Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
классный час (6 класс) на тему
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.
Задачи:
-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из дневников ленинградцев-блокадников.;
-воспитывать бережное отношение к хлебу; сознательное понимание детьми цены хлеба;
-формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
город Шадринск Курганская область
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
641870 город Шадринск ул. Михайловская, 79
+7 (35253) 5-27-15, +7 (35253) 5-34-50
Внеклассное мероприятие:
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Срок реализации: 10 лет
Возраст детей: 10 – 16 лет
(для учащихся 5-9 класса, посвящается детям, семьям, выжившим в годы суровых испытаний для нашей Родины)
Стародубцева Татьяна Алексеевна –
классный руководитель, учитель физики
город Шадринск
Курганской области
2015
Внеклассное мероприятие:
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
...О, мы познали в декабре -
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящён,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Ольга Берггольц.
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.
Задачи:
-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из дневников ленинградцев-блокадников.;
-воспитывать бережное отношение к хлебу; сознательное понимание детьми цены хлеба;
-формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, экран, ноутбук;
- презентация со звуковым сопровождением;
- выступления учащихся.
Классный руководитель. Иногда думается: а отыщут ли люди в своём языке другое слово, которое могло бы сравниться с этими: «Земля» и «Хлеб»? Когда мы пишем слово «Земля» с большой буквы, то разумеем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть единственную в своём роде среди иных миров, составляющих Вселенную. Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и большое поле, и крохотный крестьянский удел на нём, и просто горсть того загадочного праха. Постепенно преображаясь, оно, это слово, то становится метафорой, то входит в мудрую народную присказку или поговорку, то явится символом, обозначающим и крайнюю бедность, и неслыханное богатство. Нередко оно употребляется и для обозначения страны. В этом случае люди говорят: «Моя Земля», что для нас ассоциируется с понятием Родины, дорогой нам до слёз, до сладкого сердцебиения. Читаем и перечитываем воспоминания о войне, о блокаде, о блокадном хлебе и поражаемся, откуда люди брали силы и мужество в таких испытаниях. Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.
Нет ничего превыше хлеба.
В нём наш исток и наш итог.
Как будто солнце с неба,
Пшеничный катится поток.
Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно. Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе. Это не только продукт питания… Хлеб - мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила… “Хлеб – дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. Слайд 1.
Переставляя еле ноги,
Брела уставшая домой.
Своим детишкам босоногим,
Она несла паёк дневной.
На поле целый день пахала,
Чтоб хоть кусочек хлеба был.
Спина за день не разгибалась,
Один Господь давал ей сил.
Делить кусочек драгоценный.
Пришлось, хоть мало на троих
Ценнейший дар во всей вселенной
Был хлебом жизни он для них.
От голода тряслись ручонки,
Какой же вкусный хлеб тот был.
Блестели радостно глазенки.
Что Бог им, хлеба подарил.
Ведь он дарует снова жизни,
Ведь сила в нем и полнота.
Духовный хлеб ведет к отчизне,
Без хлеба- жизни- пустота.
О друг мой, выслушай с терпеньем,
Коль раньше хлеб ты не ценил.
И относясь с пренебреженьем,
Игрался с хлебом и шутил.
То вспомни про детей несчастных,
Что хлеба в волю не едят,
И крохи ждут порой напрасно,
У богача закрытых врат.
О, неужели хладнокровно,
Ты отнесешься к хлебу вновь.
Забудешь все, не слышав словно,
И бросишь хлеб, нахмурив бровь.
Задумайся всерьёз над этим
Про хлеб и в чём цена его
Он людям нужен на планете
Хлеб на земле нужней всего.
Духовный голод, все ж важнее.
Духовный хлеб нам жизнь дает.
Мы этот хлеб в Христе имеем,
Хлеб жизни к небу доведет.
Учащийся 1. Шадринцы в трудных условиях не только самозабвенно трудились, помогая фронту. Они шефствовали над селом, ремонтируя сельскохозяйственный инвентарь, посылая людей на уборку урожая. Начиная с июля 1941г. Тысячи рабочих, служащих, домохозяек, учащихся каждое воскресенье утром отправлялись в колхозы, чтобы помочь в заготовке кормов, в уборке урожая. Работали до вечера. Особенно большую шефскую помощь сельским районам оказывал автоагрегатный завод. Его коллектив в 1943 г. Изготовил и дал сельскому хозяйству 850 радиаторов для тракторов, сто соединительных муфт с фланцами, запасные части на сумму свыше ста тысяч рублей. Учащийся 2. Осенью 1941 года комсомольцы Каргапольского района и Челябинского абразивного завода обратились с призывом к молодёжи - организовать сбор средств на танковую колонну. Шадринцы активно поддержали этот замечательный почин уже к началу декабря 1941 г. Собрали165 тысяч рублей. Кроме того они собрали средства на танковые колонны «народный учитель»… Учащийся 3. Взрослым помогали дети. Пионеры и школьники города Шадринска создали 18 тимуровских команд. Они помогали семьям фронтовиков: кололи дрова, заготавливали веники, работали на торфяных разработках, убирали дворы, улицы. Заработанные деньги перечисляли в фонд обороны страны. Тимуровцы школы №6 в фонд обороны собрали облигаций на 5 тысяч рублей. Учащиеся школы №10 установили шефство над госпиталями. Они чинили бельё, чистили шинели, мыли полы в палатках. Выступали с концертами перед раненными, собирали шиповник. Благодаря усилиям врачей и медсестёр более 70% раненых снова возвратились в строй. Классный руководитель. С начала войны по всей стране развернулось всенародное движение по оказанию помощи фронту. Широкое распространение получила подписка на государственные Военные займы и на денежно-вещевую лотерею. Слайд 2 Знатный полевод колхоза «Заветы Ленина» Т.С.Мальцев подписался на десять тысяч рублей. Он заявил: «Пусть моя подписка на заём будет вкладом в общее дело разгрома ненавистного врага. Призываю всех колхозников, всех трудящихся нашего района дружно подписаться на заём. Чем больше мы дадим государству взаймы денежных средств, тем ближе час победы». Учащийся 4. Наш знатный земляк Терентий Семёнович Мальцев родился 10 ноября 1895 года в селе Мальцево, что в двадцати пяти километрах от Шадринска. Об этом городе мальчик знал от взрослых с малых лет. Побывать же в нем пришлось не сразу. И вот однажды после нескольких просьб отец Семён Абрамович согласился взять его в город. В пути Терешу поражало всё: сосновый бор на его северной окраине, на улицах большие особняки, казалось безбрежная базарная площадь. Впервые увидел церковь. Мальцевы привезли продать муку и зерно для выручки денег и покупки, нужных для семьи товаров. Отец дал ему денежку, а он вместо пряников купил книжку. [1] Классный руководитель. Мечта дедов, отцов о безбедной жизни, о большой отдаче земли за вкладываемый тяжёлый труд, обильно проливаемый пот, проводимые на посеве от зари до зари дни перешла и к Терентию. Он продолжал упорно овладевать знаниями. Терентий Семенович сделал смелый и важный для сельскохозяйственной науки теоретический вывод о том, что однолетние растения, как и многолетние, могут увеличивать плодородие почвы, т.е. и они способны накапливать в ней перегной и улучшать её структуру, если для этого создаются необходимые условия. «С хлебом – то наш колхоз, конечно, зажил, так что кушайте досыта», напутствовал Т.С. Мальцев. «Хлеборобам спать долго не положено»! Да, всю жизнь посвятил этому Терентий Семёнович. Но вот что важно: сама природа, в конечном счёте, оказалась его надёжным союзником. Она ведь тоже, надо думать, больше уважает людей сильных, стойких, увлечённых. А делами урожайными Терентий Семёнович увлечён был страстно. Он не представлял жизни вдали от полей и хлебов, он отказался от высоких постов, которые ему предлагали, потому что не мог бросить работу на земле. Труженики Курганской области, первыми осуществившие основные приёмы мальцевской агротехники, собирают вот уже много лет самые высокие урожаи в Сибири. «Да, большое дело-добрый урожай! Я, знаете, люблю хлеба, пока они растут. Это мои хлеба… Я могу помочь им, предохранить их от всяких бед, потому нянчусь с ними, как с малыми детьми. Ох приятная эта работа…Люблю её»! (выключить мультимедийное оборудование). [1] При тяжёлых испытаниях падает значимость почти всех без исключения материальных ценностей. Хлеб же всегда остаётся хлебом. Болью сжимается сердце, когда вчитываешься в строки из писем и воспоминаний о войне. К пониманию хлеба мира нельзя прийти. Не зная о хлебе войны. Люди всей земли должны знать, что испытал наш народ в дни лихолетья, что несёт с собой война… -К мизерному количеству муки у нас, в Курганской области - говорила Акулина Осиповна Заварзина, добавляли мякину, отруби и сено, древесную кору, стебли молодых лип. Хлеб в те времена выпекали без соли - её не было. К пресной еде привыкали мучительно. Дети во время пахоты, как пернатые, выискивали пропитанные – чёрные комочки полусгнившего картофеля. Искать картофелины на полях было опасно – встречались мины. На моих глазах взрывом разметало четырёх сверстников. Им ещё не исполнилось и по семь лет… Клубни вымачивали, перетирали. Промывали. Добывая чёрный, с затхлым запахом крахмал. Его – то и добавляли в хлеб для связки, вместо настоящей муки. Долго у нас после такого хлеба болели животы. Но без хлеба русский человек не может. В нашей семье знают, что такое хлеб и как он достаётся…[2] Учащийся 5. Шадринцы подхватывали призыв московских работниц взять на воспитание детей, чьи родители погибли от рук фашистских захватчиков. Всего за годы войны они воспитали 217 детей, потерявших родителей. В первые недели и месяцы войны в Зауралье стали прибывать эвакуированные дети из западных районов страны. Сюда прибыло около 150 тыс. человек, в том числе в Шадринск-более 16 тысяч. Вот почему население города увеличилось с 34768 до 44844 человек. Население добровольно, предоставляло часть своей жилой площади эвакуированным. Классный руководитель. «…В войну свой сиротский хлеб мы пекли из высушенных в печи и старательно истолчённых в ступе липовых листьев, полевого хвоща,- рассказывала Зоя Поликарповна Андрианова, - клеверных головок, лебеды. Большая радость была, если в ближайших лесах выдавался урожай желудей. Тогда они становились главной составной частью «хлеба», строго нормированного. Хлеб делили поровну. Никто не трогал и крошки без разрешения. Ждали, когда мама придёт с работы. Но, мама и бабушка, оставляли частички хлеба о своих паек и клали их утром на стол перед нами до того, как проводить в школу. Дотронуться до бесценных частичек паек мы не могли: не наш хлеб. Мама и бабушка вымученно улыбались и просили: «Возьмите, вы должны расти…».[2] (включить мультимедийное оборудование). Слайд 3. Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету! Три седые женщины сидели и … плакали. Перед ними- кусочки тяжёлого и влажного, зеленовато-коричного хлеба. Домна Фёдоровна Густова, Лидия Ивановна Винокурова и Мария Ивановна Горшкова, приехавшие летом 1981 года в Москву на встречу ветеранов хлебопекарной промышленности, пекли в блокадном Ленинграде такой хлеб. Не могли удержаться от слёз и мы… Слайд 3. Один из рецептов ленинградского блокадного хлеба: мука ржаная дефектная -45, жмых-10, соевая мука -5, отруби – 10, целлюлоза -15, обойная пыль-5, солод-10%. «…Наш завод находился недалеко от линии фронта,- говорила Домна Фёдоровна, - постоянно обстреливался вражеской артиллерией. Работали по 12 и больше часов, а то и совсем не уходили из цехов. Трудились так, что спецодежда покрывалась слоем соли. Руки и ноги были покрыты волдырями от горячих форм. А воду для замеса теста добывали, потапливая снег». В разговор вступила Мария Ивановна Горшкова: «А сколько раз, когда отключалась электроэнергия, приходилось вручную вращать конвейеры и другие механизмы. И это женщинам, находившимся на грани голодного истощения. Ведь мы тоже получали по 125 граммов хлеба».
Учащийся 6. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода. Классный руководитель. Слайд 4. К декабрю 1941года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно. Слайд 4.В ноябре ленинградцы начали умирать от голода, цинги и дистрофии. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации. Пискаревское кладбище.. На общей могиле – кусочек хлеба. Рядом трепещет на ветру записочка дочки: «Если бы у меня тогда кусочек хлеба, мама бы выжила…» Слайд 4. Единственной магистралью, связывавшей с сентября 1941 по март 1943-го осаждённый Ленинград со страной, была «дорога жизни», проходившая через Ладожское озеро. На одном из километров Ленинградской Дороги жизни есть удивительный памятник- на гигантских плитах – страницах высечены всему миру слова Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941год.
Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 год.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год
Дядя Лёша -10 мая в 4 дня 1942.
Мама – 13 мая в 7.30 часов утра. 1942.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Дневник был выставлен в числе других обвинительных документов фашизма на Нюрнбергском процессе. Нашли медицинскую сестру – Таня Савичева умерла у неё на руках. В страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаниях, крайней дистрофии. Нет, не умерли Савичевы. Не могли, не имели права умереть. Они продолжают жить в документах, памятниках, в нашей памяти. Невозможно забыть: мальчик (ему было меньше шести лет), которого встретили у Дворцовой площади под аркой Генерального штаба, на вопрос, почему он здесь оказался, ответил: «Я пришёл сюда умирать». Воина потрясли недетские глаза ребёнка… Слайд 4.…1941 год ноябрь. Когда снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим, мама стала его выкупать сама. В магазин ходила вечером, возвращаясь с работы. Хлеб хранился в шкафчике под замком. Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую ещё на три. Оставляла нам на завтрак, обед и ужин, а остальное убирала в шкафчик и закрывала. Но, однажды она забыла закрыть. И мы с сестрой всё съели. Вечером мама пришла с работы, увидев, что хлеба нет. Начала спрашивать, мы расплакались, сестра всё рассказала. Вытерев слёзы, сказала: « -Мама, убей меня – все равно умирать». Посмотрела мама на дочку – кости да кожа – и заплакала, что бывало с ней редко. Сестре было четыре года. Ужинали без хлеба. Норму хлеба на завтрашний день мама так и не тронула. Она строго следила, чтобы расходовался день в день. Иначе было нельзя… Слайд 4.Отрывки из дневников ленинградцев-блокадников. Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль... Настанет голод... Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне - 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник... Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат.» Октябрь 1941 г.: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет... Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. На фронтах положение дрянь». «Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190г сливочного масла и 500г колбасы из конины с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 г.». Декабрь, Лидия Охапкина: «Один раз на рынке - толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла». Фаина Прусова: «По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно - тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) - тоже мутная , грязная вода. Вылила. . . И вот здесь мы дали все друг другу слово - не психовать, не есть всякую дрянь, и будь что будет. . . Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке. . . Воды не было - ходила на Неву с бидончиками. . . Да, люди едят кошек, собак. . . А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа». Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству. . . выхода нет. Тупик. . . Голод. Страшный голод. . . Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность. . . я постиг свой удел. . . Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. . . Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери». «3 января 1942 г.: ... Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза. . . Я весь обовшивел. . . Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить. . . Нет никакой надежды». В ноябре 1941 года в Ленинграде голод унёс в могилы 11085 человек, в декабре – 53 тысячи, в январе – феврале 1942 года – 200тысяч; всего за годы блокады погибло 641 803 человека. Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Учащийся 7. Слайд 4. Детей из Ленинграда начали возить с конца октября 1941 года. Потрясающее зрелище. Дети стоически переносили беду. В ожидании самолёта сидели они молча, сгорбившись, как немолодые придавленные болезнью люди. О чём – то думали. Плакать не было сил. Молча прощались с родителями. Хорошо понимали, что расстаются может быть навсегда. В первом военном году в город Шадринск прибыло 150 маленьких ленинградцев. Для них был создан интернат «Юные патриоты». Все дети посещали школу и хорошо учились. Здание интерната было от ремонтировано, продукты заготовлены, завезены дрова. Работники интерната с любовью относились к детям. Классный руководитель. Вот стихотворение о хлебе, написанное моей сестрой как дань памяти отцу, родным и дорогим ленинградцам, умершим от голода в дни блокады суровой зимы 1941-1942 годов,- написала Нина Николаевна Амозио.
…И часто я ловлю себя на том,
Что если б все куски поднять из пыли,
Попали бы они голодным людям в дом
И сколько б жизней сохранили.
И Таня, девочка, и мой отец.
Учёные, поэты и родные.
С завода от станка рабочий и боец
Остались бы тогда живые.
Давно прошла военная пора,
Но в памяти ещё жива блокада…
Пусть знает наша детвора,
Как хлеб беречь нам этот надо.
Написать такое стихотворение может, наверное, только человек, переживший блокаду. Остановимся. Прислушаемся. Будто из могил обращаются к нам погибшие в войну, от голода. Слайд 5. Дмитрий Шостакович - Симфония №7. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей! С Днем Победы! По подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр. хлеба. В хлебе от 4,7% до 7% белка, и от 40 до 45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-16000 килокалориями энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека получается из хлеба. В нем много минеральных солей и витаминов. Свежий хлеб, безусловно, вкуснее. Многие не едят даже слегка зачерствелый. Однако надо помнить, что свежий хлеб, тем более еще теплый, отягощает деятельность желудка, плохо переваривается. Его не рекомендуют даже здоровым людям, и он должен быть совершенно исключен из питания тех, кто страдает заболеваниями желудка или кишечника. Им полезен хлеб вчерашний или подсушенный. Слайд 6. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд. Растите, почитайте хлеб и берегите мир. – Я думаю, что после того, что вы сегодня услышали, вы будете бережно относиться к хлебу, не бросите кусочек на землю, ведь столько людей отдали свою жизнь за хлеб. Так какова же цена хлеба? (Отвечают дети) – Человеческая жизнь – вот цена хлеба. И закончить мероприятие я хочу стихотворением Е. Благининой. «Хлеб»
На свете я видела хлеба не много… И если примечу кусок в небреженье –
Его отмеряли так скудно, так строго. В грязи придорожной, в подножной пыли,
Его называли не хлебом – пайком. То самое первое сердца движенье –
Его запивали крутым кипятком, Поднять и спасти это чудо земли.
Литература:
1.Л.Иванов Терентий Мальцев-народный академик
Издательство «Советская Россия» Москва 1973.
2.Очерки истории Шадринска ПО «Исеть» 1993.
3.Виктор Кармазин «Наш Хлеб» Москва Издательство «Правда» 1986.
4.http://aleksandr-astanevich.narod.ru/Themes_days_2012/10.12.09p3.Themes.links.html
5.http://efolludeare.ucoz.ru/news/900_dnej_blokady/2013-01-24-19
6. http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/pis/foto2/foto13.htm
7.http://900igr.net/kartinki/istorija/900-blokadnykh-dnej-Leningrada/010-900-blokadnykh-dnej.html
8.http://efolludeare.ucoz.ru/news/900_dnej_blokady/2013-01-24-19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие к Неделе русского языка и литературы "Лексическая тема "Хлеб"
Разработка внеклассного мероприятия с использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок о хлебе...
Не хлебом единым жив человек
Открытый урок литературы в 8 классе...
Не хлебом единым жив человек
Материал предназначен для лектория для родителей учащихся 5 классов. В нём говорится о том, что только материального благополучия недостаточно для счастья. Нужна и духовная пища....
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....
«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....
Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"
Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"способствует систематизации и закреплению знаний по истории родного села с помощью музейного материала....
Ни хлебом единым жив человек...
Вечер авторской песни при свечах для старшеклассников...