Рабочая программа факультатива по внеурочной деятельности (ФГОС) «Работа с портфолио» для 7 класса
рабочая программа (7 класс) на тему

Ушакова Виктория Викторовна

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МОУ «Лицей № 5» отводит 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель) для внеурочной деятельности «Портфолио» в 7 классе на этапе среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_portfolio.docx65.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Рассмотрено

на заседании МО

__________/Н.Н. Жилякова/

Протокол № 1

от «25» августа 2015 г.

Согласовано

на научно-методическомсовете

___________/М.А.Соболева/

Протокол № 1

от «26» августа 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 1 – 277

от «01» сентября 2015 г.

Директор МОУ «Лицей № 5»

_____________/Н.И.Агеева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по внеурочной деятельности (ФГОС)

«Работа с портфолио»

для 7 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель: учитель немецкого и английского языков

Ушакова Виктория Викторовна

г. Железногорск

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………...3-7
  2. Требования к уровню подготовки учащихся………………………7
  3. Планируемые результаты освоения предмета (личностные, метапредметные, предметные)……………………………………..8-9
  4. Учебно-тематический план…………………………………………9
  5. Содержание учебного предмета……………………………………10
  6. Развёрнутое календарно-тематическое планирование……………11-16
  7. Материально-техническое обеспечение программы……………...17

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего его образования»;
  • концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МОУ «Лицей № 5» отводит 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель) для внеурочной деятельности «Портфолио» в 7 классе на этапе среднего общего образования.  

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Поэтому технология составления портфолио является наиболее актуальной.

Рабочая программа разработана на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» от 06.10.2009 № 373 с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика».

В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Цели и задачи обучения

Цель: создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся,  оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.

Задачи:

  1. формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  3. развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации
  4. создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  5. поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
  6. укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой

Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность)

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".

Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем  выпускника) школы.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.

Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

Функции портфолио:

  • Целеполагание.
  • Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения
  • Диагностическая функция.
  • Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
  • Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
  • Мотивационная функция
  • Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
  • Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.
  • Воспитательная функция. Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
  • Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.
  • Развивающая функция. Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
  • Рейтинговая функция.
  • Показывает диапазон и уровень навыков и умений.

 Виды контроля:

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области:

  1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся),
  2. анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников,
  3. для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.

Итоговый и промежуточный контроль включает:

  • выполнение домашних творческих заданий к занятиям;
  • проведение самоисследования и самооценки;
  • публичная защита подготовленного доклада в классе.

Формы контроля и оценки результатов:

  • выполнение творческих заданий;
  • создание «Портфолио» в целом и его разделов;
  • проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера;

Критерии оценки результативности исследовательской работы:

  • оригинальность, ценность собранного материала;
  • исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе программы);
  • структура, логика работы;
  • язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своемусамоисследованию и выводить самооценку;
  • степень самостоятельности.

Формы организации образовательного процесса:

Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы  беседы,  тренинги,самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы: индивидуальные занятия;занятия в группах,  встречи со школьным психологом и социальным педагогом; практическая работа (заполнение папки»Портфолио»), участие в конкурсах.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель, он

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
  • координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
  • способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
  • отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
  • подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).

Родители:

  • помогают в заполнении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Основные преимущества портфолио:

  • портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;
  • позволяет объединить количественную и качественную оценку способности учащегося по средствам анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
  • поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, самоанализ и самоконтроль учащихся;
  • сотрудничество учащихся и учителя, с целью оценки достижений в обучении;
  • форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которое смещает акценты от традиционной оценки к альтернативной.

Недостатки портфолио:

  • внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности принять эту инновацию;
  • портфолио требует от учителя и от учащихся новых и организационных и познавательных умений;
  • портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Возможные риски:

  • недостаточное понимание проблемы работы над портфолио со стороны родителей;
  • организованность родителей на должном уровне;
  • не у всех участников возникает потребность в работе над портфолио;
  • работа будет проводиться не систематически.

Портфолио семиклассника позволяет акцентировать внимание обучающихся на таких важных моментах, как целеполагание и планирование собственной учебной деятельности, дальнейшее совершенствование навыков самооценки учебной и внеучебной деятельности, сосредоточение усилий в овладении технологиями проектной деятельности и экспериментальной работы. В этот период важными приоритетами становятся идеи индивидуального проекта и социальных практик в области экологии и сотрудничества. Важно приучать детей к систематической работе с таблицами самооценок, представленными в брошюре, и поддерживать желание участвовать во внеучебных мероприятиях. Поскольку период адаптации завершился, важно сделать регулярной фиксацию значимой для портфолио деятельности обучающихся с помощью фотосъёмки, аудио- и видеозаписи.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

      В результате изучения курса   ученик должен

знать:

  • собственные индивидуально-психологические особенности

уметь:

  • уметь проводить самоанализ;
  • искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • определять и ранжировать цели обучения;
  • развивать навыки самоконтроля и самооценки; самостоятельности и ответственности;
  • выявлять потребности в умениях по предметам;
  • оценить своё понимание целей обучения и его планируемых результатов;
  • наметить цели своей конкретной работы по улучшению обучения.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения:

  • уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
  • сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность
  • быть способным к объективномусамооцениванию и самокорректировке результатов;
  • работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
  • быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  • понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты:

  • работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);
  • общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
  • владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы,  формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
  • решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
  • быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;

Предметные результаты:

  • совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности;
  • уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.;
  • уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов;
  • уметь систематизировать информацию и раскладывать документы в портфолио.

Что даёт портфолио учителю:

Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.

Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.

Что даёт портфолио родителям:

Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить.

С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Самоанализ

1

2

Визитная карточка

1

3

Помощник-планировщик

2

4

Философская лестница WIKI

1

5

Познаю себя

1

6

Выставочный зал

2

7

Сделай тест по предмету

2

8

Чайный отчет

1

9

Программирование успеха

1

10

Памятки для успешной учебы

2

11

ЗОЖ

2

12

Мои достижения

3

13

Дерево жизни

1

14

Профессия, которая мне нравится

2

15

Анализ успехов по предметам за первый и второй триместры.

1

16

Программирование успеха на третий триместр.

1

17

Интернет

1

18

Я и окружающие меня люди.

2

19

Мои достижения

1

20

Мои проектные работы

1

21

Подведение итогов работы с портфолио

6

Итого:

35

Содержание учебного предмета

  1. Самоанализ начала 2015-2016 учебного года (анализ собственных планов и интересов). Образовательные планы и цели на 2015-2016 учебный год. (1 час)
  2. Работа с визитной карточкой (навыки в использовании ИКТ-оборудования и медиаоборудования; навыки работы с оборудованием). (1 час)
  3. Помощник-планировщик «Как научиться хорошо учиться». (2 часа)
  4. Философская лестница –WIKI. (1 час)
  5. Познаю себя: определение своего темперамента. Проведение психологической игры. (1 час)
  6. «Выставочный зал» Работа с таблицами по определению самооценки учащегося по отдельным учебным предметам. Проведение теста на выявление уровня самооценки. (2 часа)
  7. «Сделай тест по предмету» Формирование навыков работы с тестами и составлению своих тестов по предмету в группах. Презентация своих тестов другим группам. (2 часа)
  8. «Чайный отчет». Работа с картой своих представлений по предметам. (1 час)
  9. Программирование успеха на второй триместр. (1 час)
  10. Работа с разделом «Копилка памяток для успешной учебы». (2 часа)
  11. Проведение блицтеста для определения способа познания у школьников (Лорен Брэдвей и Барбара Алберс Хил). ПоЗДОРОВайся или оценка качества своей жизни. (2 часа)
  12. Раздел «Мои достижения» Заполнение страниц «Участие в школьных мероприятиях», «Участие в школьных и городских мероприятиях» (1 час)
  13. Заполнение страниц «Участие в краевых и областных мероприятиях», «Участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах» (1 час)
  14. Тест «Каков ваш творческий потенциал?». Заполнение страницы «Мои достижения в системе дополнительного образования (конкурсы, фестивали, спартакиады, соревнования) (1 час)
  15. Работа с картинкой «Дерево жизни». Мое место на дереве жизни, составление мини-рассказа о своем человечке. (1 час)
  16. Думай о завтрашнем дне или выбор будущей профессии. Заполнение таблицы «Профессия, которая мне нравится». Работа с дифференцированно-диагностическим опросником по методике Е.А. Климова. (2 часа)
  17. Анализ успехов по предметам за первый и второй триместры. (1 час)
  18. Программирование успеха на третий триместр. (1 час)
  19. Интернет – мой помощник в подготовке к урокам. Работа с таблицей «Гостиная Интернет. Укрощение компьютера». (1час)
  20. Я и окружающие меня люди. Тест «Лидер ли я?» (1 час)
  21. Мое место в классе и школе. Мое участие в системе самоуправления класса. Тест «Психологический тип в общении». (1 час)
  22. Заполнение страницы «Участие в конференциях, дискуссиях, презентациях» (1 час)
  23. Работа с разделом «Мои проектные работы» (1 час)
  24. Подведение итогов работы с портфолио (1 час)
  25. Планирование достижений на следующий учебный год (1 час)
  26. Индивидуальные консультации по оформлению портфолио (2 часа)
  27. Публичное выступление «Анализ моего портфолио за 7 класс» (2 часа)


№ занятия

Тема занятия

Виды деятельности

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Самоанализ начала 2015-2016 учебного года

Анализ учебного 2014-2015 года, работа над планом и целями в новом уч.г.

Анализ собственных планов и интересов, образовательные планы и цели на 2015-2016 учебный год.

Уметь анализировать и планировать свои действия

Р: понимает и сохраняет учебную задачу;

П: осознает познавательную задачу; участвует в обсуждении, извлекая нужную информацию

К: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

2

Работа с визитной карточкой

Заполнение таблицы учащимся и учителем, виды ИКТ-оборудования

Навыки в использовании ИКТ-оборудования и медиаоборудования; навыки работы с оборудованием

знать,  что такое саморазвитие, самостоятельность и ответственность человека, свои положительные и отрицательные стороны личности,  понимать  своё место в обществе;

уметь  понимать, как характер человека влияет на его саморазвитие и как правильно сформировать свой характер, заполнять соотв. странички в папке «Портфолио», осознавать себя как часть общества

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Развитие Я-концепции и самооценки личности

3

Помощник-планировщик

Заполнение таблицы с помощью наводящих вопросов

Организация учебной деятельности, способы практики полученных знаний, условия успеха, ресурсы

4

5

Философская лестница –WIKI

Составление вопросов по определенным предметам

Вопросы по предметам, формирование интересующих тем по предметам, заполнение таблицы

Р: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

П: осознает познавательную задачу;

К: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

Формирование умения анализировать склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями, собственные интересы.

6

Познаю себя

Проведение психологической игры.

Определение своего темперамента

7

Выставочный зал

Проведение теста на выявление уровня самооценки

Определение самооценки учащегося по отдельным учебным предметам

8

9

«Сделай тест по

предмету»

Формирование навыков работы с тестами и составлению своих тестов по предмету в группах. Презентация своих тестов другим группам.

Тесты, виды тестов, значение тестов

Уметь составлять тесты и презентировать их в группах

Р: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

П: осознает познавательную задачу; участвует вбеседах, читает и слушает, извлекая нужную информацию,

К: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Развитие Я-концепции и самооценки личности

Формирование умения анализировать склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями, собственные интересы.

10

11

Чайный отчет

Работа с новыми понятиями, определениями, правилами по предметам, заполнение таблицы

Работа с картой своих представлений по предметам.

Уметь анализировать свои успехи, неудачи по предметам, пути устранения своих неудач

12

Программирование успеха на второй триместр.

Заполнение таблицы «Программирование успеха на второй триместр»

Проблемы и способы их устранения по вопросам «Какие? Как? Когда? Что? Кто?»

13

Копилка памяток для успешной учебы

Работа с памятками

Памятки: "Как работать над рефератом", "Секреты успеха на уроке", "Посещение библиотеки", "Как писать сочинение", "Работа с книгой", "Как учить стихотворения", "Работа с тетрадью"

Научиться работать с памятками для достижения успехов в учебе

14

15

ПоЗДОРОВайся

Оценивание качества своей жизни, заполнение таблицы, проведение блицтеста для определения способа познания у школьников (Лорен Брэдвей и Барбара Алберс Хил)

Режим дня. Зачем нужен режим дня? Мой режим дня. Негативная роль вредных привычек.

Научиться составлять режим дня и соблюдать его; понимать, что за активной деятельностью обязательно должен следовать активный отдых

Р: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

П: осознает познавательную задачу; участвует в беседах, читает и слушает, извлекая нужную информацию,

К: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Развитие Я-концепции и самооценки личности

Формирование умения анализировать склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями, собственные интересы.

16

17

Мои достижения

Заполнение страниц

Мое участие в школьных мероприятиях, в школьных и городских мероприятиях

Знать, зачем человеку в жизни нужна цель;

уметь формулировать собственные планы и интересы, анализировать их

18

Заполнение страниц

Мое участие в краевых и областных мероприятия, участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах

19

Заполнение страниц, выполнение теста «Каков ваш творческий потенциал?»

Мои достижения в системе дополнительного образования (конкурсы, фестивали, спартакиады, соревнования)

20

Дерево жизни

Работа с картинкой «Дерево жизни», определение своего места на дереве жизни, составление мини-рассказа о человечке

Мое место в жизни, я – это мой человечек, рассказ о человечке

21

Думай о завтрашнем дне или выбор будущей профессии.

Заполнение таблицы «Профессия, которая мне нравится». Работа с дифференцированно-диагностическим опросником по методике Е.А. Климова.

Виды профессий, характер и профессия, какая профессия меня привлекает

Знать, что учёба – основная деятельность школьника, почему на уроках бывает скучно;

уметь правильно готовить домашнее задание, как работать на уроках, как сделать так, чтобы тебе в школе было интересно и что пригодится для будущей профессии, научиться работать с Интернетом и образовательными ресурсами

Р: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

П: осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию,

К: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Развитие Я-концепции и самооценки личности

Формирование умения анализировать склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями,собственные интересы, распределять своё время при выполнении учебных заданий.

22

23

Анализ успехов по предметам за первый и второй триместры.

Заполнение таблиц «Гостиная Интернет», «Укрощение компьютера», изменения по отдельным предметам

Навыки в использовании ИКТ-оборудования, образовательные и познавательные   ресурсы, посещаемые в Интернете

24

Программирование успеха на третий триместр.

Заполнение таблицы «Программирование успеха на третий триместр»

Проблемы и способы их устранения по вопросам: «Какие? Как? Когда? Что? Кто?»

25

Интернет – мой помощник в подготовке к урокам.

Работа с таблицей «Гостиная Интернет. Укрощение компьютера».

Навыки в использовании ИКТ-оборудования, образовательные и познавательные   ресурсы, посещаемые в Интернете

26

Я и окружающие меня люди.

Выполнение теста «Лидер ли я?»

Социальные умения, социальная практика, ситуация «Подарок»

Знать,  что такое саморазвитие, самостоятельность и ответственность человека, свои положительные и отрицательные стороны личности,  понимать  своё место в обществе;

уметь понимать, как характер человека влияет на его саморазвитие и как правильно сформировать свой характер, заполнять соотв. странички в папке «Портфолио», осознавать себя как часть общества

Р: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

П: осознает познавательную задачу;

К: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Развитие Я-концепции и самооценки личности

Формирование умения анализировать склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями, собственные интересы.

27

Выполнение теста «Психологический тип в общении», работа с высказываниями властелина сотрудничества

Мое место в классе и школе. Мое участие в системе самоуправления класса.

28

Мои достижения

Заполнение страницы

Мое участие в конференциях, дискуссиях, презентациях

29

Мои проектные работы

Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. разделов в папке «Портфолио»,

Проект, проектная работа

знать, что такое проект;

уметь

представлять свои достижения (презентовать проект)

Р: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

П: осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию,

К: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

30

Подведение итогов работы с портфолио

Уметь представлять свои достижения (презентовать проект)

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных  учебно-познават. задач

положительно относится к  познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

31

Планирование достижений на следующий учебный год

Определение целей на следующий учебный год

32

Индивидуальные консультации по оформлению портфолио

Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. разделов в папке «Портфолио»,

33

34

Публичное выступление «Анализ моего портфолио за 7 класс»

Уметь рассказать о себе

Уметь вести монологическую речь перед аудиторией.

Знать как подготовить публичное выступление, чтобы было интересно слушать;

уметь представлять свои достижения (презентовать портфолио)

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы

Познавательные: осознает познавательную задачу; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи

Комммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения

желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

35


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом программы является рабочая папка «Портфолио» ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

Содержание рабочей папки (портфолио):

– официальные бланки портфолио;

– диагностические материалы;

– таблицы и схемы для ведения портфолио;

– памятки и инструкции для учащихся;

– методические рекомендации по ведению портфолио;

– примерные варианты занятий с учащимися.

Литература

  • Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
  • Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.
  • Личностный портфель школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Интернет-материалы

2. Компьютер

3. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса

Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный книголюб» для 5 – 9 классов

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Юный  книголюб» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...