У войны не женское лицо
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Процыкова Елена Николаевна

Материал для проведения тематического классного часа, посвященного Великой Отечественной войне. Конкретнее - судьбе женщин во время войны. Материал рассчитан на любую возрастную категорию обучающихся средней и старшей школы. Предполагает активное участие ребят в проведении классного часа.Предложенную разработку  возможно использовать как при проведении общешкольного мероприятия, так и в кругу обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_prazdnik.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Ведущий 1 

Женщина на войне. Говорят  «Война - дело мужское". Однако в ХХ столетии участие женщин в войне, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, становится реальностью. Особенно массовым это явление стало в период Второй мировой войны. 

- (Кадр  из фильма «А зори здесь тихие»)

     Ведущий 2 

Женщины были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться "на военный лад", женщине - особенно. Армейская дисциплина, солдатская форма намного размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки - всё это явилось нелёгким испытанием.

Ведущий 1 

Но это были именно те будни войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали.  Потом был и сам фронт - со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и "вечно преследующим, но скрываемым страхом".  Потом, спустя годы, те, кто выжил, признаются: "Когда посмотришь на войну нашими, женскими глазами, так она страшнее страшного".  Потом они сами будут удивляться тому, что смогли всё это выдержать. И послевоенная психологическая адаптация у женщин будет проходить сложнее, чем у мужчин: слишком велики для женской психики подобные эмоциональные нагрузки.

Ученица:

Я только раз бывала в рукопашной

Раз наяву. И тысячу раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 Ведущий 2

Это стихотворение написала Юлия Друнина - поэт-фронтовик, добровольно ушедшая на фронт. Их было много, таких добровольцев, и с первых дней войны женщины вступали в ряды Советской Армии и дивизии народного ополчения.

(презентация, фото)

Ведущий 1 

В период битвы за Москву зимой 41-42 г. воинская часть № 9903 подготовила и направила в тыл врага более 50 боевых групп и отрядов. Всего за сентябрь 41-февраль 42 ими было совершено 89 проникновений в немецкий тыл, ликвидировано 3500 вражеских солдат и офицеров, 36 сов. Предателей ,13 цистерн с вражеским горючим и 14 немецких танков. Из 3000 подготовленных молодых людей (юношей и девушек) было отобрано 2000. все стали разведчиками воинской части 9903. из них до победы не дожили 950 человек, почти каждый второй, в том числе партизанка З. Космодемьянская.  В одну роковую ночь Зоя отправилась на задание с двумя другими партизанами, Среди них был Клубков Василий, который оказался предателем.

Имя Зои Космодемьянской стало легендарным, ей посвящены многие произведения литературы и искусства. Зоя Космодемьянская - первая женщина - Герой Советского Союза.

(презентация, фото)

Ведущий 2

Марите Мельникайте родилась в 1923 году, была активным деятелем комсомольского подполья. В 1941/42 годах работала на заводе в Тюмени. В июне 1942 года добровольцем вступила в стрелковую дивизию. В мае 1943 после окончания спецшколы переброшена в тыл врага. 8 июля была ранена, погибла при выполнении задания.

(презентация, фото)

Ведущий 1 

Особо важную роль во время войны сыграла медицина. Благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер, их профессиональной, четкой и оперативной помощи свыше 70% раненых и 90% больных воинов были возвращены в строй.

Весь в дыму и пламени
Дальний горизонт.
Уезжала Машенька
Девушка на фронт.
На вокзале плакали
Мать и вся семья:
Маленькая Машенька, милая моя,

Как пришла та Машенька
В наш гвардейский полк,
Видим, что из девушки
Будет, братцы, толк.
Сто героев раненых
Вынесла в боях
Маленькая Машенька, милая моя,

По лесам Прибалтики
С боем шел отряд.
И настигнул девушку
Вражеский снаряд.
Тонкие березоньки
Слезы-сок струят:
Маленькая Машенька, милая моя,
.

А бойцы-товарищи
Горьких слез не льют,
Зубы крепче стиснули
И вперед идут.
Ох, узнают вороги
Нашу месть в бою —
За страну, за Машеньку милую мою,

Ведущий 2

Нечепорчукова Матрена Семеновна- полный кавалер ордена Славы, старшина. В 1941 году окончила медицинскую школу, до войны работала медсестрой. В 21 год поступила в ряды Советской Армии и во время войны была санинструктором, который отличился при форсировании рек Днепр, Одер, Висла.

(презентация, фото)

Ведущий 1 

 Призыв о добровольном наборе девушек в армию правительство передало 8 октября 1941 года во все молодёжные организации страны. Повсюду начался отбор желающих пойти на фронт. Полк авиации дальнего действия формирует Герой Советского Союза В. С. Гризадубова.

Впоследствии это соединение станет 31 полком бомбардировочной авиации. В этот период Герой Советского Союза М.М.Раскова формирует женскую авиационную часть.

Попасть в неё мечтали тысячи девушек из Московского авиационного института. Были сформированы три женских авиационных полка: 46-ой гвардейский ночной легкобомбардировочной авиации, 25-й гвардейский пикирующих бомбардировщиков и 586-й истребительный авиационный ПВО. Весь трёхгодичный курс учёбы девушки изучали за три месяца.

Истребительный полк был готов к отправке на фронт уже весной 1942 года. Чуть позже подготовили и 46-й авиаполк легких бомбардировщиков. Под командованием Е.Д.Бершанской. А в начале 1943 года на Сталинградский фронт отправился женский полк пикирующих бомбардировщиков во главе со своим командиром Мариной Расковой.

4. Женщина в тылу.

Ведущий 2

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины - пенсионерки, школьницы старших классов.

Пусть говорят, что у войны не женское лицо, но кто сказал, что женщинам в годы войны пришлось пережить меньше, чем мужчинам? Кто станет отрицать, что на этих,  волей-неволей ставших не хрупкими плечах, лежал огромный груз ответственности. И не только на фронте, как мы уже убедились, но и в тылу тоже.

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины - пенсионерки, школьницы старших классов.

Ведущий 2

Прасковья Федоровна Ангелина была передовиком сельскохозяйственного производства, организатором первой тракторной бригады. Накануне войны она обратилась с призывом к советским женщинам: "Сто тысяч подруг - на трактор!" На ее призыв откликнулось 200 тысяч женщин. Подготовка трактористок сыграла большую роль в обеспечении народа продуктами питания.

(презентация, фото)

Ведущий 1 

В годы войны самоотверженно трудились советские учителя, не хватало помещений, топлива, учебных принадлежностей, но они по-прежнему выполняли свою основную задачу - обучение подрастающего поколения.

Изотова Кира Ивановна была с декабря 1942 года по сентябрь 1944 года старшей пионервожатой школы 30 Ленинграда. Она вспоминала: " В 1942/43 учебном году в школе учились и мальчики и девочки. Было очень холодно, голодно. Школа в этот год была семилеткой. Во время бомбежек и обстрелов старшие (7 класс) вместе с дежурными учителями дежурили на чердаке (тушили зажигательные бомбы), остальные находились в бомбоубежищах. Летом 1943 года все старшие классы работали на сельскохозяйственных работах. Было очень трудно - все слабые: и взрослые и дети, с сельским инвентарем работать не умели. Собирали молодую крапиву, щавель, лебеду - все это добавляли в пищу. И всё могли выдержать – и непосильный труд, и тяжести, и лишения, и даже смерть…Но ни на минуту женское, материнское сердце не остывало для других,- детей, мужей, отцов, а наоборот, крепчало и заставляло жить ради мира, жизни и любви. 

Ведущий 2

Лидия Андреевна Русланова 

(презентация, фото)

родилась в 1900 году. Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы Великой Отечественной войны. Слава "гвардии певицы" Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот. Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны,

На одном таком концерте между боями в полусожженном лесу подошел к певице молодой боец и сказал: "Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще". И Русланова запела раздольную русскую песню "Вот мчится тройка удалая". Скоро по команде бойцы ушли в бой. Лес содрогался от взрывов и выстрело

  В 1944 году на личные сбережения певицы была приобретена боевая техника для минометной батарей.

Во время войны ;выступала Русланова в прифронтовом госпитале и возвращалась в отведенное артистам место отдыха. Дело шло к зиме. Одетую в телогрейку и повязанную платком, ее трудно было отличить от местных жителей. Идет и видит: на поляне трое бойцов крутят патефон и слушают ее

Сценка

- Отдыхаете? - спрашивает она.

- Не, мы на посту.

- На посту, а патефон крутите.

- Не твое дело, тетка, проходи.

Русланова видит, что ребята ее не узнают, и не может упустить случая разыграть их.

- А кто же это поет у вас?

- Ну и темная же ты, тетка! Это поет знаменитая Русланова. Неужели не слыхала?

- Как не слыхала, когда я и есть Русланова.

Тут они подняли ее на смех. А когда поутихли, она серьезно сказала: - Не верите - могу документ показать.

- Да документ у тебя, может быть, фальшивый.

- Ну, тогда голос настоящий. - И она запела ту же "Липу вековую". Бойцы, услышав ее голос, так и остолбенели. А потом уж не знали, как и извиниться. И все вместе хохотали.

Ведущий 1 

Клавдия Ивановна Шульженко –

(презентация, фото)

 эстрадная певица, народная артистка. В годы войны была солисткой и художественным руководителем Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Вела интенсивную концертную деятельность, в том числе в осажденном Ленинграде. "Независимая газета" писала: "Популярность Шульженко достигла пика в период Великой Отечественной войны. Ее приезда ждали в каждой части, как заветного праздника. При появлении артистки гвардейцы выстраивались по стойке "смирно". Ее слушали, затаив дыхание, боясь пошевелиться"

К. И. Шульженко вспоминала: ""До сих пор, когда я исполняю со сцены "Синий платочек" или "Вечер на рейде", нестареющие, дорогие моему сердцу песни, невольно ищу в зале зрителя в военной форме. Это осталось еще с войны. Помнится, я и сама в первые дни войны выступала в военной форме как рядовой Красной Армии, а потом, после одного из концертов, к нам обратился представитель командования части: "Мы понимаем, конечно, товарищи, что вы фронтовой ансамбль и вашим музыкантам не до фраков и бабочек-галстуков. Но нельзя ли сделать так, чтобы Клавдия Ивановна выступала в платье, как ее привыкли видеть до войны?!"

Я выполнила эту просьбу - бойцам хотелось видеть меня в привычном, довоенном платье, ведь им, в перерыве между боями, снилось мирное время... А те военные новогодние ночи? Каждая из них была для нас праздником надежды. Обычно в новогоднюю ночь принято загадывать желания. Тогда у всех желание было одно: пусть Новый год принесет победу". И  таких исполнителей во время войны было немало, и все они способствовали невероятному эмоциональному подъёму.

Ведущий 2

 Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде в семье интеллигентов. Отец был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать происходила из старинного дворянского рода. В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию (класс рояля), где проучилась три года (1919-1922). Закончив консерваторию, Орлова следующие три года училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В. Немировича-Данченко.

А с 1933 года стала сниматься в кино. Известны такие фильмы с ее участием: "Петербургская ночь", "Веселые ребята" и другие. В 1941 году, буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах: "Волга-Волга" и "Светлый путь". А затем началась война.

Когда фашисты подошли к самым подступам столицы, и в городе началась паника (16 октября), кому-то из высоких начальников пришла в голову мысль: чтобы успокоить жителей, надо расклеить на стенах гастрольные афиши Орловой. И действительно, на многих эти плакаты подействовали отрезвляюще - если сама Орлова в городе, город не сдадут, бояться нечего.

Во время Великой отечественной войны ее концертная деятельность была особенно напряженной. Она выступала почти на всех фронтах, перед летчиками и моряками, в госпиталях и на передовой.

Любовь Петровна снялась в боевом киносборнике. Она играла в гриме, письмоносицы Стрелки письмоносицы развозила полевую почту, крутила воинам кино. Ее героиня горячо призывала своих соотечественниц вдохновлять и поддерживать воюющих защитников Родины: "Женщины! Гражданки великой страны! Матери, жены и сестры! Мы знаем, что победа будет нелегкой. Так пусть же сердце каждой из нас станет неиссякаемым источником мужества. Пусть каждая из нас, провожая на битву любимого сына, мужа, брата вселяет в него уверенность и спокойствие".

Ведущий 1 

Ну и, наконец, то, о чём нельзя не сказать. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо — чудо воскрешения.

Ученица:

Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной.

Листочек мой, травиночка.

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала —

И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,

Шинелька — нараспах.

Живой придешь, целехонький,

С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,

С наградой боевой,

Пускай и забинтованный,

А все-таки живой! '

...Неделя за неделею, За годом год идет. Устала я надеяться, Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет.

Листочек мой, травиночка,

Тебя все нет и нет!

М.    Пляцковский

Ученик:

Напрасно, мать, не жди солдата,—

Обманывать он не привык.

То ветер грустно, хрипловато

Поет, как старый фронтовик.

Тебе дрова он не нарубит,

К тебе с обновой не придет,

Но сын тебя и мертвый любит

И бережет за годом год.

Он пал в бою, в Отчизну веря...

Кого же ждешь ты до сих пор?

То ветер постучался в двери,

То ветер подметает двор.

Ведущий 2

В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц 

(презентация, фото)

находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. "В.К.Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна." Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда." (Сборник "Вспоминая Ольгу Берггольц"). В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

5. Женщина как символ  во время войны.

(Презентация сопровождается песней  «И только нам нужна одна победа» и слайдами с плакатами и памятниками с изображением женщин)

Ведущий 1 

 Все, что нам свято, дорого названо именем женщины, матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за Родину-мать. И чтобы выжить, наш народ во время войны постоянно обращал свой взор на женщину как символ жизни, мудрости, силы и неутомимости во время войны. Свидетельством этому можно считать великое множество стихов, песен и плакатов с использованием слов или образов женщина-мать.

Ученик:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски — ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого — особая судьба

Став первым словом в год наш

колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час

смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину —

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как впитываясь в землю, это слово

Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся,— маме говорю я,—

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски — ласково «баба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"

   Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»

Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....