Классный час "Дорогая капля"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Матвиенко Светлана Александровна

 

Проблема охраны пресной воды  вызывает серьезную озабоченность у людей всех стран и континентов планеты, требует коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую человечеству экологическую катастрофу.

Цель: формирование экологической культуры, активной гражданской позиции, чувства личной причастности к происходящему.

Задачи:

  • воспитание любви, внимательного, бережного отношения к природе, ответственности за использование и сохранность природных богатств;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая общеобразовательная школа»

Методическая разработка

классного часа

для 5-7 классов

«ДОРОГАЯ КАПЛЯ»

Авторы: Е.И. Перькова, учитель математики,  

С.А. Матвиенко, учитель математики и информатики

Троицкий, 2015г.


Актуальность. Тема воспитательного мероприятия «Дорогая капля» выбрана не случайно. Проблема охраны пресной воды  вызывает серьезную озабоченность у людей всех стран и континентов планеты, требует коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую человечеству экологическую катастрофу.

Цель: формирование экологической культуры, активной гражданской позиции, чувства личной причастности к происходящему.

Задачи:

  • воспитание любви, внимательного, бережного отношения к природе, ответственности за использование и сохранность природных богатств;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов.

Оснащение и материалы: компьютер, проектор, принтер, презентация, фрагменты видеофильмов, трехлитровая банка с водой, пипетка, стакан, глобус, бумага А4, маркеры, цветные карандаши, буклеты, нарисованные тучки светлого и темного цвета, капельки.

Действующие лица: ученый, эколог, журналист, главный редактор.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

        Учитель приветствует учеников и сообщает, что сегодня им необходимо обсудить очень важную тему, которая актуальна на сегодняшний день.

  1. Вступительная часть. Постановка проблемы.

Учитель в присутствии ребят раскладывает на столе планшет, телефон, кошелек с деньгами, бутылочка с водой и предлагает выбрать тот предмет, который им необходим в повседневной жизни. Учащиеся комментируют свой выбор. Учитель акцентирует внимание аудитории на том, кто отдал предпочтение бутылочке с водой.  Почему был сделан такой выбор? Далее расспрашивает остальных учащихся, почему они не посчитали нужным остановить свой выбор на бутылочке воды? (примерные ответы учащихся: легкодоступность, дешевизна, неограниченное количество и т.д.).

Учитель (показывая слайды презентации):  Действительно, вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже существует. Запасы пресной воды катастрофически уменьшаются. Многие страны уже сейчас испытывают недостаток пресной воды. Учёные прогнозируют, что если не задуматься об этой проблеме сейчас, то она исчезнет через несколько десятков лет. Актуальность выше сказанного и определило тему нашего классного часа «Дорогая капля».

Но мы будем не только обсуждать эту проблему, но и вместе с вами попробуем создать брошюру, которая будет называться так, как и тема нашего классного часа «Дорогая капля».

Как вы думаете, какие вопросы можно обсудить по данной теме? (примерные ответы учащихся: как бережно относиться  к воде, как экономить воду…).

Учитель открывает на доске (или на слайде) план классного часа. Учащиеся отмечают те вопросы, которые они не назвали.

Учитель: Предлагаемый план и будет содержанием нашей будущей брошюры,  для издательства которой нам необходим главный редактор и  помощник. Они  будут оформлять и распечатывать необходимые материалы.

Эпиграфом к нашей книге мы предлагаем взять высказывание Антуана  де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что́ ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…» (распечатать)

  1. Основная часть.

Просмотр видеоролика «Вода – основа жизни» (см. Приложение 1).  Учащиеся делают вывод, что вода – это самое главное вещество в окружающем мире. Редактор распечатывает первую главу «Вода – источник жизни» (см. Приложение 2).

Учитель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (Водой заполнены моря и океаны) Может ли человек использовать эту воду? Почему нет? Какую воду мы используем? (пресную)

Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 литров воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Соотношение воды мы видим на схеме: 97% - соленая вода, 2% - ледники, 1% - пресная вода (показ диаграммы). Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер (демонстрирует).

Из увиденного ученики делают вывод, что вода ценнейшее вещество на планете, которое ограничено.

Редактор распечатывает вторую главу «Капля в море».

Учитель: Ребята, сегодня у нас присутствует учёный из института водных проблем РАН.

Учёный: Количество землян в последние столетия растет невиданными темпами. Если миллиардный житель на Земле появился лишь в 1800 году (человечеству для этого потребовались миллионы лет), то второй миллиард был "набран" уже к 1930 году, а всего лишь через 30 лет нас стало уже больше 3 миллиардов. К 1975 году, то есть еще через полтора десятка лет землян насчитывалось уже 4 миллиарда, а в 1999 году — 6 миллиардов. Если ничего не изменится, то, по прогнозам ученых, к 2050 нас будет больше 9 миллиардов! Каждый из этих миллиардов, между прочим, хочет пить и есть, одеваться, жить в чистоте, а для этого нужна вода. И с каждым годом ее требуется все больше и больше. Больше всего живительной влаги расходуется на нужды сельского хозяйства, промышленности, а уж сколько ее "выпивают" крупные города — страшно подумать! Вот ученые и бьют тревогу: уже сейчас хронический дефицит влаги испытывают 1,1 млрд. жителей нашей планеты, к 2025 году число жаждущих утроится и от нехватки воды будет страдать уже 40% землян. И это еще цветочки. Ягодки начнутся, когда нехватка воды вызовет миграцию населения. По прогнозам ООН, искать более благоприятные для жизни условия к 2020 году будут вынуждены от 24 до 700 миллионов человек.

Редактор распечатывает 3 главу «Неутешительные прогнозы».

Учитель: Но помимо того, что количества пресной воды катастрофически не хватает, мы ещё и загрязняем её. Послушаем выступление эколога.

Эколог: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. Волга загрязнена настолько, что на ней впору заняться добычей полезных ископаемых. В сибирских реках из-за затонувшего леса появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья человека и животных. Байкал теряет способность самоочищаться. Омуль – рыба, которая обитает только в чистой воде, – еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В организме рыб происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. 

Эколог: А что можете сделать вы, чтобы наши водоёмы были чище (Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор и т.д.)

Редактор распечатывает 4 главу «Загрязнение пресных вод».

Учитель: Ребята, а теперь предлагаю вам посмотреть мультфильм (мультфильм включить без названия) (ссылка). Попробуйте догадаться, как будет называться следующая глава нашей брошюры (примерные ответы детей: экономия воды, бережливое отношение к воде и т.д.). Совершенно верно, мы будем с вами разговаривать об экономии воды в быту.

Я предлагаю вам сделать обыкновенный математический расчет. Для этого перед вами на партах лежат необходимые принадлежности. Давайте узнаем, сколько тратим мы воды в пустую при таком обычном занятии как чистка зубов. Будьте внимательны.

        Если вы чистите зубы, не закрывая кран, то за минуту утекает в канализацию 15 литров ценнейшего вещества. Подсчитайте, сколько тратит ваша семья воды в пустую, учитывая то, что чистите зубы утром и вечером.        Имейте в виду, что одна ванна - это 180 литров воды. А если вы купаетесь под душем, то тратите воды в 3 раза меньше. Подсчитайте, сколько может примерно сэкономить воды ваша семья, принимая душ (дети зачитывают получившиеся результаты).

Продолжим подсчеты. На мытье грязной посуды под сильной струей уходит примерно 100 литров. А если мы моем ее не один раз в день, то можно легко подсчитать, сколько расходуется воды без надобности. Добавьте эту цифру к вашему полученному результату.

Человеку для жизнедеятельности необходимо 3 литра воды в сутки. Подсчитайте, на сколько дней хватило бы той воды, которая была потрачена без необходимости (дети зачитывают ответы). А мы просто теряем её.

        Приведите еще примеры нерационального использования воды в домашних условиях. Какие меры можно принять, чтобы такое привычное, но дорогое вещество, как H2O не тратилось в пустую?

Редактор оформляет листы 5 главы «Экономия воды в быту».

Учитель обращает внимание ребят на буклеты, лежащие на столах, и просит выбрать методы экономии воды, которые не были названы.

Примерные ответы детей:

- ставить стиральную машинку на экономный режим;

        - мыть машину не из шланга, а использовать ведро;

        - мыть посуду в тазике;

        - не допускать протечек в трубах и кранах;

        - выключать краны;

Учитель: Молодцы! Осталось этим пользоваться в повседневности и учить этому других! А как мы можем привлечь внимание окружающих к данной проблеме?

Дети предлагают варианты: реклама, листовки, буклеты, социальный ролик.

Что можно написать на листовках? Призывы, лозунги, стихи. Давайте поработаем в группах. Придумайте лозунг, призывающий к бережному отношению пресной воды.

Редактор записывает лозунги на отдельный лист и распечатывает. В это время учитель говорит, что наша брошюра почти готова, но не хватает титульного листа. Что можно на нем изобразить? Предлагает несколько вариантов и вывешивает их на доске. Дети выбирают понравившуюся голосованием.

        Во время рефлексии редактор оформляет титульный лист брошюры. Скрепляет брошюратором или степлером. На мероприятие приглашается библиотекарь и ему вручается готовый экземпляр для школьной библиотеки.

  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, на доске вы видите две тучки: одна из них темного цвета, а другая – светлого. У вас на столах лежат капельки. Прикрепите капельку к светлой тучке и капельку к темной тучке, если не понравился.

Ребята, у каждого из вас сейчас есть возможность высказать свое мнение, пожелание. Ребятам предлагается высказаться одним предложением из рефлексивного экрана на слайде:

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно, потому что…»

«Теперь я знаю…»

«Теперь я буду…»

«Больше всего мне понравилось…»

«Я могу себя похвалить за то, что…»

На оставшихся капельках напишите понравившийся лозунг и подарите своему однокласснику.

Учитель: Я думаю, что все то новое, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям. И, конечно, очень бережно будете относиться к воде. Берегите воду, как и все живое на земле! И пусть сегодняшний классный час заронит в ваши души капельку добра!

 Творческое задание. Снять социальный ролик (см. приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные слова. Тренажёр "Лови капли"

Тренажёр предназначен для отработки навыка правописания словарных слов для обучающихся 5 класса коррекционной школы 8вида....

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Проект "Капля, за каплей"

Привлечь внимание учащихся школы  к проблеме рационального использования водных ресурсов помогает реализация  проектов социальной направленности. Одним из таких проектов в рамках внеклассной...

Проект "Путешествие с каплей воды"

Исследовательское "путешествие вместе с каплей воды" в стенах Верх-Ирменской коррекционной школы.Цель: Привлечь внимание обучающихся к экологическим проблемам водных ресурсов нашей школы.Задачи:1.Расш...

Капля по капле и камень точит.

Проектная работа ученика Соловьева Владимира, учитель Усольцева Н.В.Вода на Земле — одно из главных достоя­ний всех ее обитателей. Как вы уже знаете, жизнь без нее невозможна....

Агитбригада. "Капля за каплей"

Стихотворная форма. Увлекательно и поучительно об экологических проблемах водных ресурсов республики Татарстан....