Равняемся на героев-ровесников
классный час (7 класс) на тему

Грязева Мария Егоровна

Тематический классный час, посвященный героям Великой Отечественной войны. Архив содержит сценарий мероприятия, презентацию к нему и звуковые файлы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_ravnyaemsya_na_geroev_rovesnikov.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час на тему  «Равняемся на героев-ровесников»

Цель:

 формирование патриотических чувств и сознания юных граждан, развитие у них, гражданской ответственности.

Задачи:

  • воспитание и формирование  у детей, подростков и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • стимулирование интереса к изучению истории Великой Отечественной войны у детей и подростков;
  • привитие подрастающему поколению чувства гордости, глубокого уважения и почитания героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины;
  • создание условий для усиления патриотической работы среди детей и подростков.

В качестве ведущих классного часа выступают учитель и учащихся7-х.

Ученик: (Попова Э.)

                       Стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас, как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен.

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр.

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

-Да где же, где?.. – А дайте я поеду

-На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Учитель(Грязева М.Е.)

Все дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. В памяти новых поколений стираются имена Героев, простых солдат, которые проливая кровь, воевали ради светлого будущего своих потомков. А ведь имен многих героев мы действительно  не знаем, их героические поступки для военного времени были нормой, и никому не приходило в голову, что надо знать имена героев, а героями тогда были все. Кто-то воевал на фронтах, а кто-то в глубоком тылу, на оккупированной территории был вынужден жить среди фашистов, ежедневно подвергаясь опасности.

Среди героев Великой Отечественной войны было немало ровесников сегодняшних  школьников-старшеклассников.Ребята бежали на войну, прибавляли себе годы, становились "сынами полков". Уходили на помощь партизанам, сбегали из оккупированных городов и сёл. А те, кто оставался все равно как могли боролись с врагами и, конечно, старались помочь наступающей Красной армии.

Известные старшему поколению такие герои, как Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Александр Матросов, Володя Дубинин, Зоя Космодемьянская, Сергей Тюленин и многие другие были настоящими патриотами. Ведь патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. И пример жизни этих юных героев как раз и говорит об их преданности Отечеству и может и должен стать примером для современного поколения детей и подростков.

Ученики: ( Яркина А.)

О годах не совсем далеких

Мы сегодня ведем рассказ

О ребятах веселых, бойких

Так похожих на нас и вас.

Так же в школу, как мы, ходили,

И писали таким же мелом,

И в спортзале играть любили

И всегда были заняты делом.

Были веселы, любознательны,

Но со взрослыми наравне

Встали в строй и вполне сознательно

Воевали на той войне.

Погибали в боях героями,

Партизанили по лесам,

И врагом не бывали сломлены,

Враг всерьез их боялся сам.

(Анопочкин М)

Нам непростительно забывать о тех 12-13 летних мальчиках и девочках в красных пионерских галстуках, которые ходили в разведку, расклеивали листовки, собирали и хранили в тайниках оружие, вместе со взрослыми смело шагали в бой.

        Их было немало.

(Ученики  поднимают портреты и называют имена)

  • Валя Котик
  • Зина Портнова
  • Леня Голиков
  • Марат Казей
  • Вася Коробко
  • Лариса Михеенко

И многие другие. Многие из них награждены орденами и медалями, а четверым присвоено звание Героев Советского Союза.

Учитель: (Грязева М.Е.)

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

        Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом сотцами и старшими братьями.

        Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

        И ни на миг не дрогнули юные сердца!

        Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ученики: (Афанасьев А.)

Двенадцать, тринадцать, четырнадцать…

Так мало прожито лет.

А было и по одиннадцать

И их уже больше нет.

С косичками и с веснушками,

Со ссадиной, с синяком,

Им в куклы играть с подружками,

С друзьями гонять в футбол.

За книжками и тетрадками

Сидеть бы до темноты

В кино убежать украдкою

Девчонкам дарить цветы…

Им время другое выпало

За все заплатили сполна

Те дети, которых окликнуло

То страшное слово – ВОЙНА!

Валя Котик (Неведрова Ю)

        Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

                Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Марат Казей (Маслов К)

        …Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс.

        Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

        За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Зина Портнова( Усков Н.Е.)

        Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. Зина стала связной партизанского отряда, а потом по заданию партизан устроилась на работу в немецкую офицерскую столовую.

        Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков (Комбарова Вика)

        Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

        Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…

        2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Лара Михеенко (Беляева)

        За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела…

                Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: «Посмертно».

Вася Коробко (Федосеев Д)

        Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

                Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Учитель:

Всего на 2-3 года старше пионеров были Александр Матросов, Сергей Тюленин, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и другие молодые герои войны. Все они были членами молодежной организации страны – комсомольцами. Любовь к Родине и ненависть к врагам тоже сделала их героями. Александр Матросов сражался с врагами на передовой, Зоя Космодемьянская была бойцом-диверсантом партизанского отряда, Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова   создали в тылу у врага подпольную организацию «Молодая гвардия». Все они так и остались навечно молодыми, отдав жизнь за свободу нашей страны, за наше будущее.

Ученики(говорят, поднимая портреты):

Александр Матросов. ( Усков Н.Н.)

С 1935 года воспитывался в Ивановском режимном детском доме Ульяновской области, там же окончил 7 классов. 27 февраля 1943 года его батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Пулемёт из дзота  обстреливал всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Зоя Космодемьянская

(Ноздрюхина Катя)

Была бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». Выполняя приказ, поджечь дома с немецкими военными, Зоя попала в плен. Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена висельная петля; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель».  Последние слова девушки перед казнью: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Сергей Тюленин (Карпов Иван)

С июня 1941 года Сергей Тюленин работал на шахте, затем на строительстве оборонительных рубежей.  С начала немецкой оккупации Краснодона (сентябрь 1942 года) Тюленин - член штаба и начальник боевой группы созданной патриотической организации, которая по его предложению получила название «Молодая гвардия». Успешно выполнял боевые задания штаба организации: участвовал в распространении листовок, сборе оружия, боеприпасов, взрывчатки. В ночь на 6 декабря 1942 года участвовал в поджоге биржи труда (2 тысячи молодых краснодонцев были избавлены от угона в Германию).27 января 1943 года Сергей Тюленин был арестован оккупационными властями и после жестоких пыток 31 января живьем сброшен в шурф шахты № 5. Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона, где сооружён мемориальный комплекс «Молодая гвардия».

Олег Кошевой Пудовкин С)

Когда началась война, Олегу шел шестнадцатый год. В августе 1942 года в Краснодоне нелегально стали создаваться антифашистские группы из числа активных комсомольцев и молодежи.  Олег Кошевой возглавил группу «Молодая гвардия». Он участвовал во многих боевых операциях: распространении листовок, разгроме вражеских автомашин, сборе оружия, поджоге скирд хлеба, предназначенного для отправки в Германию.
Кошевой осуществлял связь с группами в окрестностях Краснодона, от имени штаба давал им задания. Был задержан жандармерией. После пыток и многочисленных допросов, был расстрелян.

Олегу Васильевичу Кошевому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущие поднимают портреты  и говорят по одной строчке:

  • Разве ты нам умирать завещала, Родина?
  • Жизнь завещала, любовь завещала, Родина!
  • Разве для смерти рождаются дети, Родина?
  • Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
  • Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
  • Тихо сказала: «Вставайте на защиту Родины!»
  • Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
  • Просто был выбор у каждого: «Я или Родина!»

Они не думали о смерти, они защищали Родину, нашу Родину. Они думали о нас, тех, кто будет жить на этой земле в мирное время, они сберегли этот мир для нас. Ценой своей жизни.

Помните! Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!…

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Пожалуйста, помните!

Учитель завершает классный час, рекомендуя детям посмотреть художественные фильмы «Молодая гвардия», «Александр Матросов», «Улица младшего сына», «Отряд Трубачева сражается» и другие. Библиотекарь знакомит  с книгами о юных защитниках Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному

Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....

Спортивный праздник "Равный среди равных"

Методическая разработка "Равный среди равных"...

Волонтёрский отряд«Равный равному»

Волонтёрский отряд «Равный равному»...

Информационно-просветительское мероприятие медиаторов-ровесников "Информационный марафон. От равного - к равному"

Участники Клуба медиаторов-ровесников предложили проводить информационные мероприятия о СШМ для учащихся   в форме информационного марафона, в котором информация о службе медиации представля...

Проект "Волонтерское движение.Равный обучает равного"

В данном проекте рассматривается вопрос о вовлечении во внеурочную деятельность детей, находящихся в составе РДШ, детей группы риска, детей ОВЗ.  Описываются механизмы реализации внеурочной деяте...

Проект "Равные права - равные возможности"

Проект предназначен для решения проблемы эффективного использования урочной и внеурочной деятельности с целью пропаганды и популяризации здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), направлен на повыше...

Занятие "Герои-ровесники"

Воспитание патриотических чувст на ярких примерах героизма ровесников в годы Великой Отечественной войны....