Почти все школьники были в майках и трусиках – в школе была страшная жара. Несмотря на шок, первое, что просили дети, - пить. Но в основном детей просто спасали. У одних – пулевые ранения, у других – просто слезала кожа от ожогов после взрыва.

Слайд 27-32. Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм.  Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой.

Спасенные с благодарностью вспоминают, как бойцы спецназа бросались на гранаты, принимая их взрывную волну на себя. Один из военных, стоя во весь рост на столе посреди столовой, гасил сопротивление террористов в то время, когда заложники проползали между его ногами к окну, где их принимали другие спецназовцы.  Офицеры действовали не по своим жестким инструкциям, а по-людски. Они просто спасали детей, не думая о себе, подставляя грудь, заслоняя собой ребятишек. 

Бой длился примерно 13 часов. 

Слайд 33. 13.19 – третий взрыв. Перестрелка усиливается. Военные эвакуируют людей под открытым огнём.

Слайд 34. Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.

Слайд 35. 13.30 – в школе обрушилась часть крыши. Начался пожар, в результате которого погибло большинство заложников.

Слайд 36. 13.52 – в здание входит спецназ, продолжается бой. Боевики пытаются выбраться и скрыться. Некоторым это удалось.

Слайд 37. Из протокола осмотра места происшествия: «Спортивный зал школы №1 города Беслана. На момент осмотра кровля отсутствует, деревянные балки обуглены. От покрытия пола, примерно на 40—50 сантиметров, пластом находятся сотни обгоревших трупов детей, женщин и мужчин, занимающие около половины площади зал»”.

Слайд 38. 1128 заложников, спасено 918 человек, погибло 317 заложников, среди них 186 детей, 15 учителей. Более 900 человек получили ранения.

Слайд 39. Страшная трагедия в г.Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.

Слайд 40. Без слов – одна лишь боль, 

Убитых горем матерей рыданье. 

О, Господи, скажи доколь 

Назначил людям ты страданья? 

От рук бездушных палачей 

Детей загубленных, безгрешных 

Теперь заменит свет свечей, 

Но не излечит безутешных. 

Не раздается детский смех, 

Один лишь плач и боли стон 

Останется нам, как на грех

На память погребальный звон. 

Слайд 41-44. Плакали женщины, когда узнавали своих родных среди убитых, плакал офицер, у которого на руках умерла девочка. Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

Слайд 45-46. В небеса поднималися ангелы…

Все прекрасны, невинны, чисты.

Сколько звёзд тогда ярких попадало,

Маскируясь росой на цветы...

И теперь близким нет утешения...

Им кровинок родных не вернуть...

И зачем даровалось рождение?..

Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..

Вам, нежданно ушедшим так рано

Уготован в раю уголок.

Наши общие дети Беслана,

Вы простите ли нас за тот рок?!

Слайд 47. Безмерное горе России, имя ему – Беслан. Сколько бы не прошло лет, эти трагические события всегда будут заставлять содрогаться всех людей, знающих, помнящих и скорбящих об этих ужасных днях. Конечно, хочется верить в то, что такое больше никогда не повторится, но мы не можем быть в этом уверенными. Никто не знает, что будет завтра, послезавтра или даже через минуту. Поэтому мы будем вечно помнить о фактах, числах и событиях того дня, как о страшной войне, не угасающей в сердцах людей.

Для всей России этот день стал днем общенациональной скорби, а дата 3 сентября объявлена Указом президента России Днем солидарности в борьбе с терроризмом.

Слайды 48-51. Погибли люди… погибли дети!!! Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – Минута молчания

Слайды 52-57. Закончить классный час мне бы хотелось стихотворением «Детям Беслана» Давида Осетин Газзати

Я видел свет, я видел счастье,

Я наслаждался каждым днем,

Играл и бегал, веселился,

И забывал я обо всем.

Настал сентябрь, было жарко –

С друзьями шел я в первый класс,

И мне казалось, что на свете

Все прелести были для нас.

Стоял я на линейке гордо

И счастья в сердце не таил,

И представлял как в классе первым

Отметку «пять» я получил.

Но оборвался праздник мигом,

Растаяли мои мечты,

И не за партой, на коленях

Сижу теперь я у беды.

Два взрыва прогремело в зале…

Сейчас в надежных я руках,

Безгрешен я… за что? Не знаю.

Теперь живу на небесах.

И с неба вижу папу с мамой;

Звони, звони в церквях набат…

Люблю вас всех, и умоляю –

«Не забывайте тех ребят…»

Слайд 58. Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось. Не дай Бог увидеть нам то, что пережили дети Беслана 11 лет назад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...