Не хлебом единым жив человек
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Открытый урок литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_nikonov.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы "Не хлебом единым жив

человек»

Учитель русского языка и литературы МОУ Байтуганской СОШ Гарифуллина Р.И.

Цели:

1. Познакомить ребят с биографией и творчеством местного поэта В.И.Никонова.

2. Вызвать у детей чувство доброты, сострадания, желание быть нужным людям, желание быть причастным ко всему, что происходит на земле.

3. Формировать у учащихся любовь к родной земле, к своему народу, чувство ответственности за судьбу своей малой родины.

Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр.

На столах перед каждым ребенком лежат заранее подготовленные распечатанные стихотворения В.И.Никонова.

На уроке используем фотографию В.И.Никонова, выставку его книг.

Эпиграф к уроку:

“Человеку не дано “быть” и “не сеять”, ибо он “сеет” уже одним бытием своим… Добрый человек есть живой очаг добра и силы в добре… Поэтому каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он “передал” другим, что он послал или влил в них, чем он их …обогатил”.  (И.Ильин)

Ход занятия

Слово учителя: Ребята, как вы понимаете пословицу “Не хлебом единым жив человек” (Стремиться к высокому, духовному).

Да, действительно, каждый из нас должен к чему-то стремиться, жить ради чего-то. Но для этого необходим живительный источник, способный радовать нашу душу, учить добрым делам, добрым помыслам, пробуждать наши сердца. Такое бесценное наследие мы находим в творчестве местного поэта В.И.Никонова.

(На доске появляется портрет В.И.Никонова)

Сообщение учащегося:

Владимир Ильич Никонов (10 мая 1940 года) родился более полувека назад  накануне самой страшной войны XX века, Великой Отечественной, в селе Чувашский Байтуган Камышлинского района Куйбышевской области в крестьянской семье. Он вырос человеком, имеющим навыки труда на земле и знающим цену труда, цену выращенного хлеба.

После окончания средней школы три года служил в рядах Советской Армии, где и начал писать стихи. Он вырос среди такой красоты природы, церкви, людей, что, оказавшись вдали от этого, тяжело переносил разлуку с родиной.

Окончил педагогический институт. Около двадцати лет проработал преподавателем истории в Байтуганской средней школе, почти десять лет преподавал историю в Клявлинской средней школе №1.

За все это время Владимир Ильич активно сотрудничал с районными газетами. За последние годы (2000 – 2007) он выпустил четыре книги: “Стихи и проза”, “Вера, надежда, любовь”, “Война и мир. Любовь и жизнь” и “Еще не вечер”. В настоящее время он находится на заслуженном отдыхе.

Слово учителя:

Взор В.И.Никонова обращен к миру человеческой души. Его творческая лаборатория – богатый жизненный опыт.

Сегодня мы постараемся не только услышать, но и прочувствовать голос нашего замечательного поэта, который он скромно назвал “тихим”.

Признаюсь вам: “Живу в стране красивой
И с ней связал я все свои мечты”.
О, Родина! Великая Россия,
Услышишь ли мой тихий голос ты?

(В.И.Никонов. “Услышишь ли?”)

Необходимо отметить, что Владимир Ильич кроме поэтического дара еще и обладает даром публициста и художника. Поэтому на сегодняшнем уроке мы познакомимся с многосторонней личностью, которая своим творчеством способствует воспитанию в нас добра, стремления помочь ближнему. Действительно, наш край, славящийся своим гостеприимством, нерушимой дружбой людей разных национальностей, не может оставить равнодушным никого, а тем более человека творческого.

Поэтому тема родного края становится одной из основных в его лирике.

В этом же сборнике находим такие строчки: “И в моем возрасте, когда я прожил на этой земле не один десяток лет, вряд ли смог бы сейчас полюбить всем сердцем другие места, будь они даже несказанно сказочно красивы, как полюбил мой родной край”.

Ученица читает стихотворение:

Сиреневый туман над Байтуганом

Село мое в сиреневом тумане

Я часто вспоминал в чужом краю.

О Родине моей, о Байтугане,

С волненьем в сердце песенку пою.

Сиреневый, сиреневый туман

Я вижу над селом моим ,вздыхаю.

Желанный и любимый прекрасный Байтуган,

Тебя ,мое село, не забываю.

На свете села есть и покрасивей, родной сторонки лучше- в мире нет.

И знаю я, она душевной силой

Меня питает с ранних, детских лет.

И солнышко все ярче освещает

Мое село-любимый Байтуган.

Все выше поднимается и тает,

Лаская взор, сиреневый туман.

- Какие чувства возникают у читателя этого стихотворения?

- Каким предстает перед нами лирический герой данного стихотворения?

- С какой любовью сравнивает поэт любовь к родному краю? (С любовью к матери).

- О чем это говорит? (С нежностью и любовью говорит поэт о родном крае как о матери, самом близком и дорогом, что есть в жизни человека.)

- С помощью какого художественно-изобразительного средства создается образ героя-патриота? (лексический повтор “любовь сберег”)

(на интерактивной доске появляются репродукции картин В.И.Никонова:

“Родимый край”

“Ст. Клявлино, вид на РДК (Живопись. Масло.)”

“Черемуха цветет в Камышлинском и Клявлинском районах Самарской области (Живопись. Масло.)”

- Ребята, давайте обратимся к картинам В.И.Никонова.

- Каким чувством они наполнены?

Слово учителя: Беззаветно любя родной край, нельзя безразлично относиться к нашей огромной стране. Россия – это наша Родина. А Родина – это то, без чего невозможно жить.

Она – одна. Об этом у В.И.Никонова есть стихотворение.

Ученик читает стихотворение:

Берегите Россию,
Ведь у нас нет другой.
Каждый день берегите
Мир, отчизну, покой.

Небо, солнце и землю
Хлеб и соль на столе.
Стариков берегите
В подзабытом селе.

(“Берегите Россию”)

- С каким призывом обращается автор к своему читателю?(И снова встречается излюбленный прием В.И.Никонова - лексический повтор, при помощи которого он пытается “донести” до нас мысль, что мы должны любить, ценить и уважать накопленное и сохраненное предыдущими поколениями и быть благодарными им за этот запас “живительной влаги”.)

- Какую проблему затрагивает автор?(Проблему исчезновения деревень. Сегодня это очень актуальная проблема. Молодежь покидает родительский кров. В маленьких селах остаются только старики, для которых покинуть отчий край сродни смерти. Но постепенно деревня вымирает. Автор осознает это и тревожится не только за судьбу “подзабытого” села, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных традиций, памяти.)

- Какую лексику использует поэт в стихотворении?(Поэт выражает свои мысли поразительно простыми, ясными, четкими общеупотребительными словами. Каждое из них занимает точно, будто специально, подобранное место. Из-за этого стихотворение приобретает какую-то необъяснимую легкость. Четверостишия наполнены удивительной любовью к Родине.)

Слово учителя: Любовь к родине сливается у В.И.Никонова с любовью к родной природе. В его пейзажной лирике есть изумительные по красоте строки, в которых выразились самые искренние чувства.

Ученица читает стихотворение:

Лето. Жарко… Небо зноем дышит,
А вокруг – такая синева.
И с утра концерты пташек слышим.
Зеленеет спелая трава.

Жемчугами на траве искрится
Ранним утром свежая роса.
Скоро-скоро вновь засеребрится
Острым жалом в мураве коса.

О чудесном отдыхе мечтая,
Выйдем в поле, спустимся к реке,
Где трава высокая, густая
На своем лопочет языке.

За деревней у лесной опушки,
На корявом липовом суку
Вновь кукует хитрая кукушка
Звонко, часто, радостно: “Ку-ку”.

Лето! Лето! Золотое лето!
Будто бы жар-птица пролетит.
И поет, наверное, об этом
Соловей. И реченька журчит.

(“Лето”)

Задание: Попробуйте изобразить на рисунках, что вы испытали при чтении стихотворения.

После выполнения задания слушаем детей. По мере необходимости могут быть заданы следующие вопросы:

- Каково общее настроение стихотворения? (Радость, бодрость.)

- На основании чего вы сделали вывод, что стихотворение проникнуто хорошим, радостным настроением? (Отмечаются синтаксические особенности: наличие односоставных предложений, восклицательных предложений. Обращается внимание на изобразительно-выразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры. Определяется размер стихотворения.)

- Какие образы, слова, строчки вам особенно понравились, запомнились?

- Что мы можем сказать о лирическом герое этого стихотворения? (Лирический герой этого стихотворения – человек, испытывающий наслаждение, легкость от общения с родной природой. Это человек внимательный. Он способен заметить бесконечно маленькую округлую каплю хрустальной влаги, услышать, как дышит трава. Это человек добрый, так как только добрый человек может заметить такую красоту.))

Слово учителя: Наш район многонациональный. Русские, мордва, чуваши, татары живут мирно и дружно на протяжении долгого времени. Это не могло не отразиться в творчестве местного поэта. О себе он пишет:

Да, я чуваш, пропитан духом русским.
Быть может, Русью пахнет от меня.
Откроюсь вам: “Стихи пишу по-русски,
И край Самарский – родина моя”.

Вся необъятная любовь к родной земле выразилась в стихотворении:

Ученица читает стихотворение: 

Да, я чуваш, своих чту древних предков.
Они здесь жили сотни лет подряд.
Любили жизнь, детей рожали крепких:
Маленьких, красивых чувашлят.

Я – их потомок, в двадцать первом веке
Живу сейчас на клявлинской земле.
Ее поля, леса, озера, реки
Всем дарят радость: мне, ему, тебе.

Русские, татары и чуваши,
Мордва живут здесь дружною семьей.
И с каждым днем становится все краше
Мой край любимый, с детства мне родной.

- О чем это стихотворение? ( О любви к родной земле)

- Чему учит нас это стихотворение? (Все мы жители одной планеты, и наша цель - помогать друг другу, быть ближе, быть рядом. Поэт призывает к единению с людьми, с природой, призывает хранить традиции своих предков. Если мы будем следовать этому призыву, то никакое зло не сможет нам навредить.)

Работа с репродукциями картин В.И.Никонова.

( на доске появляются репродукции картин В.И.Никонова:

“Девушка-чувашка в национальной одежде”,

“Девушка-татарка у родника”,

Русская девушка в сарафане”,

“Надежда Кадышева, девушка-мордовка из с. Ст.Маклауш Клявлинского района. Заслуженная артистка”.)

- Как изобразил автор девушек разных национальностей? (Художник вложил все свое мастерство, чтобы показать внешнюю красоту и внутренний мир девушек разных национальностей)

Обсуждение по вопросам толерантности:

- Как вы относитесь к беженцам?

- Применимы ли понятия “свой”, “чужой” к людям, живущим в одном обществе?

Много стихотворений написал Владимир Ильич о Великой Отечественнной войне

Ученица читает стихотворение: «Память в сердце жива»

Какова главная мысль этого стихотворения? (Живущие должны помнить о подвиге отцов,отдавших жизнь за наше  счастливое настоящее)

Слово учителя: Жизнь В.И.Никонова была непростой, полной поисков и неустанного труда. В стихотворении “Мост объездной” он пишет:

…Трудно жить…Чудо-мост, объясни: почему?

Да избрал ли я в жизни путь верный?

Ответ находим в строках стихотворения местного поэта, краеведа, директора клявлинской типографии А.И.Куликова:

- Верной дорогой идешь, Владимир Ильич!
Прошел ты разные дороги,
Крутой подъем и объездной пологий,
Хлебнув при этом трудностей немало,
Но жизнь, однако ж, тебя не сломала.

А.И.Куликов.

Справиться со всеми тяготами В.И.Никонову помогла любовь к родным истокам, впитанная с молоком матери. С детских лет мама внушала ему и другие нравственные ценности, которые на протяжении всей жизни он ставит во главу угла: 

Ученик читает стихотворение:

“Чтобы жить, а не существовать,
В этот мир явился ты однажды, -
Мне сказала в детстве моя мать, -
Помни, сын, об этом. Это важно.

Жизнь дается нам лишь только раз
И не два, не три, - как мы хотели б.
Каждый день живи и каждый час.
Чтобы годы зря не пролетели”

(“Чтобы жить”)

Ученица читает стихотворение:

“Надо в жизни во что-то нам верить,
На кого-то надеяться, ждать…
Как свою, боль чужую измерить”, -
Говорила порой наша мать. –

Что земляне грешны, то не новость,
Всех пороков людских и не счесть.
Никогда не теряй, сын мой, совесть,
С юных лет береги свою честь”.

(“Наказ матери сыну”)

- О каких нравственных ценностях идет речь в стихотворениях? (Чувство сострадания, совестливость, честность.)

- Ребята, как вы понимаете фразу “жить, а не существовать”? (Ответы будут самые неожиданные, но задача учителя обратить внимание на такие аспекты: “человек должен жить не только для себя, но и для других”, “каждый человек выбирает нравственные приоритеты и следует им всю жизнь”, “прожив жизнь, человек не должен исчезнуть бесследно, не оказав нравственного влияния на потомков”.)

Обращение к эпиграфу:

- Русский православный философ Ильин писал:

(На экране крупным планом – эпиграф.) Учитель зачитывает его.

- Как вы считаете, в каком возрасте нужно “сеять добро”? (Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена всхожими или же сорняки зла погубили их.)

На экране появляется надпись:

Учись доброму, так худое на ум не пойдет 

Слово учителя: В стихотворении В.И.Никонова “Оставляю след” есть такие строчки:

В этом мире я, словно прохожий,
На земле оставляю свой след.
И про них кто-то скажет: “Похоже,
Их оставил наш местный поэт”.

- Какой след в ваших душах оставил сегодняшний урок?(Учащиеся говорят, что стихотворения В.И.Никонова хотя и не совсем совершенны, но в силу своей актуальности обладают особым, почти магическим воздействием на читателя. Они вызывают слезы сопереживания чужим страданиям и чувство радости от соприкосновения с удивительным миром родной природы В.И.Никонов не то чтобы учит нас любить родную землю, Россию, а просто нежно и трепетно любит ее сам, и нам невозможно не почувствовать в себе эту любовь. В духовном мире поэта главенствуют нравственные ценности: добро, сострадание, честность любовь к своей земле, своему народу.)

- Ребята, чтобы обладать такими качествами, нужно творить добро всюду, где побываешь. И тогда твое добро прорастет добром другого человека.

Звучит негромкая музыка. Размышляем над этим наставлением, вникаем в смысл каждого слова… Растем духовно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не хлебом единым"

Беседы с подростками...

Не хлебом единым жив человек

Материал предназначен для лектория для родителей учащихся 5 классов.  В нём говорится о том, что  только материального благополучия недостаточно для счастья. Нужна и духовная пища....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"

Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"способствует систематизации и закреплению знаний по истории родного села с помощью музейного материала....

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Ни хлебом единым жив человек...

Вечер авторской песни при свечах для старшеклассников...