Основные формы повышения педагогической культуры родителей в рамках внедрения ФГОС ООО
материал на тему

Горбачева Нина Алексеевна

В выступлении отражены основные формы повышения педагогической культуры родителей в рамках внедрения ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           гимназия№1 города Лебедянь Липецкой области

Основные формы повышения

педагогической культуры родителей

 в рамках внедрения ФГОС ООО

                                                                 Учитель: Горбачева Н.А.

2015 год

              Основные формы повышения педагогической культуры

родителей  в рамках внедрения ФГОС ООО.

Есть темы, не теряющие свою актуальность не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Важность данной проблемы определяется тем, что семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только всего воспитательного процесса, но и общества в целом. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика. Когда ребенок приходит в школу, он представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки, поведение, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В тоже время за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей.

Поэтому переход на новые образовательные стандарты вызывает определенные проблемы, в решении которых нам, учителям,  отведена серьезная миссия

Прежде всего Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» (ФГОС ООО).

В гимназии принята программа воспитания и социализации обучающихся, одним из ключевых направлений реализации которой  в рамках внедрения ФГОС на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — это один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

В современных условиях необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школьного возраста основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности гимназии по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) предусмотрено  использование различных форм работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

В программе воспитания и социализации обучающихся гимназии  отражена

 необходимость создания таких психолого-педагогических условий во взаимодействии педагогов и родителей, которые обеспечивают формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования; формирования ценностного отношения к семье, сохранении и приумножении ее традиций.

Такими условиями, являются :

1.Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни с помощью изучения семейных династий, исследование своей родословной, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношений детей и родителей, приглашение родителей к управлению школой);

 2.Изучение национального семейного опыта средствами народной педагогики (работа с семейным архивом, составление генеалогического древа, изучение традиций семьи разных народностей и наций,  семейного уклада);

3.Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществление  психолого-педагогического образования родителей и оказание просветительской деятельности по повышению фамилистической компетентности, сотрудничества с социально-психологической службой гимназии, установка контактов с наиболее значимыми взрослыми людьми для ребенка; системное проведение родительских встреч, консультаций, бесед);

4.Организация и проведение совместного досуга школьников и родителей (поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и образовательной организации, активное привлечение родителей для совместной деятельности с классом и гимназии; организация взаимного творчества учащихся и родителей).

Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС имеют формы работы с родителями. Востребованными в работе с родителями являются в большей степени не коллективные формы работы, а групповые и индивидуальные. С целью организации взаимодействия с родителями  в разрешении  проблем ребенка, играет такая форма работы как психолого-педагогическая мастерская для родителей, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам воспитания, развития и процессам взросления детей.   Проведение такой мастерской помогает педагогу и родителям найти точки соприкосновения, познакомить родителей с методами воспитания на основе добра, милосердия, заботы, эмпатии и толерантности. В ходе работы используются такие приемы, которые обеспечивают активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление, построение семейной модели воспитания ценностно-нравственных взаимоотношений родителей и детей, упорядочение детско-родительских отношений.

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Стандарт задал высокую планку и для школы, и для родителей .

 И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. И только совместная работа двух общественных институтов (семьи и школы) позволит ребенку достичь успеха, и тем самым способствовать его гармоничному и разностороннему  развитию.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и о...

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...

Работа по повышению педагогической культуры родителей

Работа по повышению педагогической культуры родителей...

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...