Стили семейного воспитания
методическая разработка (9, 10 класс) на тему

Постнова Светлана Алексеевна

Родительское собрание Стили семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_stili_semey_vospit.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Анкетирование

Вариант 1

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

1.        Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточ
но - то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы...

а)        расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете,
если нужно, компресс - 3 очка;

б)        оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему,
что это может п л охо ко н ч ится - 0 о ч ко в;

в)        делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку
самому справляться со случившимся - 5 очков.

2.        У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы...

а)        беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на
поведение своих детей - 2 очка;

б)        приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно по
влиять на них - 5 очков;

в)        объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.

3.        Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы...

а)        считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу - 0 очков;

б)        стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения -
3 очка;

в)        стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испы
тывал поражения - 5 очков.

4.        Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы...

а)        постоянно объясняете, как важен для ребенка сон - 3 очка;

б)        позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда
в одно и то же время - 5 очков;

в)        всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая ника
ких возражений с его стороны - 0 очков.

5.        Ваш ребенок обожает телевизор. Вы...

а)        разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без огра
ничений, т. к. считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет
его смотреть - 0 очков;

б)        говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя -
2 очка;

в)        вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть -
5 очков.

6.        Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы...

а)        объясняете, что такое поведение неприлично-5 очков;

б)        запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом - 0 очков;

в)        поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3 очка.

7.        Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже
интересуется противоположным полом. Вы...

а)        пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков;

б)        оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само
собой-3 очка;

в)        абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения
полов-5 очков.

8.        Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы...

а)        учите своего ребенка давать сдачи обидчикам - 5 очков;

б)        проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников -
3 очка;

в)        советуете своему ребенка избегать контактов с такими детьми и про
сите педагога помочь в этом - 0 очков.

9.        Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы...

а)        не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший
поймет свои ошибки без подсказки - 0 очков;

б)        наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего -
5 очков;

в)        стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо
от их взаимоотношений со старшим - 3 очка.

10.        Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится
злым и бессердечным. Вы...

а)        тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он
на себе почувствовал, как плохо он себя ведет - 0 очков;

б)        стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков;

в)        ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жес
токие фильмы, окружение ребенка вадворе и классе и т. д. - 2 очка.

• Анализ результатов теста

0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести ктому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 очков. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

36-50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

     

 Вариант 2

Ваш стиль воспитания

1.        Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?

а)        из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родите
лей;

б)        из-за чрезмерной требовательности родителей;

в)        из-за своего эгоизма, лени, упрямства.

2.        С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего
согласны?

а)        если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет
хороший человек;

б)        родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они долж
ны заслужить его;

в)        важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им
свое общество.

3.        Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать
в отношениях ребенка со сверстниками?

а)        ребенок имеет право общаться близко только с теми детьми, которые
нравятся его родителям;

б)        родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости,
но вмешиваться в отношения детей только в исключительных случаях;

в)        ребенок может общаться, с кем захочет, родителей это не касается.

4.        Ребенок должен понимать, что его родители...

а)        знают все, о чем он думает;

б)        интересуются его мыслями и чувствами;

в)        не претендуют на то, чтобы знать его помыслы.

5.        Когда взрослый должен просить прощения у ребенка?

а)        никогда;

б)        в тех случаях, когда взрослый неправ - обязательно;

в)        по настроению.

6.        Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься
в свободное от учебы время?

а) пока не станет достаточно взрослым - нет;

б) конечно, но задача родителей - направить его энергию в «мирное»
русло;

в)        может, а родители должны помочь материально.

7.        Как должны реагировать родители подростка, услышав от него
нецензурные выражения?

а)        возмутиться и строго наказать;

б)        договориться, что эти слова он не станет произносить дома и вообще
будет использовать их только в крайних случаях;

в)        не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо
ушей.

8.        Зачем давать ребенку деньги на карманные расходы?

а)        для того, чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед
родителями;

б)        для того, чтобы он мог их потратить по своему усмотрению;

в)        для того, чтобы он не воровал деньги у родителей.

9.        У ребенка могут быть секреты от родителей?

а)        только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком;

б)        да, это обязательное условие нормального взросления, дети должны
иметь собственную личную жизнь;

в)        конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

10.        Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами
выбирать одежду и другие вещи для ребенка?

а) до той поры, когда ребенок не начнет покупать все это на самостоятельно заработанные деньги;

6} до того, как ребенок не научится высказывать свои пожелания на этот счет;

в) до того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе для себя вещей.

11.        Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь?

а)        можно только хвалить за успехи, но «телячьи нежности» ни к чему;

б)        конечно, однако любая ласка должна быть уместна (например, не це
ловать мальчика при его друзьях);

в)        да, и как можно чаще.

12.        Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для
ребенка?

а)        безусловно, родители должны следить за этим;

б)        в жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого
возможны отступления;

в)        ни к чему мучить ребенка и себя.

Анализ результатов теста

Подсчитайте, каких ответов - «а», «б» или «в» - у вас больше всего, и определите черты своего стиля воспитания.

Большинство ответов «а» - авторитарный стиль. Ваши ответы показывают, что вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Такие мамы и папы не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают ребенку возможности высказаться, стремятся контролировать все сферы жизни своих детей. Такое воспитание может привести к весьма негативным последствиям. Ребенок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчет, и часто попадают под дурное влияние сверстников.

Большинство ответов «б» - демократический стиль. Вы избрали наиболее конструктивный способ взаимодействия с ребенком. Как и всякие демократичные родители, вы заботливы и внимательны, ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократического воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки.

Большинство ответов «в» - либеральный стиль. Вы относитесь к либеральным родителям. При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают теплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводят к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и, по мнению психологов, вырастают очень несчастными.

Круг чтения для родителей

Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург, 2005. Книга Януша Корчака издана в серии «Классическое наследие». Автор - известный педагог, психолог, гуманист, писатель. Книга его полна точных, ясных и емких замечаний о детях, взрослых, их проблемах, непонимании и попытках приблизиться к истине и друг к другу. Корчак показывает нам, как с помощью любви можно преодолеть и ошибки, и совершенно непреодолимые, казалось бы, противоречия.

Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург, 2006. В книге последовательно разрабатывается идея о подростковости как смерти и рождении. Человек рождается дважды. Первый раз -как ребенок, под ответственность родителей и общества, второй - как взрослый, под собственную ответственность. Чтобы взрослый родился, ребенок должен умереть. Как бы ни протекал процесс - трагичен он всегда. Неумирание ребенка ведет к продленному отрочеству, инфантильности и пассивности.

Памятка для родителей

  1. Смотрите на своего ребенка, как на самостоятельную личность.
  2. Говорите с ним о планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить в первую очередь, т. к. на все денег не хватит, на чем можно сэкономить. Ребенок будет чувствовать себя уважаемым членом семейного коллектива.
  3. Все время доказывайте своим поведением, что умеете держать
    слово.
  4. Держите себя открыто и дружелюбно по отношению к ребенку, чтобы ребенок не боялся подойти к родителям с любым вопросом, даже деликатным.
  5. Перед тем, как пристыдить и наказать подростка, постарайтесь понять, что побудило его совершить проступок.
  6. Не обращайтесь с подростком, как с маленьким ребенком.
  7. Помните, что оба родителя в воспитании ребенка должны действовать согласованно.

От учителей и от родителей подростки слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...»; «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...»

А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...» Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они «не могут ничего» для них - одни запреты, а взрослые - «могут все», у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и
в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на них тяжелой ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты лжец», «Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили семейного воспитания

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко опреде­лить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы ис­поль...

Стили семейного воспитания

В статье рассказано, какие стили семейного воспитания существуют в российских семьях....

Стили семейного воспитания

слайдовая презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания, о результатах к которым могут привести перегибы в воспитании детей...

Стили семейного воспитания

материал для родительского собрания...

Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания.

Личность ребенка формируется в зависимости от стиля семейного воспитания. В этой статье я рассмотрела наиболее часто встречаемые стили семейного воспитания....

Стили семейного воспитания

Презентация на тему: "Стили семейного воспитания" предназначена для проведения родительского собрания в школе....

Стили семейного воспитания

Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"...