Классный час
методическая разработка (8 класс) на тему

Разработка классного часа для 8 класса "Природа в музыке и поэзии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

        

Цели : 1. Показать , как русские поэты и композиторы через свои произведения изображают  

             красоту родной природы, учат бережно относиться к  ней.

             2. Прививать любовь к родной природе.

            3.Воспитывать чуткое отношение к слову, к красоте родной речи.

                                                        Ход занятия.

Ведущий: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого                                      

                  человека, любящего свою родину. К природе надо относиться с исключительной

                  бережливостью, рачительностью. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно

                  и расточительно ведут себя по отношению к ней. Такое отношение к природе

                  может принести большие беды.

                  Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают

                  благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту

                  родной земли, учат бережно относиться к ней.

                  У писателя К Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: « И если мне хочется      

                  иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы до

                 конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь

                  к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».

Ученик:    Топи да болота,

                  Синий плат небес.

                  Хвойной позолотой

                  Взвенивает лес,

                  Тенькает синица

                   Меж лесных кудрей,

                   Тёмным елям снится

                   Гомон косарей.

           

                    По лугу со скрипом

                    Тянется обоз-

                     Суховатой липой

                    Пахнет от колёс.

           

                     Слушают ракиты

                     Просвист ветряной…

                     Край ты мой забытый,

                     Край ты мой родной1

                                        (С. А. Есенин. «Топи да болота»).

Ведущий: В этом стихотворении С. А. Есенин воссоздаёт природу в её живой осязаемости,

                  такой, какой её видел перед собой,  простую и безыскусственную. Поэт Ф. И. Тютчев

                   писал, что природа –

                   «не слепок,

                    не бездушный лик,

                    в ней есть душа, в ней есть свобода,

                   в ней есть любовь, в ней есть язык».

Ведущий: Не всем дано услышать этот язык, понять его. Для поэтов и композиторов природа –

                  Неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные композиции

                  родились благодаря любви к ней.

                   Вот что писал великий русский композитор П. И. Чайковский: «Прогулка летом по

                   России, по полям, по степям, бывало, приводила меня такое состояние, что я ложился

                   На землю в каком – то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо

                   сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали,

                   скромная церквушка, словом, всё, что составляет русский родимый пейзаж.

                   Звучит «Мелодия» П.И. Чайковского.

Ведущий: Певец природы писатель М. М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и

                  Человек – это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе всё

                  стремиться  к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая

                  потребность. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить

                  природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интересней.

Ведущий: Композиторы изображают природу по- разному: с помощью звукоподражания или

                  воспроизведя переживания, которые природа возбуждает в них или в их героях.

Ведущий: Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик- апрель: на дню семь

                 погод. Весна властно будит природу.

Ученик:  Вот уж снег последний в поле тает,

                Тёплый пар восходит от земли,

                 И кувшинчик синий расцветает,

                 И зовут друг друга журавли.

                 Юный лес, в зелёный дым одетый,

                 Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

                 Всё весны дыханием согрето,

                 Всё кругом и любит и поёт.

Ведущий: Светлые облачка плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве.

                 Зазеленели луга. Листвой оделась милая красавица моя – черёмуха. В высоком

                 Поднебесье звенит песенка. Кто же певец? Да это же посланец весны жаворонок.

Ученик: На солнце тёмный лес зардел,

               В долине пар белеет тонкий.

               И песню раннюю запел

               В лазури жаворонок звонкий.

               Он голосисто с  вышины

               Поёт,  на солнышке сверкая

               «Весна пришла к нам молодая,

                Я здесь пою приход весны».

Звучит пьеса «Жаворонок» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Ученик: Черёмуха  душистая

               С весною расцвела.

               И ветки золотистые

               Что кудри завила.

               Кругом  роса медяная

              Сползает по коре.

               Под нею зелень пряная

               Сияет в серебре.

               А рядом у проталинки

               В траве, между корней

                Бежит, стучится маленький

               Серебряный ручей.

               Черёмуха  душистая

               Развесившись стоит,

               А зелень золотистая

               На солнышке горит.

             Ручей волной гремучею

             Все ветки обдаёт

             И вкрадчиво под кручею

             Ей песенки поёт.

Звучит финал «Первого концерта» П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром.  

Ведущий: Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели

                 озимые. Жара ещё не успела утолить сочную, яркую зелень. Русское лето

                развёртывается во всей своей великолепной красе.

Ведущий: Июль – макушка лета. Лесные травы по пояс. Длинны и ярки июльские зори.

                 По-своему неповторим каждый заход и восход солнца.

Ведущий: Августовское солнце нежными лучами ласкает природу. Дни сухие и ясные.

                 Безбрежна чистая лазурь неба. Август – горячий месяц жатвы. Хорошо в лесу и поле.

                 Кротко тихое сияние предосенней ласково-ясной приумолкшей природы.

Звучит  «Баркарола» из цикла  «Времена года» П.И.Чайковского.

Ученик: Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

               Белый пар по лугам расстилается.

               По зеркальной воде, по кустам лозняка

               От зари алый свет разливается.

               Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг

               Чуть приметна тропинка росистая

               Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг.

               С листьев брызнет роса серебристая.

               Потянул ветерок – воду морщит, рябит.

               Пронеслись утки с шумом и скрылися,

               Далеко-далеко колокольчик звенит,

               Рыбаки в шалаше пробудилися,

               Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

               А восток всё горит-разгорается.

               Птички солнышка ждут, птички песни поют,

               И стоит себе лес, улыбается.

               Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;

               За морями ночлег свой покинуло,

               На поля, на луга, на макушки ракит

               Золотыми потоками хлынуло.

               Едет пахарь с сохой, едет – песню поёт,

               По плечу молодцу всё тяжёлое.

               Не боли ты, душа. Отдохни от забот.

               Здравствуй, солнце да утро весёлое!

                                         (И. С.Никитин. «Утро»)

Звучит «Утро» Э Грига.

Ведущий: Уже румянит осень клёны,

                 А ельник зелен и тенист,

                 Осинник жёлтый бьёт тревогу,

                 Осыпался с берёзы лист

                 И, как ковёр, устлал дорогу.

             

                Величава золотая русская осень. Чист и прозрачен воздух.  «В саду горит костёр

                рябины красной». Осень вплетает берёзам золото в кудри, раскидывает по полянам      

                 белёсые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ничего

                 не поделаешь – не за горами зима.

Ученик читает стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Ученик читает стихотворение А.Н.Майкова «Кроет уж лист золотой»

Ученик: Унылая пора! Очей очарованье!

              Приятна мне твоя прощальная краса.-

              Люблю я пышное природы увяданье,

              В багрец и золото, одетые леса.

              В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

              И мглой волнистою покрыты небеса,

              И редкий  солнца луч, и первые морозы,

              И отдалённые седой зимы угрозы.

Ведущий: Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели

               Предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя.

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Звучит пьеса «На тройке» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Ведущий: Зима идёт на мороз, но солнце уже повернуло на лето. Скоро длиннее станет день,

                 проснётся от зимнего сна природа, зашумят весенние воды и начнётся обновление

                  природы.

               

   

           

 

                                   

                                   

  МБОУ «Гавриловская общеобразовательная средняя школа»

Внеклассное занятие

«Природа в музыке и поэзии»

                                   Разработку выполнила Виноградная М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...