Сценарий внеклассного мероприятия «Азбука славянской письменности»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«Азбука славянской письменности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Азбука славянской письменности», 5 класс

Ведущий 1: Снова приходит на русскую землю праздник весны — юный и древний. 24 мая — День славянской письменности и культуры.


Чтец 1: Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(И.Бунин)

Ведущий 2: Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да просто людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками.

Чтец 2: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Ведущий 1: Более тысячи лет назад славянские книжники — братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков — их семьдесят — имеет письменность на основе кириллицы.

В 863 году просвещенные братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства.

Они были первыми переводчиками богослужебньих книг с греческого на славянский язык.

Ведущий 2: Кирилл и его старший брат Мефодий родились в городе Фессалоники в семье военачальника.

Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. (хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище “философ”). В 40-х годах
успешно участвовал в диспутах с иконоборцами. В
50-х годах был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860 года совершил дипломатическую поездку к хазарам.

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населенных славянами областей, Затем удалился в монастырь. В 60-х годах, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрона на азиатском берегу мраморного моря.

Ведущий 1: В 863 году Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов.

Перед отъездом Кирилл создал азбуку при помощи Мефодия, перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг.

          О происхождении кириллицы существует ряд гипотез. Большинство ученых считают, что Кирилл создал и кириллицу, и глаголицу. Эти системы записи существовали параллельно и при этом резко отличались по форме букв.

Ведущий 2: Кириллица была составлена по довольно простому принципу. Сначала в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки — для звуков, не имевших аналогов в греческом языке. Каждая буква имела свое название: <аз>, буки>, «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа:
буква «аз обозначала 1, «веди« — 2, глаголь — 3. Всего в кириллице было 43 буквы.

Ведущий 1: Для лучшего запоминания азбуки болгарскими книжниками была составлена Молитва.

Эта молитва считается одним из самых первых славянских стихотворений и представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянской азбуки:

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.1.gif аз — Аз есмь свет миру. 

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.2.gif буки — Бог есмь прежде всех век.

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.3.gif веди — Ведаю всю тайну в человеце и мысль.

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.4.gif глаголь — Глаголю людем закон Мой. и т.д.


         
Ведущий 2:  Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании.

Ведущий 1: Первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, в Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси.

В 866 году Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая 1 направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве, где распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебньий обряд.

После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа, но немецкое духовенство, стремившееся расправится с Мефодием, путем интриг добилось его заключения в темницу.

После освобождения из тюрьмы Мефодий в середине 884 года вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянскйй язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.


Чтец 3:
Я люблю мой славянский,
Мой русский язык,
Покорен его певческим слогом.
Миру Божьему он
Состраданьем открыт
И приветливым ласковым словом.
Я люблю, как звучит моя
Русская речь —                                                                                                                                        В ней щемящая грусть вековая.
Я люблю, как в избе
дышит отчая печь
И творится молитва святая.
Как дрожит под иконой
Огарок свечи,
В полночь черная буря бушует.
Все хранит в себе память
Славянской души,
Слово русское дух наш врачует.
Я люблю, как поет
Мой великий народ,
Песни долгие пахаря в поле,
Забубенную жизнь
На развилке дорог
И стремление русское к воле.

Ведущий 2: Много веков после этого успешно развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга (на Руси первыми создателями рукописных книг были монахи). Для того чтобы знания стали достоянием народа, потребовалось изобретение книгопечатания. Поэтому еще одно  имя мы не можем не вспомнить, говоря об отечественной культуре.

Ведущий 1: Первой русской датированной печатной книгой в России является “Апостол”- церковная книга, подготовленная к печати и выпущенная в Москве в 1564 году (в царствование царя Ивана Грозного) первопечатником Иваном Федоровым с участием его ученика Петра Мстиславца. Печатание первой русской книги началось в Москве, в типографии на Цикольской улице 19 апреля 1563 года и было завершено 1 марта 1564 года. Эту дату принято считать началом русского книгопечатания. Книга содержала 268 листов. Было выпущено около 2 тысяч экземпляров, из которых на сегодняшний день обнаружен 61.

Ведущий 2: Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист-просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер-изобретатель, человек могучей воли и острого ума — таким остается в нашей памяти Иван Федоров. Именно ему довелось “печатание небывалое обновить”

Ведущий 1: Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад тоже Иваном Федоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, но и с числами.

За всю свою жизнь Иван Федоров издал 12 книг. Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 года. На его могилу в Онуфриевском монастыре положили плиту с изображением типографской марки первопечатника.

Надпись на плите характеризует уникальность личности мастера: “друкарь книг, пред тем невиданных”  

Ведущий 2: Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра 1, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы: юс большой, юс малый, омегу и ук. Они существовали в алфавите только по традиции, а на деле без них прекрасно можно было обойтись.

В 1918 году из русского алфавита «ушли» еще несколько устаревших буки: «ять» «фита», «ижица», «ер» и «ерь». За тысячу лет из вашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». Их придумал в 18 веке известный русский писатель в историк Николай Михайлович Карамзин.
И вот в наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

Ведущий 1: Прошло много лет со дня смерти Кирилла и Мефодия, прежде чем люди стали чествовать великих просветителей.

Первыми стали праздновать день памяти 11 мая (по старому стилю) в ХIХ веке в Болгарии. Сначала в монастырях и храмах, а в 50-е годы ХIХ века в школах Болгарии. Этим праздником торжественно заканчивался учебный год.

В России впервые в 1862 году была отслужена церковная служба в честь Кирилла и Мефодия, а после ее окончания была объявлена подписка на сооружение иконы. Была собрана большая сумма — ЗОО рублей серебром. Вскоре был принят императорский указ об учреждении в пяти университетах - в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Киеве — Кирилло-Мефодиевских стипендий.

Позже этот праздник стали отмечать не столь широко. И лишь в 1986 году празднование возобновилось. Центрами празднеств были Киев и Москва, а в 1994 году - Владимир.

В мае 1992 года в центре Москвы на Славянской площади установлен памятник братьям-просветителям.

Ведущий 2: А сейчас, дорогие наши зрители, участники и любители книг, мы предлагаем вам продемонстрировать свою начитанность и эрудицию. Наше интеллектуальное состязание посвящено Дню славянской письменности.

Темой нашего состязания будут пословицы и поговорки. Их у русского народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

Ведущий 1: Пословицы и поговорки возникли в давние времена, еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму-разуму.
Старинные пословицы живут в языке и сегодня — и в разговоре, и в книге. Когда мы слышим пословицу или поговорку, мы невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что-то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не раз. Они отзываются на все случаи жизни: дают разумный совет, наставляют на ум, утешают, веселят. Немного  поразгадываем, подумаем над смыслом и содержанием многих пословиц, крылатых выражений.
давайте поиграем.

1.Задание «Объяснить значение»

Долог день до вечера, коли делать нечего.

(Если человек ничем не занят, время длится долго, а при любой работе проходит незаметно).

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 

(Грамотному человеку идти по жизни легче)

Кто старое вспомянет, тому глаз вон.

(Нужно уметь прощать старые обиды).

На чужой старонушке рад чужой воронушке.

 (Находясь далеко от дома, человек рад любой встрече, которая напомнит ему о доме)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.(Друзья дороже денег и нужнее человеку)

Слово не воробей – вылетит – не впоймаешь.

(Нечаянно обраненным словом можно обидеть человека)

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

(Взялся за дело, доводи до конца).

Дареному коню в зубы не смотрят.

 (Подарки не обсуждают, их принимают).

За двумя зайцами погонишься, ни одного не впоймаешь.

(За два дела сразу взяться и ни одного не сделать)

Дым без огня не бывает.  

(Ничего не бывает без причины).

  1. Задание «Вспомни пословицу и поговорку».

  1. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, не успел, или с упреком, кто заставляет много ждать себя.

(Семеро одного не ждут).

  1. Так говорится про человека, который сам не достаточно или с чужих сов знает то, о чем говорит.

 (Услышал звон, да не знает, где он).

  1. Если делаешь все без суеты, то скорей достигнешь желаемых результатов.

 (Тише едешь – дальше будешь).

  1. В состоянии страха опасность преувеличивают или видят ее там, где нет.

 (У страза глаза велики).

  1. Говорится по отношению к тому, кто помог в бее, или проявил черствость к попавшему  беду.

(Друг познается в беде).

  1. Человек, который очень беден, не имеет средств к существованию. (Гол как сокол).
  2. Какое явление природы нельзя выпросить в самое холодное время? (Зимой снега не выпросишь).
  3. Человек выполняет свою работу плохо.

 (Спустя рукава)

  1. Так говорят о человеке, чье выражение лица говорит о его намерениях. (На лбу написано).    

                                                                                                                                             

  1. Задание «Отгадай загадку»
  1. Не мед, а ко всему льнет. (Слово).
  2. Дней не знает, а другим указывает. (Календарь).
  3. Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд заговорят. (Буквы).
  4. Что быстрее всего на свете (Мысль).
  5. Сами верхом, ноги за ушами. (Очки).
  6. Не птица, но летает, не слон, а с хоботом, не приручают, а на нос садится. (Муха).
  7. Без рук, без топоренка построена избенка, (Гнездо).
  8. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга).
  9. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух).
  10. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).


Ведущий 1: Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник. Другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:

Знать на ять - знать досконально, отлично («ять» произносилась как Е, слова, где была эта буква, нужно было просто знать наизусть).

Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать («ижица» похожа на перевернутый кнут).

Стоять фертом - стоять руки в боки (ферт - буква Ф).

Сперва аз да буки, а потом и науки - сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.

История культуры продолжает твориться на наших глазах, появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не возможно было бы без букв и азбуки, нашей письменности, имена создателей которых Кирилла и Мефодия мы буем вспоминать каждый год 24 мая.

Чтец 4:

Кирилл и Мефодий трудились не зря –
Пошло просвещение в массы
И письменность наша как прежде жива,
Достигнув высокого класса!

Тебе пожелаю в сей праздничный день
Упорно к учебе стремиться,
Слова изучать, набираться идей,
Славянской культурой гордиться.

Чтец 1: Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(И.Бунин)

Чтец 2: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Чтец 3: Я люблю мой славянский,
Мой русский язык,
Покорен его певческим слогом.
Миру Божьему он
Состраданьем открыт
И приветливым ласковым словом.
Я люблю, как звучит моя
Русская речь —                                                                                                                                        В ней щемящая грусть вековая.
Я люблю, как в избе
дышит отчая печь
И творится молитва святая.
Как дрожит под иконой
Огарок свечи,
В полночь черная буря бушует.
Все хранит в себе память
Славянской души,
Слово русское дух наш врачует.
Я люблю, как поет
Мой великий народ,
Песни долгие пахаря в поле,
Забубенную жизнь
На развилке дорог
И стремление русское к воле.

Чтец 4:

Кирилл и Мефодий трудились не зря –
Пошло просвещение в массы
И письменность наша как прежде жива,
Достигнув высокого класса!

Тебе пожелаю в сей праздничный день
Упорно к учебе стремиться,
Слова изучать, набираться идей,
Славянской культурой гордиться!

Праздник начинается вступительным словом ведущего, который рассказывает детям о славянской азбуке и истории ее создания, о просветительском подвиге святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (показывает икону с их изображением), о первых рукописных книгах. Материалы для подготовки вступительного слова предлагаются в настоящем издании.

Слово ведущего заканчивается рассказом об «Азбучной молитве». Эта молитва считается одним из самых первых славянских стихотворений и представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянской азбуки:

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.1.gif аз — Аз есмь свет миру. 

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.2.gif буки — Бог есмь прежде всех век.

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.3.gif веди — Ведаю всю тайну в человеце и мысль.

http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.4.gif глаголь — Глаголю людем закон Мой. и т.д.

Молитва была составлена болгарскими книжниками для лучшего запоминания азбуки.

Игра «Назови слово»

Ведущий называет старославянское слово, а ученики - русское.

Глад (голод).

Здравие (здоровье).

Здравый (здоровый).

Страж (сторож).

Страна (сторона).

Драгоценный, драгой (дорогой).

Брег (берег).

Древо (дерево).

Хлад (холод).

Врата (ворота).

Злато (золото).

Владимир (Володя).

Власы (волосы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое славянской письменности

Данное внеклассное мероприятие посвящено русскому языку и славянской письменности....

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"....

внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"...

Презентация к внеклассному мероприятию "День славянской письменности и культуры"

Презентация служит хорошим наглядным пособием при проведении праздника...

Сценарий внеклассного мероприятия "День славянской письменности и культуры"

Сценарий позволит учащимся узнать о Кирилле и Мефодии - великих славянских просветителях, создателях славянской азбуки....