Классный час в 5 классе "Спор или ссора?"
классный час (5 класс) на тему

Лушина Елена Вячеславовна

     Цель: познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час в 5 классе

«Спор или ссора?»

                               Учитель  МБОУ «Царевская ООШ»

                                                                          Лушина Е.В.

        2014г.

Классный час в 5 классе

«Спор или ссора?»

                                   

 

 Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

 

 

                                                 Ход урока

На доске выписаны пословицы:

 Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.

Спор – не ссора, бойся ложного задора!

1.     Вступительное слово учителя.

Посмотрите на пословицы, записанные на доске. Как вы думаете, о чем бы я хотела поговорить сегодня с вами? Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

 

 2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре.  (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

- О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку

 

«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».

 

После полдника у нас был разговор про вежливость.

-         Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

-         Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

-         Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!

-         Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

-         Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

 

 

-         Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

-         О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

-         Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

-         Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

-         Какое правило для спорящих  можно вывести из этого разговора?

«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

-         Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,   употребляют  специальные слова и обороты речи.

-         Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

3. Знакомство с правилами ведения спора.

- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся  с секретами талантливого спора.

-         Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

-         НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

-         ПОМНИ ВСЕГДА,  О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О  ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

-         ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

-        ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

 

4. А теперь прочитаем пересказ известного вам спора героев Э.Успенского дяди Федора и кота Матроскина. Можно ли этот спор назвать дискуссией?  

У коровы кота Матроскина родился теленок. Дядя Федор и Матроскин выясняют, кому принадлежит теленок.

Дядя Федор говорит:

- Вопрос трудный, но я считаю, что раз корова государственная, то и теленок государственный.

А кот произносит:

- Я считаю иначе. Корова действительно государственная. Но все, что она дает, - это наше. Вот если, например, мы холодильник берем напрокат, чей он?

- Государственный.

- Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

- Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

- Вот поэтому я полагаю, что теленок наш. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

- Мне понравилось твое суждение, но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

Но тут вмешался Шарик:

- Давайте хорошенько подумаем, разберемся. Ты же, Матроскин, собирался корову насовсем брать. Вот и покупай насовсем. Вместе с теленком.

  Найдите в тексте смысловые части, обозначенные в таблице ниже. Какие речевые обороты (клише) используют герои в речи на том или ином этапе дискуссии? Проанализируйте данный спор и выпишите нужные речевые обороты в таблицу в соответствии с их местом и ролью в дискуссии. Обсудите в группе, какие еще речевые клише могут быть названы, и дополните таблицу.

Речевые обороты в дискуссии

Смысловые части дискуссии

Речевые клише

Вступление

Монолог-утверждение

Монолог-опровержение

Заключение

 

5. Упражнения в ведении диалога.

  Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО. 

На доске:    Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, что не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то эта наука — лживая и путаная, а не возродившаяся достоверность. (Леонардо да Винчи).

Согласны ли вы с мнением Да Винчи?

Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

  1. Учимся дискутировать.

 Стремление быть всегда правым — признак вульгарного ума. (Камю А.)

Давайте попробуем подискутировать на эту тему. Кто согласен/не согласен с мнением писателя? Разбейтесь, соответственно, на команды.  В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.  (далее проводится дискуссия, ведущий-учитель, направляющий детей. Необходимо разъяснить слово «вульгарность». 

 

  1. Подведение итогов урока.

Начните с фразы «Сегодня я узнал (понял), что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...