"Образ человека – ориентир воспитания"
статья на тему

Полосинов Виталий Иванович
Образ человека – ориентир воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_cheloveka_-_orientir_vospitaniya.docx32.05 КБ
Office presentation icon obraz.ppt228 КБ

Предварительный просмотр:

Образ человека – ориентир воспитания.

Под образованием, как правило, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание.

Понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями  целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова, как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/3190/c2ba13ff09.jpg

Я сторонник  гуманной педагогики, я ищу ответы на многие вопросы и пытаюсь определить основные понятия, которыми мы так широко пользуемся. До сих пор я не встречал книг, где бы точно и по существу были даны определения того, что такое школа, что такое учитель. 

Если эти понятия прочитывать обыденно и поверхностно, что делалось в течение многих десятилетий, то все обернется той же самой скудной практикой, которую выдают за Ученичество и Учительство.

То, что творится в школах (авторитаризм, силовой подход к детям) — горе наше, и от этого очень трудно отойти, если не задуматься, как же дальше строить педагогическое сознание, образ педагогического мышления. Изменение мышления должно вызвать изменения в практике

Я пытался найти суть понятия ШКОЛА и пришел к определенным выводам. С ними, разумеется, можно спорить, но, на мой взгляд, на этих выводах может выстраиваться более интересная, более оптимистическая, педагогика, нежели традиционная.

Школа может быть понята как лестница (скале — лестница). Лестница нужна для восхождения души, духовности человека. Эта лестница находится в учителе, и только. Она не выстроится вовне. У нас это слово закрепилось как название здания, где собираются дети, учителя и происходит то, что мы называем обучением и воспитанием. Но лестница  находится в учителе, учитель и есть школа. Где он — там и школа.

Отсюда следует, что главная проблема реформы школы в настоящее время заключается не только и не столько в разработке различных образовательных и воспитательных  технологий, сколько в самом учителе: реформирует школу только учитель, он же ее и деформирует. Только от него зависит, какую лестницу он вынашивает внутри самого себя, видит ли внутри себя это лестницу.

Только так подходя к этому  понятию, мы поймем, с чем имеем дело в образовании, в воспитании, в школе. Такой подход требует внесения четвертого, духовного измерения в педагогическое мышление. Сейчас оно двухмерно. В нем все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо — поощряем, плохо — наказываем. Учится — отлично, не учится — плохо и т. п. В лучшем случае возникает третье измерение — в виде учета наследственности или роли воспитания.

Но в целом авторитарная, грубо материалистическая педагогика остается безнадежно двумерной, в то время как сформировалась настоятельная потребность в осмыслении и признании четвертого измерения педагогического процесса — духовной устремленности.

Со временем из великолепных и значительнейших понятий «учитель», «школа», «воспитание» , «обучение» мы сами  выхолостили суть, забыв о том, что «вначале было Слово», мы забыли о том о том, что слова эти изначально родились для того, чтобы нести внутри себя самые высочайшие ценности.

 Мы просто все эти ценности выплеснули и заполнили сосуды содержанием из своих скудных представлений, основанных на столь же скудном опыте. Вот и получилось то, что получилось. Без изменения мышления школа не изменится.

Теперь о понятиях «образ» и «образование»

Как говорит В. А. Сухомлинский, «ты человеком родился, но Человеком еще и должен стать».

Но то, что образ человека во мне уже заложен, — не поддается сомнению. Возьмите семя любого растения. Мы знаем, что именно там заключен образ этого растения, его судьба заключена там. Проявится ли этот образ, состоится ли его судьба — зависит от того, как будет посажено зернышко, как будут его поливать. Будет ли оно посажено своевременно, своевременно ли будет организован за ним уход и обеспечит ли такой уход полное раскрытие заложенного образа? Если нужные условия соблюдены не будут, то и полное раскрытие образа не состоится. То же касается и человека.

Образ человека  для меня — это сущность, которую рационально нельзя объяснить. Это вроде непроявленной фотопленки - негатива. Ее можно хранить долго-долго, и образ будет на ней храниться. Но если потом все же проявить эту пленку, то можно получить то, что было на ней запечатлено.  Но сначала эти образы нужно ребенку дать через систему воспитательных мероприятий.

В современной педагогике, которую я называю авторитарной, а многие называют традиционной, такие понятия, как «образ» и «образование», практически не имеют никакого смысла. Он  потерян.

Что такое образование в концепции авторитарной педагогики? Что такое образованность? Это насыщение человека определенным количеством информации. В логике авторитарной педагогики образованным считается человек, имеющий диплом, между тем это свидетельствует лишь о том, что он обладает некой суммой знаний по определенной специальности, и вовсе не свидетельствует о том, что заложенный в нем образ проявлен — то есть что человек состоялся.

Мы говорим «диплом об образовании», хотя должны говорить «диплом об овладении суммой знаний». Мы пользуемся понятием, которое вовсе не приспособлено для обозначения именуемых им явлений. Это приводит к тому, что такие понятия, как «образ», «образование», «свет» и «просвещение», оказываются отброшенными так далеко от сути того, чем должен заниматься педагогический мир, что даже страшно и неприятно соприкасаться с ними.

Основа слова ОБРАЗОВАНИЕ – глубокое слово ОБРАЗ и мы можем назвать много слов с этой основой. Какие же образы мы даем детям со своим ОБРАЗОВАНИЕМ?

Складывается ИНОГДА ощущение, что школа работает ради отчета, документа, цифр, рейтингов, баллов, процентов, совещаний и вообще вещей не связанных с понятием образование. И все это вместо того чтобы заниматься обучением и воспитанием. Поэтому дети и не любят школу, и после звонка с шестого урока, иногда и раньше бегут из нее. Улица и друзья дают им больше чем мы, в том числе и свои образы, которые превратятся в привычку, затем в характер, а потом в образ жизни.

А ведь Учитель может и должен быть носителем величайших образов. Мы  идем к ребенку как их носители. Какими должны быть внутренние образы, которые мы несем, чтобы способствовать раскрытию образа ребенка? Образы раскрываются образами — вот закономерность, которую можно установить в образовательном процессе. Образ не раскроется без образа. Образ нуждается в образе.

Давайте дадим детям великолепные образы мужества, подвигов, героизма, дадим высшие примеры — любви, уважения, дружбы, товарищества, сострадания и сочувствия, будем прививать традиционные ценности нашей культуры – культ семьи, трепетного отношения к матери, уважительного отношения к отцу, почитание старших, заботы о младших, ибо только таким способом можно создать в детях их собственные образы.

И если там, во взрослой   жизни, что-то сложится не так, то образ (образец), заложенный в школе ВПОЛНЕ может исправить искаженный ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ.

Это важно понять каждому воспитателю, и пусть никто не говорит: я не воспитатель, я не профессионал. Каждый пришедший в этот мир человек есть воспитатель, каждый из нас, независимо от профессии,— воспитатель, ибо мы в первую очередь матери и отцы своих детей. Все  мы изначально носители и инструменты педагогики.

«Вы видели картину Решетникова „Опять двойка"?» — «Да,— говорят. — Видели». И что?! Потом опять пошли в школу, провели контрольную, вызывали детей к доске... Зачем же надо было эту картину смотреть, если ничего не изменилось? Хоть бы какая-нибудь педагогическая нотка стала другой! Может быть, стали более тонкими, более щадящими, меньше стали пользоваться силовыми приемами?

Забота учителя — научиться и научить обогащать себя, научиться и научить открывать сердце для Прекрасного. Если педагог, войдя в класс, как учитель или классный руководитель не раскроет хоть отчасти сердце ребенка, не поможет ему заглянуть внутрь своих образов, не обогатит его духовный мир новыми образами, то грош ему цена.

Какие я хочу сделать выводы из своих размышлений? Они сведутся к определению и постановке практических проблем — проблем, решение которых нельзя откладывать.

Первая проблема. Ученым, педагогам, философам необходимо серьезно заняться изысканиями, связанными с духовным измерением в педагогике, многогранностью педагогики, ее многомерностью. Следует показывать и утверждать это. Традиционный авторитарный педагогический метод будет с трудом принимать такие подходы, но мы не должны отступать. Мы должны утверждать новый образ мышления. Я называю его гуманным. Может быть, его можно было назвать по-другому. Давайте вместе искать, утверждая многомерность педагогического мышления. При многомерном взгляде на проблему ребенок выглядит совершенно в ином свете, предстает в ином качестве. Если увидеть в нем его образ и счастливо разгадать тайну его предназначения, то тогда возникает смысл его образовывать, тонко, чутко проявляя перед ним высшие источники моего собственного лика, моих образов. Вот первая проблема — искать многомерность в педагогике.

Вторая проблема, которая непосредственно вытекает из этих размышлений, — проблема подготовки учителей. Нам надо создать совершенно новый способ подготовки и повышения квалификации учителя. Это тонкая работа. Давайте станем более ответственно относиться к тому, о чем и как мы говорим с детьми, ибо наши идеи должны возвысить их, пробудить в них что-то, изменить в их практике хоть что-нибудь. Если мы попытаемся начать с малого, то, полагаю, со временем сможем создать и новые кадры в педагогике. Это будут новые учителя, с иным взглядом на мир ребенка, с иным образом мышления. Они пойдут в школы. И постепенно будет меняться практика, будет меняться мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ человека – ориентир воспитания.

Слайд 3

ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ = УЧЕНИЧЕСТВО И УЧИТЕЛЬСТВО?!

Слайд 4

ШКОЛА

Слайд 5

УЧИТЕЛЬ ФОРМИРУЕТ ШКОЛУ УЧИТЕЛЬ РЕФОРМИРУЕТ ШКОЛУ УЧИТЕЛЬ ДЕФОРМИРУЕТ ШКОЛУ

Слайд 6

Педагогическое мышление Ведет себя хорошо или плохо Учится – неучится Наследственность или роль воспитания Духовная устремленность

Слайд 7

ОБРАЗОВАНИЕ – ОБРАЗ ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЙ ОБРАЗОВАННЫЙ БЕЗОБРАЗНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Урок ИЗО в 6 классе "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека".

Кончсект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского....

Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".

Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции.                      ...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"...

Проектная работа «Как трудно стать человеком» (Проблемы воспитания и самоопределения человека в русской литературе) 9 класс

Детство - очень важный этап в процессе формирования человеческой личности. Именно в это период формируется мировоззрение человека,  складываются взгляды на жизнь, появляются первые желания и начи...