Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей.
проект на тему

Шаехова Гульнара Маратовна
Тезисы к презентации "Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей."

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей»

Проект составлен классным руководителем

I квалификационной категории

МБОУ «Кадетская школа - интернат»

Чистопольского муниципального района

Шаеховой Гульнарой Маратовной.

                                                               2011-  2012 год.

                                                                 Оглавление.

  1. Вступление. 3 стр.
  2.  Основная часть
  1. Главные идеи. 4 стр.
  2. Определение цели. 5 стр.
  3. Задачи проекта. 5-6 стр.
  4. Понятийный словарь. 6 стр.
  5. Личностные прототипы. 6 -7 стр.
  6. Принципы формирования классного коллектива. 8 стр.
  7. Содержание воспитательной работы. 9 стр.
  8. Формы внеклассной работы. 9 стр.
  9. Диагностика. 9 стр.
  10. Коммуникативная модель взаимодействия. 10 стр.
  11. Классификация уровня развития коллектива по А.Н. Лутошкину. 10-12 стр.
  12. Роль диагностических методик. 13- 14 стр.
  1.  Практическая часть. 14- 16 стр.
  2.  Заключение.
  1. Общие критерии и оценка проекта. 17- 18 стр.
  1. Приложение. 18 стр.

 «Каждый день продвигаться

 вперёд, делать что - то лучше, совершенствоваться, расти нравственно и духовно»

                                                                       С. Рерих.

I Вступление

Только на уважении должно строиться сотрудничество семьи и школы, выработка единых требований.

Школьные учреждения во все времена стремились к взаимодействию с семьёй. Необходимость и важность сотрудничества никогда не ставились под сомнение. В семье дети получают задатки духовного и физического развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, закладываются отношения с миром, т.е. начинается процесс социализации. Родители являются первыми и основными педагогами до поступления ребёнка в детский сад, школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Современные семьи развиваются в условиях сложной общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по взаимодействию школы и семьи, но с другой стороны, наблюдаются явления, которые приводят к обострению семейных проблем.

Кризисные явления в экономике привели к пересмотру, девальвации многих морально-нравственных ценностей. Особенно следует выделить обострение широкого круга проблем социального характера в сельских семьях, имеющих детей. Ведь в нашей школе обучаются и кадеты из сельских семей как из Исляйкино, Каргалей, Александровки, поселка Юлдуз, Новошешминского, Алексеевского районов. В некоторых семьях усугубляется отторжение родителей от процесса воспитания, идет замена личностных взаимно обогащающих отношений между взрослыми и детьми -  заботой об обеспечении физиологического выживания. Семья стала терять свои «родительские» функции, передавая их школьным учреждениям. В настоящее время школьные учреждения наряду с традиционными задачами, связанными с обучением, воспитанием и развитием ребёнка начали осуществлять социально- правовую функцию, включающую защиту  и охрану прав ребёнка, функции социально- педагогической и психологической помощи ребёнку  и его семье. От учителей школьных учреждений семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» мы должны «взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Надо сделать так, чтобы школа не отторгала родителей от детей, а соединяла их друг с другом, давала возможность для богатого и тонкого общения и взаимодействия».

II. Основная часть.

Главные идеи:

  1. Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
  2. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение.
  3.  Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия.
  4. Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй.

Наша работа направлена на  формирование психолого-педагогической компетентности и выработку личностной и социальной позиции родителей на решение круга проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями. К ним относятся:

  1. Проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Большинство родителей заинтересовано  в судьбе своих детей и хотели бы видеть их успешными во всех сферах жизнедеятельности. Неадекватность методов работы с взрослыми объясняет нежелание некоторой части родителей посещать подобные мероприятия и отказываться от своего просвещения.

  1. Проблемы, связанные с вопросами компетентности родителей в воспитании ребёнка.

  1. Это проблемы воспитания у ребёнка деятельностной позиции растущего человека. Это инициация и формирование условий в семье для проявления инициативы ребёнка в учебной, семейной и досуговой деятельности.

  1. Проблемы, связанные со средой и социальным окружением ребёнка вне семьи и образовательного учреждения. Эти проблемы связаны с развитием у родителей ответственности за свободное бесконтрольное времяпровождение ребёнка, минимизацию этого времени и знание окружения ребёнка.

 Определение цели:

Целевая установка включает в себя наиболее важные и определяющие позиции УВП (учебно–воспитательного процесса) школы, которые нацелены, прежде всего, на уменьшение неблагополучных семей, учеников «группы риска»:

  • На сплочение крепкого, дружного коллектива учителей, детей и их родителей;
  • На снятие агрессивного поведения подростков;
  • На индуктирование ощущения нужности, незаменимости каждого члена семьи;
  • На адаптацию к социуму;
  • На активацию и поиск новых способов отношений с другими, стремление к достижению поставленных целей.
  • На осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи проекта

  • умения принимать решения поможет учащимся разрешать жизненно – важные проблемы;
  • помочь подростку наладить общение с целостным миром;
  • помочь детям развить, открыть себя;
  • выявить воспитательные возможности родителей;
  • оказать помощь ребёнку в самореализации в семье, школе, окружающей среде;
  • научить оценивать и владеть своими чувствами, выбирать правильное поведение, управлять собой;
  • привлекать различные учебно-воспитательные заведения и культурно – просветительные учреждения к организации деятельности  в не учебное время (ДШ, Батыр, Ледовый Дворец,  ДК, КРЦ, библиотеки, музеи.)
  • организовать коллективно – творческую деятельность подростков, совместный отдых с родителями;
  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей
  • воспитывать дружеские, духовные отношения взаимопонимания, как со сверстниками, так и с родителями, учителями;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • дать родителям возможность понять, почувствовать сегодняшнее состояние их детей;
  • дать возможность поделиться опытом общения с собственными детьми;
  • вооружить родителей советами специалистов - психологов, педагогов по общению с детьми.
  • ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива.

Здоровая среда – это учебно-воспитательная среда, построенная на гуманных отношениях между всеми участниками как учителями, учениками и родителями, поэтому мы должны создать эту здоровую среду.

Понятийный словарь:

Семья, отчий дом, родословная, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, её традиции, обычаи, праздники и будни семьи, законы и правила жизни в семье, права и обязанности членов семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радости каждой семьи, коллектив, коллективизм, взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность, запреты, табу семьи и т.д.

Личностные прототипы:

Герои литературных произведений, многодетные семьи, учителя новаторы, семьи, являющиеся примером силы духа и единения, правильного воспитания детей в семье.

Быть родителем - это большая и многосторонняя задача. Роль родителя – это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Родитель – это воспитатель и учитель. Воспитатель и учитель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков.

Родитель – «кормилец»

Родитель - «обеспечивающий одеждой»

Родитель – «воодушевляющий»

Роль родитель – «защитник отдыха»

Родитель – «следящий за чистотой»

Родитель – «поддерживающий порядок»

Родитель – «лечащий болезни»

Родитель – «любящий себя»

Родитель – «защитник»

Родитель – «одобряющий ребёнка»

Родитель как собеседник

Родитель как помощник в разрешение конфликтов

Родитель как устанавливающий пределы

Родитель, создающий безопасность

Родитель, обучающий навыкам будничной жизни

Родитель как духовный наставник

Родитель как учитель социальных навыков

Родитель как хранитель традиций

Родитель как ценитель прекрасного.

У подростков есть значительное свободное время. Часто досуговый потенциал этой группы превосходит её досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие подростки прибегают к деструктивным – в социальном, психологическом и личностном плане – формам его освоения. Организация досуга подростков в современном мире находиться на низком уровне. Сейчас практически невозможно найти бесплатные секции. Чаще всего подростки бессмысленно бродят по улицам, шатаются компаниями из двора во двор. Отсюда и первая сигарета, пиво, наркотики и всевозможные преступления. Плохая организация досуга подростков, непонимание родителей и их детей, отрицательные взаимоотношения в семье, неумение проводить время в кругу семьи, не реализация затаённых способностей детей, всё это приводит к росту преступности среди несовершеннолетних, неумению или неадекватному поведению в обществе, в коллективе. Эта проблема всего нашего общества, ведь подрастающее поколение это наше будущее. А какое оно?

Будущее зависит от нас самих и поэтому  мы должны его создавать, направлять в нужное, правильное русло сами. Эта проблема не обходит стороной ни один школьный коллектив. На сегодняшний день у меня в классе 10 учеников.

  1. 80% кадетов посещают всевозможные дополнительные кружки;
  2. 1%  кадетов  входит в  «группу риска»;
  3. Дети из неполных семей – 40,%
  4. Дети из многодетных семей – 2%

С каждым годом проблемы воспитания в обществе увеличиваются  и поэтому школа совместно с родителями должна вести более эффективную, направленную работу в этой сфере. Здесь мы стараемся решить не только внутреннюю проблему школы, но и проблему в обществе – это взаимоотношения детей и родителей.

В.А.Сухомлинский утверждал, что воспитание детей надо начинать именно с воспитания родителей. Важно иметь родителей – союзников, доброжелательных, заинтересованных и увлечённых помощников.

Здоровая среда – это учебно-воспитательная среда, построенная на гуманных отношениях между всеми участниками как учителями, учениками и родителями, поэтому мы должны создать эту здоровую среду в школьном коллективе.

Школьный коллектив-это классный коллектив.

А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Рассмотрим принципы, лежащие в основе формирования классного коллектива:

Принцип динамики развития Школьный класс развивается не однозначно поступательно. Скорее всего графически динамика развития разных групп может быть похожа на разнохарактерные ломаные линии. Могут быть периоды подъёма, стремительного движения вперед, возращения на предыдущий  этап. Становление коллектива класса зависит от многих условий, поэтому и периоды спада, и периоды интенсивного движения необходимо изучать, выяснять факторы, препятствующие и способствующие развитию. Уровень развития класса не измеряется временем существования класса.

Принцип перспективы  Чтобы коллектив развивался, он должен отчетливо «видеть» свои перспективы – представлять и понимать, планировать ближайшие дела  и события, ориентироваться на те, которые будут в будущем.

Принцип насыщения и чередования Для оптимального развития коллектива необходимо достаточное количество совместных дел, а также определенная степень насыщенности, активности и интенсивности) коллективной деятельности. Для нормального развития коллектива одинаково нежелательны и периоды бездействия, и перенасыщенность даже очень интересными формами.

Принцип ответственности Свидетельствует о том, что в условия групповой деятельности акты принятия на себя ответственности зависят от уровня развития группы и от характера деятельности.

В жизни классных сообществ встречаются достаточно часто ситуации, когда выбранный ( или назначенный) ребёнок неоднократно переизбирается, то есть остается в одной и той же ответственной роли длительное время (2-3года). Такое жесткое закрепление определенной роли за человеком неблагоприятно как для динамики развития коллектива, так и для самого учащегося.

Принцип изменения роли классного руководителя.  В зависимости от уровня развития коллектива меняется роль классного руководителя в нём.

Содержание воспитательной работы:

-   создание банка данных о семьях учащихся;

-   изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

-   сотрудничество с общественными и правовыми организациями;

-  создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтной ситуации в процессе воспитания в системе «учитель- ученик- родитель»;

-  привлечение родителей к  активному участию в жизни класса;

-  организация проведения досуга родителей и  учащихся;

-  демонстрация достижений родителей в воспитании   детей положительного опыта;

-  поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса.

Формы внеклассной работы: Классные собрания, тематические классные часы, ролевые игры, тренинги, беседы, тематические акции, конференции, семинары, консультации, лекции, конкурсы, КВН, экскурсии, походы, ток- шоу, дни ребёнка в семье, анкетирования, консультация психологов, врачей, круглый стол, беседы с СМИ, с представителями полиции, спортивные состязания и т.д. А в более старших классах такие мероприятия как игровые тренинги моделирования семейных ситуаций, диспуты и дебаты старшеклассников и родителей, научно-исследовательские конференции по вопросам семейных отношений, просмотры научно-популярных и художественных фильмов с последующим обсуждением, создание медийных репрезентаций ( эскизы, коллажи, медиатексты), посещение детских домов, домов престарелых и шефские концерты в них и т.д.

Диагностика:

Исследования особенностей личности: (общие сведения, способности, темперамент, самооценка, уровень воспитанности). Исследования межличностных отношений: (социально-психологический климат в семье, коллективе, опыт межнационального общения), создание коммуникативной модели взаимодействия  «учитель - ученик- родитель».

Направления: коллектив, общение, творчество, досуг, семья.  

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-СЕМЬЯ

Познакомимся с классификацией  уровней развития коллектива (по А.Н. Лутошкину), а так же с ролью классного руководителя на каждом этапе  развития.

«Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет посильнее, и не станет россыпи. В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и ВТО же время каждый отдельно. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит. Роль классного руководителя на этом этапе – источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.

«Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. В коллективе, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они  и робкие, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по- настоящему его некому поддержать. На этом этапе классный руководитель – лучший слушатель, «штурман» в совете дела. Очень важно не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «я здесь, я готов прийти на помощь».Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание- это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В коллективе есть на кого опереться. Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Роль классного руководителя на этом этапе – «теневой» педагогический центр, наблюдатель, человек стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, «выходить» на всех лично, а чаще работает через официальный актив, неформальных лидеров.

«Алый парус» Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу. Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, «лакмусовая бумажка» состояния (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных ребят, создает ситуацию для обсуждения и коррекции), «дискуссионный центр» ( обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).

«Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно  легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. Роль педагога на этом этапе можно определить как «нравственный камерон», то есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать свои ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие в нравственными ориентирами.

Отсюда следует, что в управлении коллектива значимая роль принадлежит классному руководителю и воспитателю,  их жизненным позициям, их профессиональным установкам, способностям принимать на себя разноплановые роли, готовности к непрерывному самосовершенствованию.

Уровень развития 10 класса по А.Н. Лутошкину.

  • Песчаная роспись- 10%
  • Мягкая глина-20%
  • Мерцающий маяк- 30%
  • Алый парус- 20%
  • Горящий факел- 20%

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Существуют несколько опробированных методик, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Одна из них - психолого-педагогическая диагностика, являющаяся оценочной практикой, которая помогает  изучать  индивидуально-психологические особенности отдельно взятого ученика и составлять социально-психологическую характеристику  детского коллектива в целом.

Чтобы воспитать гармоничную личность и создать сплоченный детский коллектив педагогу необходимо знать каждого ребенка со всех сторон, во всех его проявлениях.  Все существующие сегодня методики воспитания работают, если учитывать несколько обязательных факторов: возрастные особенности, степень сформированности детского коллектива и особенности взаимоотношений внутри него, уровень  доверия между детьми и взрослыми.

Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность. Все результаты проведенных исследований не должны стать достоянием лиц, не имеющих отношения к делам данного класса. Результаты диагностики должны стать основой для внесения в план воспитательной работы соответствующих изменений. И последнее, педагог при проведении диагностических мероприятий должен объяснять учащимся для чего он это делает.

Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы, изобразительные имитационные творческие задания.

Слайд- фото класса.  Чтобы педагог мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику  «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

«Урок физкультуры». Предложите ученикам  построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

«Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Также, можно использовать методику «СОФТ- анализа», задачами которой является формирование способности взаимодействия в группе, овладение методами коллективного принятия решения. (На большом поле записывается индивидуальное мнение, а на центральном- общее мнение  классного коллектива.)

Четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 10 класса:

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

 III. Практическая часть.

Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.

  1. Самый близкий мне человек в классе, это...
  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
    учебы время, это...
  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
  7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
    необходимости, это...
  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
  9. Ребята, которые мне неприятны, это...
  10. Ребята, которых я избегаю, это...

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят

2. Иметь много денег

3. Иметь самый современный компьютер

4. Иметь верного друга

5. Мне важно здоровье родителей

6. Иметь возможность многими командовать

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

8. Иметь доброе сердце

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

 

 

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

Пытаюсь ему помочь.

Думаю о том, что могло произойти.

Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Отвечу, что не могу ему помочь.

Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

Я не обращу внимания.

Скажу, что он размазня.

Объясню, что нет ничего страшного.

Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Обижусь в ответ.

Докажу ему, что он не прав.

 

Обработка результатов: 

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень

2, 3 бала - средний уровень

0, 1 бал - низкий уровень

Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия)

Цель — выявление межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке ?

Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.

С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

Хотел жить в одной походной палатке ?

Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.

С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

IV. Заключение.

Общие критерии и оценка проекта:

Наша школа занимается воспитанием, обучением и развитием кадетов, и поэтому сформулированные проблемы напрямую связаны с ней. Я считаю, что поставленные цели реалистичны и результаты не заставят себя долго ждать. Я уверена, что реализация этих целей приведет к изменению существующей ситуации. Данная работа направлена на постановку доверительных отношений кадетов и их родителей, формирование ценностного отношения к себе и к окружающим, умения выходить из проблемных ситуаций, формирование уверенности в себе, развитие способности к сотрудничеству и лидерских качеств, развитие, рост и совершенствование классного коллектива.

Эффективность проекта «Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей»» заключается в том, что дети будут задействованы, заинтересованы, ведь сейчас идёт полная компьютеризация, дети легко ориентируются, общаются в сети интернет, поэтому компьютер можно использовать в следующих направлениях:

  • Для просмотра видеоклипов, кинофрагментов, спектаклей.
  • Для воспроизведения ситуативных упражнений.

Дети будут заняты чем- то интересным, полезным. Сущность и специфика мультимедиа  состоит в том, что они оказывают комплексное воздействие на формирование и развитие психических структур учащихся и особенно мышления, которое превращается в образное, объемное. У них будет развиваться мышление, мировоззрение, чувство коллективизма, пробуждение тёплых, добрых чувств, сотрудничество, взаимовыручка, взаимопонимание, т. е всех тех качеств, которые в последнее время очень редко наблюдаются в молодёжной среде. Эффективность ещё в том, что всем этим вышеперечисленным качествам дети должны прийти сами, вместе со своими родителями.

Анализ проведённой работы (Есть ли изменения?)

                 Внешний вид кадета (одежда, прическа, мимика, позы и т.д.)

                 Поведение кадета в разных видах деятельности

        Качество участия в деятельности, организуемой проектом

        Дружеские взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями.    

       Загруженность свободного времени (совместное проведение досуга)

        Доверие и взаимопонимание

       Желание поделиться своими бедами и радостями с членами семьи

        Хороший психологический климат в семье

        Отношение к самому себе и к родителям.

Главное в анализе увидеть динамику личностного роста ребёнка, положительное взаимодействие классного коллектива и родителей.

Таким образом, методик развития классных коллективов очень много и каждый классный руководитель и воспитатель, выбирает сам, ту, которую считает более приемлемой, подходящей, а также можно использовать и несколько методик в совокупности, лишь бы был конечный результат, И своё выступление я хотела бы закончить словами Гете И.: « учатся у тех, кого любят».  Мы и родители должны любить своих детей – учеников, а они в свою очередь будут любить нас и только тогда у нас будет взаимопонимание, ведь

« ученик - не вода, которая должна принять форму сосуда, а факел, который нужно зажечь!»

V.  Приложение.

Список используемой литературы:

  1. «Инновации в образовании»- журнал 2007 год №1.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М : Русский язык, 1988.
  3. Ю.П. Сурмин. «Ситуационный анализ» : Киев: Центр инноваций и развития,2002.
  4. Толкачев В.А. Самоорганизующая инновационная система воспитания студентов в образовательном процессе. Инновации в образовании:2008 №1.
  5. Интернет сайты:

- www.ppoisk.com

                  - http: //school-work

                  - http: //klass.resobr.ru

                  - digital.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наше Школьное телевидение» (НШТ). Традиционные и инновационные подходы (из опыта работы) МАОУ «Лицей № 2» г. Балаково Саратовская обл.

Данный матерал вошел в сборник тезисов Второй всероссийской конференции "Методика организации теле-, видео-, медиацентров в образовательных учреждениях"....

ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...

Инновационные подходы взаимодействия школьного коллектива и родителей.

Только на уважении должно строиться сотрудничество семьи и школы, выработка единых требований.Семья стала терять свои «родительские» функции, передавая их школьным учреждениям. В соответствии с з...

РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Мини обзор ранее проделанной работы и планирование на последующую деятельность....

Организация взаимодействия школьной библиотеки с родителями

Одним из факторов проблемы детского чтения является воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в де...