Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"
классный час (9 класс)

Шестакова Нелли Владимировна

Цель:

  • формирование потребности к изучению родного языка у школьников;
  • развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;
  • воспитание грамотных граждан своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_den_sl._pism.docx59.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие   "День славянской письменности"

 


Цель:

  • формирование потребности к изучению родного языка у школьников;
  • развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;
  • воспитание грамотных граждан своей страны.

Оборудование: кассета с записью музыки, рисунки, презентация, костюмы.

Проведение праздника

http://festival.1september.ru/articles/521440/img1.jpg
Слайд 1

“Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего человечества”.
П.Я. Чаадаев

“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.
Н.М. Карамзин

Организационный момент. (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев)

Стихотворение (читает ученик)

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н.Кончаловская

Вступительное слово

Учитель: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”.

Ведущий 1: Более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, был изобретен славянский алфавит.

Ведущий 2: Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник – День славянской письменности и культуры.

Ведущий 1: Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как общались, о чем думали и мечтали?

Ведущий 2: Узнать об этом нам помогают книги - настоящее чудо рук человеческих.

Ведущий 1: В книге сосредоточена мудрость многих поколений.

Ведущий 2: Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним чудом - азбукой.

Ведущий 1: Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней.

Ведущий 2: И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны. Ведущий 1: Это солунские братья - монахи Кирилл и Мефодий.

Учитель: Каким был путь создания азбуки? Какими людьми были Кирилл и Мефодий? В чем состоит их подвиг? Как люди хранят память о великих просветителях? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

Первая страница – Жизнь Кирилла и Мефодия

(Рассказывают учащиеся)

Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции) в семье друнгария (командира военного подразделения).

Кирилл родился в 827 году, Мефодий родился в 815 году.

В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии — подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.

Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как он быстро постигает научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу. Кирилл получил хорошее образование, знал кроме славянского греческий, латинский, арабский и европейский языки.

Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с малолетним сыном императора - Михаилом.

Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

Учитель: Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Латинский язык не был известен солунцам.

В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Константин. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. После долгих поисков ему, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику...

Инсценировка (Константин и приезжий) 

Константин. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня.

Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Константин. И все же я хочу понять, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Уходят со сцены, затем возвращаются)

Автор. Через год приезжий снова повстречал Константина.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Константин. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Константин. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(Уходят со сцены)

Автор. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Там он продолжил свое обучение. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.

Учитель. Многие славяне в то время еще поклонялись древним богам, приносили кровавые жертвы их деревянным изображениям - идолам. И братья решили открыть славянам истину христианства, пролить на них свет Божьего слова. Для этого потребовалось изложить на родном языке славян те священные книги, в которых говорилось об Иисусе Христе. По разным славянским землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье, проповедовали и прославляли Христову веру.

С этой задачей братья успешно справились: Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием приступили к переводу церковных книг на язык славян.

Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию.

24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Вторая страница

Жизнь славянской азбуки

Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании. Азбука Кирилла насчитывала сорок три буквы и включала в себя также и цифры. Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те,

что были предложены Кириллом. В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука –кириллица, составленная в конце 9 начале 10 века, у каждой буквы свое название “аз”, “буки”, “веди”... “люди” ... “покой”... “ферт”... “ижица”... Сидит ученик, читает по буквам: “мыслете-аз-мыслете-аз”. Что получилось? Оказывается - “мама”. Ох, трудно азбуку выучить!

При князе Игоре дошла она и до Руси. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Другая азбука – глаголица, которой пользовались древние славяне, не имеет никакого сходства с греческой азбукой. Есть основания полагать, что хотя Кирилл и не был ее создателем, однако он внес в нее некоторое усовершенствование и использовал ее наряду с кириллицей.

Кириллица – одна из двух древнейших славянских азбук, название которой восходит к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.

Третья страница

История Кувшина

http://festival.1september.ru/articles/521440/img2.jpg
Слайд 2

В середине 20 века археологи обнаружили во время раскопок под Смоленском черепки глиняного кувшина. Их осторожно собрали, склеили, и получился целый сосуд. Выглядел он обычно: продолговатый, с узким горлом и двумя ручками. Удалось установить, что этот кувшин пролежал в земле больше тысячи лет! Но не это главное. Самое удивительное то, что на нем рукой русского человека, который жил где-то в середине 10 века, была сделана надпись кириллицей! Ученые прочитывают эту надпись по- разному: гороухща, гороухча, горушна. Неизвестно, как именно произносили это слово наши предки, но так или иначе оно означает хорошо нам знакомую горчицу. Выходит, в сосуде хранили или горчичные семена, или уже готовую острую приправу. Вот так давно на Руси освоили созданную Кириллом азбуку!

Учитель. Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых (равноапостольные).

Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Четвертая страница

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве

Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина. Доброе дело совершил этот человек от имени всех россиян. И потому честь ему и хвала. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Ведь на кресте принял мученическую смерть из любви к людям Сын Божий Иисус Христос.

Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. Впереди у славянской азбуки еще долгая-предолгая жизнь.

Выразительное чтение стихотворения Стояна Михалковского

“Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892)

Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.
К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.
Наукой – этой новой силой- Да не иссякнет дух народа,
Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!
Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата
Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.
Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,
И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.

Заключительное слово учителя.

Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить наш праздник (во время чтения стихотворения фоном идет “Да исправится молитва” Д.С.Бортнянского).

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Подведение итога

Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией!

Цели урока: сохранение подлинной языковой культуры, проявление соборности, развитие у детей образного лингвистического и исторического мышления, гражданско-патриотическое воспитание.

Задача праздника: Праздник составляют важную сторону общественной и семейной жизни, это время слияния с божественным и приобщения к духовным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого душевного и телесного состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом.

Место проведения: Березовая роща на пришкольном участке.

Сроки проведения: 23 мая 2008 года.

Начало в зале.

Звучит колокольный звон. Слайды.

I. Ведущий 1:

Славяне, братья!
В славный день
Культуры, письменности вашей
Пусть никакой тревоги тень
К душе не прикоснется даже.
Славяне, братья!
Все, что вам
Господь помог создать на свете,
Есть красоты и духа храм,
Храм высшей дружбы на планете
В пути прекрасном, непростом.
Да будет так.
Всегда. Во всем.

Ведущий 2:

1) Слово для приветствия предоставляется директору школы Т.В. Барсуковой.
2) Слово для поздравления предоставляется начальнику воспитательного отдела КО Груздевой Лине Алексеевне.
3) День Славянской письменности – это государственный церковно-славянский праздник. Слова поздравления нам принес иерей храма Всех Святых Евгений.

(На сцене Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1: В XIX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Фессалоники в Греции), жили два брата – Константин и Мефодий, люди очень мудрые и образованные.

Мефодий: Константин! Овладели мы многими науками: риторикой, астрономией, философией и диалектикой, геометрией и музыкой, хорошо знаем славянский язык. Призвал нас греческий царь Михаил и сообщил, что славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел просят помощи.

Кирилл: Что ж, Мефодий, повинуемся с покорностью. Были у славян учители от итальянцев, греков, немцев, а истинного славянского письма не обрели.

Мефодий: Подобает идти нам, Константин, с радостью. Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде.

Ведущий 2: И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Ведущий1: Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка.

Кирилл: И собрали мы учеников своих, и стали их учить. И перевели книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили мы их и утрени, и часам, и обедне, и вечери, и повечерию, и тайной молитве.

Мефодий: Ведаю я, что не только князь Ростислав с моравами получил славянскую грамоту, но и Коцел, князь Паннонский, возлюбил славянские буквы, и научился им, и дал учеников, чтобы научились. И начала сильно расти в славянских странах грамота, и возрадовались славяне, что дарованы им письмена.

Ведущий 2: Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Ведущий1:

Братья! Двоицу святую
В день сей радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим.

Ведущий2:

Песнью хвальною,
Велегласною
Да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле,
Радуйся, Мефодие,
Радуйтесь, словенских стран апостолы!

II.

Ведущий1: Появление письменности, обращение к христианству повлияли на обычаи и духовную культуру славян.

Ведущий2: Появляется первый природный месяцеслов, а основными его вехами стали дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты

СЛАВЯНСКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ

(На сцену выносят календарь и названия месяцев и ставят их)

Ведущий 1: Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чашах и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо - Коло Сварога - несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. 

Ведущий 2: Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Год начинался с 1 марта, и с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Ведущий1:Многие древние названия месяцев перешли в ряд славянских языков и удержались в некоторых современных языках:

Современные русские названия

Наиболее распространенные древнеславянские названия

Январь

Сечень

Февраль

Лютый

Март

Березозол

Апрель

Цветень

Май

Травень

Июнь

Червень

Июль

Липец

Август

Серпень

Сентябрь

Вересень

Октябрь

Листопад

Ноябрь

Грудень

Декабрь

Студень

Ведущий 2: Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Май в календаре носил имя “Травень”. В этот месяц славили Рода – бога семьи и вселенной, Ярилу – богатыря и труженика, богинь любви, домашнего тепла и уюта - Лелю и Ладу.

Ведущий 1: Ритуальные обряды проходили и внутри дома, и устраивались за околицей, на холмах.

Ведущий 2: До 14 Травня поминали родных, молили Рода о дожде и хорошем урожае, славили Бога Ярилу, славянского Бога плодородия.

Ведущий 1: А с 15 Травня на календарном троне воинственного труженика Ярилу сменяют Леля и Лада.

III.

(На сцену выходят Леля и Лада (в белых одеяниях, зеленью перевиты талия и руки, с цветочным венком на голове)

(Отдельно на столе образцы игрушек, пироги, калачи, пряники, жаворонки, баранки на красивой скатерти с самоваром посередине.) Л.А.Донец.

Лада: В травень-месяц устраивали ярмарки игрушек, с веснянками, приговорами и закличками. Веселые игры, торговля, шум, свист говорили о приходе весны.

Леля: В день праздника мамы и бабушки раздавали ребятам особые крендельки и плюшки из румяного теста. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, подбрасывали их повыше к солнышку и пели веснянки.

Лада: И мы сейчас выйдем на двор и встанем в хоровод.

Идут со сцены на улицу и ведут за собой гостей, проводят их через арку из веток и становят всех в хоровод.

(Каждый выступающий получает жетон, на который может купить что-то у коробейников)

Фольклорный ансамбль. Рук. Латоха М.Ю.(встают кругом)

1-й ведущий (из хоровода): (к Ладе) Благослови, мати, Весну закликати?

Лада: Рано, рано.

Народ обходит поляну по солнцу звеня, свистя, треща и трубя. Через какое-то время снова обращается к девице и повторяет еще 2 раза свою просьбу.

Лада: Добро, закликайте Весну.

(2-й ведущий берет лук и стрелы, достает украшенную стрелу, и, натягивая тетиву, речет заговор:

Ты лети, лети, стрела,
Через реки и поля,
Через камни и песок,
Через Запад – на Восток,
Через поле, через лес,
Бедам всем наперерез
Белой птицей обернись -
И с Весной к нам Воротись!

С этими словами он выстреливает туда, где воткнута на шесте птица. Девица отправляется туда, куда улетела стрела, и вскоре возвращается со стрелой и с шестом, на котором надета птица. Это прибытие отмечается криками из толпы “Весна идет” и “слава Весне Красной!”. Затем каждый берёт себе по печенью, одному даётся птица на шесте. С высоко поднятой птицей все идут по кругу, играя на свистульках, имитируя птичье пение (зазывая птиц свистом). В это время зажигается костёр.

Леля и Лада раздают всем печенье.

Хоровод речет заклички Весны:

Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, Весну Красную
Приведите нам!
На теплых ветрах
На Солнца Лучах
Принесите нам!
На кобыле вороной
В Колеснице золотой
Привезите нам!

Жаворонки-перепёлки, прилетите!
Вы Зиму, Зиму Студёну унесите,
Вы Весну, Весну-Красну нам принесите!
Красну лету златы врата отворите!

Ты приди, Весна, в края наши Родные.
Принеси тепло и жито хлебородные.
Дай нам жито золотое, колосистое,
Жито доброе, густое, ядренистое!

Чтобы было с чего пиво варити,
Пиво варити - ребят женити,
Ребят женити – красных девиц отдавати!

Слава Весне Красной! Слава Живе!
Слава Солнышку Красному! Слава Земле Матушке!

(После каждый наговаривает своё желание на печенье, часть его отламывает и бросает в Огонь, а другую часть съедает сам. Желание то должно касаться чего-то, задуманного содеять какое-то доброе дело грядущей весной (что-либо изготовить, соорудить, построить, выполнить обет, встретить любовь, пожениться и т.д.)

Леля: Был такой обычай: дети надкусывали часть пряника , говорили желание, а остальное бросали в костер. Тогда желание сбывалось. Сделаем и мы так.

Все говорят желания.

(КЛИКАНЬЕ ВЕСНЫ) (Хоровые переклички девушек (веснянки).

Леля:1. Весна, Весна красная,
Приди весна с радостью
С доброй радостью,
С великой милостью
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными
С хлебами обильными.

Лада:2. Солнышко- ведрышко, выгляни, красное,
Из-за гор – горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры
Видело ль ты солнышко красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Леля:1) Весна - честная боярыня! С ряжеными да с хороводами привела нам гостей.

Кто еще скажет веснянки? Приглашаем в круг гостей из женской гимназии.

(Веснянки гостей из 12 школы.)

Продолжение праздника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник славянской письменности. Презентация к внеклассному мероприятию.

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "История азбуки"...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Внеклассное мероприятие, посвящённое славянской письменности

Данное внеклассное мероприятие посвящено русскому языку и славянской письменности....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...

Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.

Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...

Праздник славянской письменности и культуры (внеклассное мероприятие в 9 классе)

Внеклассное мероприятие , посвящённое 1150- летию создания  славянской письменности  и культуры....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6-х классов "День славянской письменности и культуры"

История создания славянской азбуки. Деятельность Кирилла и Мефодия....