Растить патриотов и граждан России!
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся средних классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_patr_5-9kl.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с. Кашпир

Педагогический проект

На тему: «Растить патриотов и граждан России!»

Программа тематических классных часов

по гражданско-патриотическому воспитанию

учащихся средних классов.

Выполнила: Лёзина Нина Николаевна,

                  учитель физической культуры.

                  Классный руководитель 5 класса.

2011 год.

I. Пояснительная записка

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в  средней школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся средних классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мативированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

 II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

 С чего начинается Родина для среднего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

  Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному селу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям.   (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных  средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных  коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего.   …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам.      Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание  у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.  «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих

 задач:

  1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
  2. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте

                    рождения.

  1.  Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
  2. Углубление знаний об истории, традициях, культуре,  святынях России.
  3. Воспитание уважения к защитникам Отечества.
  4. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

IV. Содержание Программы

На второй ступени (среднее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, продолжается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач среднего образования – развитие творческого потенциала среднего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся средних классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

5 класс

2011 – 2012 уч. год

«С чего начинается Родина?»

Цель: 

             Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни села.

 Задачи:

 1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

 2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

 3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

 4. Сотрудничать с родителями.

 

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Конкурс газет, фотогазет, листовок

2

Октябрь

Посещение краеведческого музея г. Сызрань.

Краеведческий музей

3

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

4

Декабрь

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

5

Январь

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

6

Февраль

КВН «А ну-ка, мальчики! »

Классный час

7

Март

КВН «А ну-ка девчонки!»

Классный час

8

Апрель

«Дорога в космос»

Игра-путешествие

9

Май

«Дом, который построим мы»

Защита проектов

6 класс

2012 – 2013 уч.год

«Моя малая родина»

Цель: 

          Воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

  1. Расширять знания  детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.
  2. Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.
  3. Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.
  4. Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

 

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«На волжском берегу»

Цикл  классных  часов

2

Октябрь

Посещение музеев г. Самары

 Поездка в Самару

3

Ноябрь

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Классный час

4

Декабрь

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

 Конкурс стихов,  литературных  работ  и рисунков

5

Январь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

6

Февраль

«А ну-ка мальчишки»

Спортивный праздник.

7

Март

«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

8

Апрель

«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание

9

Май  

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция

                                                   

7 класс

2013 – 2014 уч.год

«Россия – Родина моя».

Цель: 

            Воспитание любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

  1. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.
  2. Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.
  3. Экологическое воспитание.

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

 Классный час на тему  

 «Здоровый образ жизни»

Диспут

2

Октябрь

«Ничто нельзя взять у природы…»

Познавательная игра

3

Ноябрь

«Поиграем в слова»

Интеллектуальная игра

4

Декабрь

«Конституция – главный закон страны»  

Устный журнал

5

Январь

«Знатоки искусства»

Викторина

6

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

7

Март

Игра «Зарница»

Спортивное соревнование.

8

Апрель

«Цветы рассказывают сказки»

Игра «Поле чудес»

9

Май  

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

     

        

8 класс

2014 – 2015 уч.год

«Моё родное село».

Цель: 

           Воспитание любви и уважения к жителям села.

Задачи:

  1. Формировать у детей интерес к истории, традициям своего села.
  2. Воспитывать уважение к жителям села.
  3. Экологическое воспитание.

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«История моего села»

Классный час.

2

Октябрь

«Моя родословная»

Классный час.

3

Ноябрь

«Красота русской природы»

Классный час.

4

Декабрь

«Защищать Родину – это почётный долг»

Классный час.

5

Январь

«Отец, Отчизна, Отечество»

Классный час.

6

Февраль

«Обязанность, долг, присяга»

Классный час.

7

Март

«Красив в строю, силён в бою»

Классный час.

8

Апрель

«За что я люблю Россию?»

Классный час.

9

Май  

Кашпирцы в годы Великой Отечественной войны»

Классный час.

9 класс

2015 – 2016 уч.год

 «Я - гражданин России».

Цель: 

          Растить гражданина и патриота России.

Задачи:

  1. Воспитание гражданственности национального самосознания детей.
  2. Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.
  3. Создание условий для реализации полезных дел.  

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

 

Устный журнал

2

Октябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»  

Видеожурнал

5

Январь

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

6

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

7

Март

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

8

Апрель

«Береги здоровье!»

Эрудит-аукцион

9

Май  

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

V. Реализация Программы

Программа рассчитана на 5 лет и охватывает обучение детей с 5 по 9 классы.

VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

  1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего села:

     - оформление альбома «Село, в котором я живу»;

                 - сбор фотографий о селе – фотовыставка «Любимые места»,    «Символы моей Родины».

     2.  Сформированность уважения и чувства долга по отношению

               - к членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

               - к окружающей природе:

  • создание Красной Книги  района ;
  • участие в фотоконкурсах «Зверье мое»,  «Красота родной природы».

      3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

     4.  Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

VI. Литература

1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 5-9 классы. -М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Классный час "Растим патриотов России"

Классный час "Растим патриотов России" проводили с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Перед учителем стояла задача- показать, что во все времена народ в случаи опасности вста...

Растим патриотов России!

Видеопрезентация работы по патриотическому воспитанию в классе.http://youtu.be/FhVWOpSqeIU...

Патриотическое мероприятие "Растим патриотов России"

Данный материал предназначен в помощь организаторам внеклассной работы, педагогам-организаторам, классным руководителям для проведения мероприятий в преддверии празднования Дня Победы...

Сценарий"Растим патриотов России"

Сценарий"Растим патриотов России"...

Положение. Cоревнования по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России», посвященного 100 – летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина

Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является важнейшей целью военно-патриотического воспитания молодежи. Муниципальные соревнования по военно-прикладным видам спорта организуются и ...