Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие, посвящённое славянской письменности
    методическая разработка (10 класс) на тему

    Руднева Наталия Александровна

    Данное внеклассное мероприятие посвящено русскому языку и славянской письменности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_slavyan._pismen.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

    « И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,

    ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

    А.А.АХМАТОВА

    11-е классы

    Учитель Руднева Н.А.

    И  МЫ  СОХРАНИМ  ТЕБЯ, РУССКАЯ  РЕЧЬ,

    ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ  СЛОВО!

    ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ: познакомить учащихся с некоторыми сведениями о развитии русского языка, о славянской письменности, о трудах известных ученых – лингвистов; укреплять уважение, любовь к русскому языку, воспитывать стремление лучше знать родной язык.

    МУЗЫКА. Выходят ученики (1 блок). ЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА

    1 ведущий: В романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» есть глава, где описывается, как путешественники, плывшие на корабле по океану, нашли на палубе… замерзшие слова. Похожие на красные, желтые, зеленые градины, эти слова в руках оттаивали и начинали звучать.

                        В словах писателя скрыт глубокий смысл. Действительно, слова как будто существуют вне человека. Если они напечатаны в книге, их можно увидеть, если сказаны, можно услышать. Если же слова написаны специальным шрифтом из выпуклых точек, то их можно даже пощупать!

    2 ведущий: В Х1Х веке язык вполне серьезно называли организмом и думали, что языки ведут между собой борьбу за существование и подчиняются закону естественного отбора, совсем как животные или растения. Но очень скоро поняли, что такой взгляд на язык неправилен.

    3 ведущий: Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбку, пытающуюся уяснить себе свойства воды. Рыба не может жить вне воды, и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык для личности человека – то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности.

    4 ведущий: В романе- антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» людей стараются лишить свободного владения языком, чтобы они перестали мыслить, любить, принимать решения. Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить свое мнение, ни выразить его. Он не найдет понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться, и в школах  любой страны родной язык – важнейший предмет.

    МУЗЫКА. Выходят ученики (2 блок). О СЛАВЯНСКОЙ  ПИСЬМЕННОСТИ

    5 ведущий :Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста»…

                       Более 1000 лет назад славянские книжники братья Константин  ( в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами славянского алфавита. В наше время 10 часть всех существующих языков  - 70! -имеет письменность на основе кириллицы.

     6 ведущий: В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголица». Позднее в Болгарии ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…Создатели азбуки старались

    сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. До сих пор кириллица

    считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских, стали символом духовного подвига.

                       В мае 1992 года в центре Москвы, на Славянской площади, установлен памятник братьям-просветителям.    

    МУЛЬТИМЕДИА                            СЛАВЯНСКАЯ  ПИСЬМЕННОСТЬ.

    Материал о славянской письменности на диске.

                                                                   ВИКТОРИНА (3 ученика, 3блок)

    1.Как возникло слово «азбука»?

    (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

    2.Что общего между словами «азбука» и «алфавит»?

    (Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

    3.Назовите старинные названия букв славянской азбуки.

    (аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како, люди, мыслете, твердо, ук, ферт,  хер, омега, цы, червь, ша, ща, ер, еры, ерь, ять, ю, (и)я, (и)е, юс малый, юс большой, йотов юс малый, йотов юс большой, кси, пси, фита, ижица.)      

    4.Назовите современные названия этих букв. (на листах буквы ЕР (Ъ), ЕРЫ (Ы), ЕРЬ (Ь), ЯТЬ (читалась как Е). Эта буква создавала трудности при письме, так как дети с трудом запоминали, какие слова пишутся через Е, а какие – через ЯТЬ. Ведь по звучанию они были одинаковы! Поэтому первая советская орфографическая реформа в 1918 году упразднила эту букву.

    5. «От доски до доски». Что значит это выражение и откуда оно взялось?

    ( Это значит – «от начала и до конца». В старину книжные обложки делались, как правило, из дощечек, обтянутых кожей.)

    6. Чем и на чем писали в древности?

    (Писали на пергамене – выделанной особым образом телячьей коже; гусиным пером (из левого крыла). Чернила делались из дубовых орешков, которые надо было поварить в кислоте с железными опилками. Писали также заостренной костяной или деревянной палочкой («писало») на березовой коре – бересте, специальным образом подготовленной.)

    7.Как звали первого русского книгопечатника? Как называлась первая печатная книга?

    (Иван Федоров, 1564 год – начало русского книгопечатания. Первая книга – церковная книга «Апостол», затем – «Часовник» - книга молитв.)

    8. Если вам нужно указать на кого-то или на что-то, вы говорите ОН, ОНА, ОНО. Как говорили в Древней Руси?

    (ОН – И, ОНА –Я, ОНО – Е )

    Но если Я – это по-древнерусски  ОНА, то как же называли самого себя?

    (Переведите: Я – АЗ).

    МУЗЫКА.

    7 ведущий: В нашей великой стране с давних пор лучшие умы России занимались изучением структуры языка, различных явлений в языке, а также преобразованиями в языке. Это Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Михайлович Карамзин, Владимир Иванович Даль, Филипп Федорович Фортунатов, Яков Карлович Грот, Алексей

    Александрович Шахматов и многие другие. В знак глубокого уважения к трудам ученых- лингвистов вспомним некоторых из них.

    МУЛЬТИМЕДИА.       СЛАВА  УЧЕНЫМ-ЛИНГВИСТАМ  ВСЕХ  ПОКОЛЕНИЙ.

    Материал об ученых-лингвистах на диске.

    Далее материал на тему «Русский язык в мире и прогнозы его развития» (на диске).

    МУЗЫКА.

    8 ведущий: Русские писатели и поэты во все времена восхищались необычайным богатством, звучностью, мелодичностью, точностью, неиссякаемостью русского языка. В стихах и прозе воспевали художники слова наш родной язык.

                                                      МОНТАЖ. СТИХИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    .1 чтец                                                   И.С.Тургенев «Русский язык»

            Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

            Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

            Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

    2 чтец                                                        Н. Гумилев «Слово»

    В оный день, когда над миром новым

    Бог склонял лицо свое, тогда

    Солнце останавливали словом,

    Словом разрушали города.

    И орел не взмахивал крылами,

    Звезды жались в ужасе к луне,

    Если, точно розовое пламя,

    Слово проплывало в вышине.

    А для низкой жизни были числа,

    Как домашний, подъяремный скот,

    Потому что все оттенки смысла

    Умное число передает.

    Патриарх седой, себе под руку

    Покоривший и добро, и зло,

    Не решаясь обратиться к звуку,

    Тростью на песке чертил число.

    Но забыли мы, что осияно

    Только слово средь земных тревог,

    И в Евангелии от Иоанна

    Сказано, что слово – это Бог.

    Мы ему поставили пределом

    Скудные пределы естества,

    И, как пчелы в улье опустелом,

    Дурно пахнут мертвые слова.

     3 чтец                                                     К. Бальмонт «Русский язык»

    Язык, великолепный наш язык.

    Речное и степное а нем раздолье,

    В нем клекоты орла и волчий рык,

    Напев, и звон, и ладан богомолья.

    В нем воркованье голубя весной,

    Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

    Березовая роща. Свет сквозной.

    Небесный дождь, просыпанный по крыше.

    Журчание подземного ключа.

    Весенний луч, играющий на дверце.

    В нем Та, что приняла не взмах меча,

    А семь мечей в провидящее сердце…

     4 чтец                                                 Алла Гозун. «Ода русскому языку»

    Глаголом сердце жжет и веселит склоненьем,

    О русский, с детства милый мне язык.

    Мне сладостны его прикосновенья,

    В созвучиях его и вздох, и стон, и крик,

    И радость, и от боли избавленье,

    Волненье первых встреч, и горечь расставанья,

    Расцветшая сирень, окно в душистый сад,

    И слез ночных блаженство, и желанье,

    Загаданное в летний звездопад,

    И час ненаступившего свиданья,

    Когда минуты тягостно летят,

    Но нет конца надежде, и страданье,

    И жизнь, которой не вернуть назад.

    Он живость сочетает с негой,

    В нем – твердость полководческих команд

    И свежесть только выпавшего снега,

    И обаянье неприступных Анд,

    И аромат альпийских эдельвейсов,

    И горечь трав полынных, и тоска

    Равнинная по океанским рейсам,

    И концентрация в предчувствии броска;

    Ему доступна мысли сокровенность

    И против истины я не грешу,

    Сказав, что забываю жизни бренность,

    Когда на русском языке пишу.

    МУЗЫКА

    9 ведущий: Известные русские писатели Ильф и Петров подарили читателям прекрасное произведение под названием «12 стульев», в котором сатирически изобразили малограмотную молодую особу с очень узким лексиконом. Таких безграмотных людей, не знающих родной язык, легко может обмануть личность, обладающая чудесным даром речи и умением обольщать.

    ТЕАТРАЛЬНАЯ  ПОСТАНОВКА «ОСТАП БЕНДЕР И ЭЛЛОЧКА-ЛЮДОЕДКА»

    МУЗЫКА

    10 ведущий: Русский язык, как и любой другой язык мира, постоянно развивается, открываются новые законы, обогащается лексика. Есть у русского языка особенность – это своеобразная форма языка – молодежный жаргон. С определенного возраста многие юноши и девушки окунаются в его стихию.

                         Молодежный жаргон основан на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающем все, что правильно, скучно, стабильно. Он использует словотворчество, шутку, поддразнивание, грубоватую лексику.

                         Со временем, став взрослыми, молодые люди как бы выныривают на поверхность литературного разговорного языка и еще больше начинают ценить неисчислимые богатства родного языка.

                        Об этом вам сейчас расскажут Буратино и Мальвина из почти сказки Александра Горбовца.

       

    ТЕАТРАЛЬНАЯ  ПОСТАНОВКА «БУРАТИНО  И  МАЛЬВИНА»

    5 чтец                                                          А.Ахматова «Мужество»

    Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,-

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

    Навеки!

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   МУЗЫКА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"

    Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"....

    внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

    Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"...

    Презентация к внеклассному мероприятию "День славянской письменности и культуры"

    Презентация служит хорошим наглядным пособием при проведении праздника...

    Сценарий внеклассного мероприятия "День славянской письменности и культуры"

    Сценарий позволит учащимся узнать о Кирилле и Мефодии - великих славянских просветителях, создателях славянской азбуки....

    Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры, на тему "От глиняной таблички к печатной страничке"

    Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...

    Сценарий внеклассного мероприятия «Азбука славянской письменности»

    Сценарий внеклассного мероприятия«Азбука славянской письменности»...


     

    Комментарии

    Руднева Наталия Александровна

    Мероприятие, пропагандирующее великий русский язык, предлагающее интересный материал о славянской письменности, может быть полезно учителям русского языка и литературы.

    Руднева Наталия Александровна

    Данное мероприятие может быть интересно учителям русского языка и литературы.

    Руднева Наталия Александровна

    Данное мероприятие может быть интересно учителям русского языка и литературы.