Правила дорожного движения на уроках математики
методическая разработка (6 класс) по теме

Правила дорожного движения на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka.docx148.43 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок по материалу 6 класса

Тема: Математика и безопасность дорожного движения.

Цели:

  1. Повторить действия с обыкновенными, десятичными, периодическими дробями, рациональными числами, задачи на проценты, отношения и пропорции, скорость, время, расстояние.
  2. Напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения на дорогах, воспитывать аккуратность.
  3.  Развивать познавательную активность, мышление, внимание, память, расширять кругозор.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку, фонограммы со звуками машины, фрагментами песни «Светофор», карта с задачами, буквы для расшифровки слов, плакаты к задачам и записи на доске, творческие работы учащихся по указанной теме.

Ход урока:

Фон: фонограмма звука трогающегося с места автомобиля.

Учитель:  Сегодняшний урок посвящен взаимосвязи математики и безопасности дорожного движения. Проблема безопасности сложна и многогранна… С каждым годом увеличивается количество транспорта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности. Сегодня на уроке нам с вами предстоит рассмотреть эту проблему, сделать некоторые расчеты, применив  изученный материал  по математике, вспомним некоторые правила дорожного движения и  конечно же сделать выводы. Итак, начнем с короткой информации. Будьте внимательными!

Фронтальная работа

Запись на доске:

  1. 17 августа 1896 г.
  2. 35000 чел.              1/20 часть
  3.                       1/10
  4. 1961 г.

Вопросы :

  1. Первое официально зарегистрированное дорожно-транспортное происшествие произошло в Великобритании 17 августа 1896 г. Автомобиль, который двигался со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода. Сколько времени прошло с тех пор? (111 лет)
  2. Ежегодно в России от дорожно-транспортных происшествий гибнет 35000 чел., 1/20 часть составляют дети. Сколько детей ежегодно гибнет по причине ДТП? (1750 чел.)
  3. Округлите это число до тысяч. Вы получите 1/10 того количества детей, которые ежегодно получают травмы в ДТП. Чему равно это количество? (20000 чел.)
  4. Единые для всей страны Правила дорожного движения в СССР были введены в 1961 г. Сколько лет существуют эти правила? (46 лет)

Учитель: правила существуют давно, но несчастные случаи на дорогах все же происходят. Давайте проанализируем причины некоторых из них, совершив экскурсию по улицам города.

( Далее работа идет по схеме, задачи прикреплены к ней. Учащиеся по мере продвижения читают условия и решают задачи.)

Мы находимся в пункте А и нам необходимо пересечь дорогу.

Задача № 1

Ширина дороги 6 м. скорость пешехода 5,5 км/ч. На каком расстоянии от пешехода должна находиться машина, движущаяся со скоростью 72 км/ч, чтобы пешеход успел спокойно пересечь дорогу? ( При необходимости результаты округлите до десятых.)

Решение:

  1. 5,5 км/ч = ==1,52(7)м/с – скорость пешехода, примерно 1,5 м/с.
  2. 72 км/ч = =  =20 м/с – скорость автомобиля
  3. 6 м : 1,5 м/с = 60:15 = 4 (сек) – время перехода дороги
  4. 20 м/с х 4 с = 80 (м) – расстояние, пройденное автомобилем за 4 секунды

Ответ: расстояние должно быть более 80 м.

Учитель: Предположим, что мы оценили расстояние и начали переходить дорогу. Защищены ли мы от беды? Какая еще опасность нас может подстерегать?

Ученик: Никогда нельзя забывать, что за одной машиной может быть скрыта другая, двигающаяся в том же направлении. При этом вторая машина, которая нам не видна, едет еще быстрее и обгоняет первую. Невнимательный пешеход может попасть под ее колеса. Особенно опасен крупногабаритный транспорт, даже если он стоит. Ведь из-за него не видно легковую машину.

Учитель: Двигаемся дальше. Железная дорога. Переезд. Здесь тоже может таиться опасность.

Учитель : Кроме железной дороги на нашем пути еще два опасных перекрестка. Многие водители понимают это и часто на этих перекрестках уступают дорогу зазевавшемся пешеходам. Но нельзя забывать, что машина может оказаться неуправляемой: откажет руль, тормоза и т.п., да и сами водители не всегда бывают дисциплинированными.

Сводка ГИББД по Георгиевскому району

Период

Кол-во протоколов по нарушениям ПДД

Кол-во водителей в нетрезвом состоянии

С 12 по 18 января

С 9 по 15 февраля

С 15 по 20 марта

350

230

140

13

5

7

(Задачи № 2 и 3 решаются одновременно у доски двумя учащимися)

Задача №2

Найти отношение количества правонарушений за одну неделю марта к количеству правонарушений за одну неделю января. Выразить в процентах. Что оно показывает?

Решение:

  1.  =  = 0,4               2. 0,4 х 100% = 40%

Ответ: 40%

Задача №3

На сколько процентов уменьшилось количество правонарушений за 1 неделю февраля по сравнению с январем?

Решение:

  1. 350 – 230 = 120 . на 120 нарушений в феврале меньше, чем в январе.
  2. 350 протоколов  -  100%        =         Х=34,3%

120 протоколов  - Х %

Ответ: на 34,3% уменьшилось в феврале.

Учитель: Радует то, что по сводкам количество правонарушений снижается, но лихачей еще много! Внимание! Главная дорога.

МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ

А сейчас мы с вами дети

Едим на велосипеде.

На носочки поднимись,
На сиденье опустись.

Ноги ставим на педали,

Плечи дружно расправляем,

На педали нажимаем,

Правила мы соблюдаем!

Крутим правою ногой,

Крутим левою ногой.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы приехали – слезать!

Задача №4

Допустимая скорость движения машины в городе 60 км/ч. При такой скорости тормозной путь машины равен 50 м. представьте себе, что на дороге лихач и скорость его машины 100 км/ч. Каков тормозной путь этого автомобиля?

Решение:

60 км/ч  - 50 м          прямая пропорциональность

100 км/ч  - Х м

 =      х = =83  (м)

Ответ: 83  (м)  - тормозной путь при скорости 100 км/ч.

Учитель: превышение скорости – наиболее распространенное

Правонарушение со стороны водителей. За это правонарушение водители почти во всем мире платят штраф.

Страна

Штраф за превышение скорости на 10 км/ч

Заработная плата

(средняя)

Россия

Германия

500

1400

18000 руб.

63000 руб.

 

Задача №5

В какой стране строже наказание за этот вид нарушения?

Решение:

 =                            =

Ответ: в России строже.

Учитель: В России наказание строже, однако в Германии участники движения и пешеходы, и водители – воспитаннее, чем у нас. А значит, пришло время сделать серьезный вывод. Сейчас мы его с вами расшифруем, решив следующие примеры.

( Ответы примеров записаны на карточках. На обратной стороне карточки – буква.)

-3х8=-24 (О)      7,2:(-4)=-1,8 (Ж)          -0,7+3,4=2,7 (Р)

-11+8=-3 (С)      -2,5+3,7=1,2 (Н)            1,2х(-4)=-4,8 (О)

-4-12=-16 (Т)     2,8:4=0,7      (О)            -7,3-1,4=-8,7   (Г)

0,2х(-3)=-0,6 (О) 0,8х(-7)=-5,6(!)           -4,2:6=-0,7      (А)

-3,6:(-0.9)=4 (Р)  -12-3,5=-15,5(Д)         -3,2+2,1=-1,1 (!)

1,4-2,3=-0,9 (О)  -3,9:(-1,3)=3 (О)

Читают : Осторожно! Дорога!

Итог урока:

  1. Выставление оценок за урок опираясь на итоги самостоятельной работы.

  1. Чему сегодня научились на уроке?

1 ученик: Идея урока

2 ученик: А может, не урока,

3 ученик: А может, не идея,

4 ученик: Но каждому ясна:

1 ученик: Не бегайте, не прыгайте

                   И даже не играйте

                   Там, где машины мчатся,

                   Где ходят поезда.

2 ученик: Не торопись! Постой!

                   Секрет совсем простой:

                   Надежны, как таблица умножения,

                   Правила дорожного движения.

3 ученик: Самый малый знак дорожный  -

                   Он стоит не просто так,

                   Будьте, будьте осторожны!

                   Уважайте каждый знак!

4 ученик: Девчонки и мальчишки!

                   Вы изучайте книжки

                   О правилах движения.

                    И помните всегда!

Учитель: Выводы мы сделали и постараемся надолго запомнить, ну а к следующему уроку ваша задача – составить свою задачу по Правилам дорожного движения.

Проверь себя

-24

-3

-16

-24

2,7

-24

-1,8

1,2

-24

0,7

-24

2,7

-24

-8,7

-4,8

5,6

Проверь себя

-24

-3

-16

-24

2,7

-24

-1,8

1,2

-24

0,7

-24

2,7

-24

-8,7

-4,8

5,6

Проверь себя

-24

-3

-16

-24

2,7

-24

-1,8

1,2

-24

0,7

-24

2,7

-24

-8,7

-4,8

5,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожного движения на уроках ОБЖ

Тестовые задания по ПДД могут быть использованы при проведении проверочных работ в 7-х классах...

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

урок математики в 5 классе "Математика и правила дорожного движения"

нестандартный урок математики с использованием здоровье сберегающих технологий.На уроке помимо математических знаний повторяются правила дорожного движения. Одной из составляющих здорового образа жизн...

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...