Классный час"Правила и приемы, помогающие успешному общению со старшеклассниками"
классный час (10 класс) на тему

Целью данного собрания является помощь родителям в общении с детьми старшего возраста. В предварительной подготовке к собранию проводится анкетирование учащихся. Например, "Чему ты научился(-лась) у мамы и папы?" Показать на родительском собрании, что здоровая семья та, где присутствуют взаимопонимание, доверие, где люди слушают и слышат друг друга. В ходе родительского собрания ,которое проводится с детьми, разыгрываются ситуации, проводится экспресс-опрос, игры и конкурсы. Даются советы родителям по воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 10 классе СОШ№4 им.А.С.Пушкина, ст. Каневской, Краснодарского края, учитель  Сундеева Наталия Валентиновна

«ПРАВИЛА  И  ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ  УСПЕШНОМУ  ОБЩЕНИЮ  СО  СТАРШЕКЛАССНИКАМИ.»

ЦЕЛЬ: оказать помощь родителям в общении с детьми старшего возраста.

ЗАДАЧИ:  побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, их потребностях, заботах, научить правилам и приемам, облегчающим общение.

(поделить на группы)

Предварительная подготовка к собранию.

Анкетирование учащихся.

  1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?.
  2.  Чувствовал(ла) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?
  3. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
  4. Хотел(ла) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
  5. Кто дома для тебя является авторитетом?
  6. Ты уверен, что тебя родители всегда понимают?
  7. Что бы ты изменил в своей семье, если тебе дать волю?
  8. Чему ты научился(лась) у мамы и папы?
  9.  Кем хотели в детстве быть папа, мама (по профессии)?
  10.  Что бы ты попросил у золотой рыбки?

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

        В старших классах большая часть ребят ощущают потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают.

        Из анкеты из  25    человек – потребность в общении у …чел.

        Основной смысл доверительного общения – получение нужной информации. Найти понимание, сочувствие, помощь, в том, что их волнует.

        Старшеклассники, как и другие, дети любят своих родителей, любых.

        На вопрос из анкеты: Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители? Положительный ответ дали    ….          человек, нет ….    человек.

        Согласитесь, что если дети не считают возможным быть откровенными с родителями, виноваты больше старшие.

        Вот и хочется назвать наше собрание встречей в клубе «Здоровая семья»(не в плане физического здоровья)

        Прошу принимать активное участие, и самые активные будут награждены.

Назовите те качества, которые присущи здоровой семье.

Что главное во всякой семье? Конечно, любовь и взаимопонимание.

И наверное, родители приходят домой с работы вместо слов «добрый вечер, как я рада тебя видеть» , говорили «Опять посуду не вымыл!» Не отсюда ли начинаются конфликты?

        Сейчас вы увидите приблизительный сюжет.

АВТОР:

За горами, за лесами, за широкими морями

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына.

Старший был почти мужчина!

Был подростком средний брат,

Младший был акселерат.

(выходят братья)

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь сказать не грех,

Не труднее чем у всех.

В долгом времени аль вскоре.

Приключилося им горе.

Вдруг старик наш заспешил-

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали отродяся не видали.

Коль совру, то я – не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший - бицепсы качает,

Средний - ночи коротает,

Оседлав мотоциклет.

Младший с самых малых лет

Грудь цепями обмотал

И давно уж затевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви-метал среди ночи

Как то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок

Вдруг отец:

ОТЕЦ: Постой дружок!

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири –

Нету ходу по квартире

Прекрати свои занятья

На тебя же смотрят братья.

АВТОР:

И пока отец в сенях

Перед старшим распинался

Средний к двери пробирался

Да на грех в потьмах запнулся:

Бах с крыльца – и растянулся.

И отец ему тогда:

ОТЕЦ:

«Стой, Гаврила, подь сюда!

Кой же черт мне угодил

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебя ж в 15 лет

Уж живого места нет!

Ну-ка, шлем клади на полку,

А не то намылю холку!»

АВТОР:

Рокер голову повесил,

В это время бодр и весел,

Весь в заклепках и цепях

Младший сын возник в дверях…

ОТЕЦ:

Что я вижу, свет – Ванюша!

Измотал ты мою душу.

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

АВТОР:

А они лишь отвечали:

ДАНИЛО: Мы один совет слышали

Перестать да прекратить.

ГАВРИЛО: Что ты можешь предложить?

ИВАН: Чем бы нам другим заняться,

Чтоб с тобою не ругаться?

АВТОР:

Тут старик наморщил лоб,

Долго он в затылке скреб.

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ.

Что делать деду?

        Боюсь, что вмешательство родителей в увлечение детей в таком возрасте не даст проку. А вот в нашей здоровой семье, наверное, не все потеряно.

        Мы уже говорили, что здоровая семья это та, где присутствует взаимопонимание, доверие, где люди слушают друг друга, не переходят на крик, умеют общаться.

        Как сделать, чтобы ребенок лучше понимал ваши требования и выполнял их.

Есть 4 правила:

  1. Требование к ребенку должно быть доведено до логического конца.
  2. Оно должно содержать инструкцию к действию.
  3. Давать положительную программу действий
  4. Задание должно быть выполнимым.

У каждой группы  лежит письменный сюжет. Каждая из предложенных вам ситуаций подходит под одно из правил.

Ваша задача разыграть ситуацию в лицах и подумать над тем, под какое правило оно подходит.

Ситуация (1)

Мама просит сына вынеси мусор, сын смотрит телевизор. Он не реагирует. Мама 3-й раз «сына просит, ты отвечает: «сейчас досмотрю» но вдруг в дверь появляется папа. Ведро сразу становиться пустым.

Почему так получилось?

Ситуация (2)

Дочь звонит на работу маме, спрашивает что ей съесть на обед. Мама занята отчетом в это время отвечает «найди что-нибудь в холодильнике». И, придя домой после работы, обнаруживает, что нет банки икры (шпрот) приготовленных к празднику.

Виноват ли ребенок?

Ситуация (3)

 Вечером родители пришли с работы. Они устали, а сын включил громко телевизор. И сразу послышалось: «не мешай! Эгоист! Думаешь только о себе»

Как поступили бы вы? Как поступить?

Ситуация (4)

Утром мама говорит сыну: придешь из школы, сходишь за хлебом, выгуляй щенка, вынеси ведро с мусором, покорми хозяйство, помой посуду, сделай уроки. Возвратившись, домой, обнаруживает, сделано все, кроме уроков, а сын спит, его начинают ругать.

В чем ошибка?

Умение общаться -  одна из главных особенностей культурного человека. Но почему-то в этом деле не всегда все идет гладко.

Значит, мы должны учиться понимать друг друга, набравшись терпения. Многое зависит от нас.

Проведем игру «хорошо ли мы знаем друг друга»

Участвуют семейные пары (мама-дочь папа-сын)

Когда задается вопрос ребенку о родителе, пишет ответ на доске. (он не видит написанное, стоит спиной) И, наоборот, когда задают вопрос родителю. Выигрывает та пара, где больше совпадений.

Вопросы:

  1. Любимое блюдо родителя. (ребенка)?
  2. любимое занятие родителя. (ребенка)?
  3. название любимого праздника родителя. (ребенка)?
  4. как родитель любит, чтоб его называли (ребенок)?
  5. какой предмет в школе любимый был у родителя ( у ребенка сейчас)?
  6. любимое время года родителя. (ребенка)?
  7. что может обрадовать родителя. (ребенка)?
  8. желание родителя. (ребенка)?

Почему возникают проблемы в общении даже у любящих людей? Потому, что общению тоже надо учиться.

У МЕНЯ ЕСТЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Экспресс – опрос (анонимный) на листах разного цвета.

Родители – белого

дети – голубого.

Закончить предложение.

1 .Я бы очень хотела, чтоб мой ребенок(родитель)

2. Я боюсь, что мои родители … (мой ребенок)

3. Я хочу видеть своих родителей … (детей) какими?

4. Я благодарю моих родителей … (ребенка)

5. мне приятно, когда родитель… ребенок…

По окончанию

(Зачитать, не называя имен, ответы родителей и детей)

было ли что-то новое для вас.

И чтоб понять прошу попробовать ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

а) родители

важен ли режим дня для

школьника, для  взрослого

б)ваш сын (дочь) получили

оценку «2» ваши действо?

а) детьми

б) вы не хотите учиться, но

Почему люди не понимают друг друга? Что нужно сделать, чтобы вас поняли?

При каком условии вы отпустите ребенка на дискотеку?

Что нужно учитывать при выборе профессии?

Мама не хочет отпускать на дискотеку как можно изменить ситуацию?

Вопросы родителям (чем увлекались в школе?

Какие учителя запомнились, почему?

Составить слова (табл.)

Изменились ли со временем?

Как к дружбе относились родители

        ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Основой моей семьи являются праздники на них поются песни, проводятся игры, конкурсы

Вот и мы сейчас поиграем

Победителей ждут призы

Все мы хотим видеть детей добрыми, ласковыми отзывчивыми, но иногда получается не так как хотелось бы

Давайте пополним пробелы в воспитании, общении

Я знаю, что родители укоряют детей в неблагодарности: «Мы вас кормим, одеваем» А это вызывает лишь чувство агрессии

 А кто же кормить одевать? Если не мы родители

Чтобы вырастить ребенка приходиться сем-то жертвовать. Другое дело есть жертвы, которые не обязательны, а даже вредна.

Лакомство, купленное не всем, а только ребенку, дорогая игрушка ( сот. Тел.), без которых ребенок может обойтись.

Какие же жертвы необходимы?

Обратите внимание прежде всего на себя. Измените себя к лучшему. Или у вас нет дурных привычек? (Измените их – ибо это пример дурной детям)

Пожертвуйте временем, которое вы впустую тратили (играя в карты) возле телевизора, телефонных разговорах, чтением газет.

Вместо этого – сходите в кино, на рыбалку, на прогулку.

Если есть младшие дети в семье. Здесь есть шанс у старших воспитать доброту и заботу но и есть опасности их учитывать

Доброта воспитывается благодаря участию о заботах стариков, престарелых, родителей

Не секрет, что наши дети будут относиться как к нам так, как мы к своим родителям

Подавайте добрый пример
сходите вместе к бабушке

Нельзя воспитывать пренебрежение к окружающим. Надо внушать ребенку разумную веру в себя.

Наверное, вы, придя домой усталыми, даете выход накопившемуся раздражению? Это не очень хорошо: так зарождается буря.

Как же быть порой 5 минут могут сотворить чудо.

Сядьте в кресло, расслабьтесь, ребенка попросите потерпеть несколько минут, закройте глаза.

Ребенок согласиться на такую уступку, он знает, пройдут эти минуты и родитель станет спокойнее, терпеливее, добрее.

-8-

1. какая из нот не нуждается в воде ………………(соль)

2. спрятанные сокровища ( клад )

3.волшебные слова в сказке « Али – Баба и 40 разбойников» (сим-сим)

4. птичка, которая спасла Дюймовочку (ласточка)

5. автор стихотворения «Дядя Степа» (Михалков)

6. игральный дом ( казино)

7. кто говорит на всех языках ( эхо)

8. торжественная песня ( гимн )

9. сушеный виноград (изюм)

10. прибор для измерения азимута ( компас )

11. зимняя детская повозка ( сани )

12. Самый большой океан ( Тихий)

13. дерево, из которого делают спички ( осина )

14 из чего получают манную кашу (пшено )

15. самый большой остров ( Гренландия)

        игра в игре.

Я наз. окончание стих. Строк, выше задача прочитать стих автор произв.едения

Буря мглою небо …                                                           кроет.

Вихри снежные …                                                            кружа  

То, как - зверь, она …                                                      завоет

То заплачет, как …                                                           дитя

                                                                                  А. Пушкин зимн. Вечер

 Белеет парус                                                                  одинокий

В тумане моря                                                                голубом

Что ищет он в стране                                                       далекой

Что кинул он в краю                                                        родном?

                                                                 Лермонтов. Парус

У меня растут                                                                  года

Будет мне                                                                        17

Где работать мне                                                             тогда

Чем                                                                                     заниматься

                                                           Маяковский. Кем быть

Конкурс

«наука не обижать людей»

за 1 мин команды должны назвать 4 -5 способов обрадовать своих родителей (детей) 1 бал за каждый способ

конкурс комплиментов – (лестное замечание в чей – то адрес)

подумайте может найдете повод похвалить кого-то, найти добрые слова. Кто больше дети или родители

анализ

чувствовали себя:

а) хорошо

б) отвлекались от проблем

в) заинтересованно

г) напряженно спокойно устало как всегда др.

мне понравилось

  1. активность
  2. откровенность
  3. свободная атмосфера
  4. чувствовали на равных с родителями
  5. общение
  6. увидела, что дети взрослые
  7. что было интересного
  8. др.

не понравилось:

  1. некоторые ответы родителей
  2. некоторые ответы детей
  3. атмосфера
  4. др.

прошла ли встреча с пользой?

Что не понравилось?

Благодарю всех за участие, откровенность и хочу спросить:

Анкета для родителей

  1. как вы считаете, вы – счастливая семья? ( если нет, то что мешает вашему счастью?)
  2. кто из взрослых является авторитетом для ваших детей? (папа, мама бабушка, учитель, друг другое)
  3. могли бы вы чем-то помочь друзьям своих детей. (советом, примером, деньгами др.)
  4. доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (да, нет, иногда, очень редко)
  5. стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (да, нет, не всегда)
  6. достаточно ли хорошо, по-вашему мнению вы знаете ребенко? (нет-4 да-7 не совсем -8
  7. какие качества своего ребенка вы считаете положительными, какие отрицательными?
  8. какие методы воспитания, на ваш взгляд более эффективны? (на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)?
  9. как и с кем он проводит свое время?
  10. где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в кинотеатре, на природе, в гостях, некуда не ходите и др. сколько с ним проводите времени.
  11. кто в семье занимается  непосредственно воспитанием ребенка (мама, отец, бабушка, дядя, сестра, др.)
  12. что мешает вам заниматься воспитанием ребенка (нет времени, не хватает образования, считаете что это должна делать школа)?
  13. какую профессию вы рекомендуете выбрать ребенку?

Полезные советы родителям.

  1. к сведению:

если ребенка постоянно критиковать он учиться ненавидеть

если ребенка высмеивать, он становиться замкнутым

если ребенка часто упрекать, он живет с чувством вины

если ребенка подбадривать, он научиться верить в себя

если ребенка хвалить за его успехи – он научиться благодарности

добрые советы:

  1. несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке
  2. не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем
  3. не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками
  4. чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас
  5. помните, что ребенок когда-нибудь повзрослеет, готовьте его к будущей жизни
  6. следите за своим внешним видом, поведением. Ребенок должен гордиться вами
  7. не бойтесь отказать ребенку в чем-либо
  8. общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой

дети советуют родителям

  1. не балуйте меня, вы этим меня портите. Не обязательно удовлетворять все мои запросы
  2. если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас
  3. относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам
  4. не подвергайте часто испытаниям мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на лож
  5. не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю вопросы (может глупые), старайтесь давать на них правильные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Правила поведения при общении с незнакомыми людьми

Цели: обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....

10 правил и приемов для успешного овладения иностранным языком

10 правил и приемов для успешного овладения иностранным языком...

Консультация для родителей: " Игры на развитие памяти. Приемы, помогающие запоминанию".

В консультации представлены игры на развитие памяти детей дошкольного возраста, которые можно использовать в домашних условиях....

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения  с  детьми и их родителями

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения  с  детьми и их родителями...

Презентация "Виды и функции общения" для старшеклассников

Презентация "Виды и функции общения" для старшеклассников...

Классный час "Правила общения" 5 класс

Тип занятия: проблемно-ценностное общение.Цель: создание условий для формирования навыков ведения беседы.Задачи: формирование способности обучающихся к новому способу действия;выявление поня...