Классный час на тему:"Разговор об этикете"
классный час (5 класс) на тему

Рахматуллина Лейсан Ринатовна

Материал содержит  правила этикета и разбор различных жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovor_ob_etikete.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

"Разговор об этикете"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить об этикете. Вы знаете,что это такое?

1-й Этикет -слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости , принятые в обществе. Различают несколько видов этикета:

  • Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
  • Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
  • Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
  • Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Ведущий. Итак,ребята, этикет -это правила общения в обществе. А умеем ли мы общаться?

Правило первое:

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

2-й. Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость - это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.

3-й. Местоимение "ты" - единственного числа, "вы"- множественного. Казалось бы, употребление этих слов не вызовет труда. Но в нашем народе исторически сложилось иное употребление данных местоимений. "Вы" вместо "ты" в обращении к одному появилось сравнительно недавно ( в восемнадцатом веке) и закрепилось прежде всего среди образованных дворян. Употребление этих местоимений получало разнообразные оттенки.

4-й. В девятнадцатом веке жёны купцов нередко обращались к мужьям на "вы", слыша ответное "ты". На "вы" обращались к высшему чину и по имени и отчеству. На "ты" обращались либо к низшему чину , либо в семье.

5-й. В наше время обращение на "ты " принято между близкими людьми. На "ты" взрослые обращаются к детям. Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить "вы".Иногда встречается "ты" ("Эй, мужик, где тут вокзал"), но только у людей недостаточно культурных.

6-й. Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.

7-й. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; лапландцы трутся носами, молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине; латиноамериканцы обнимаются; французы целуют друг друга в щёку; военные отдают честь; самоанцы обнюхивают друг друга; современные греки приветствуют друг друга словами: "Будь здоровым!", английские и американские школьники - возгласом:"Эй!"; древние греки говорили друг другу в знак приветствия :"Радуйся!"; арабы приветствуют друг другу фразой:"Мир с тобой!", а индейцы навахо - фразой "Всё хорошо!"

Ведущий . Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

Правило второе: будучи вежливым, не забывай о такте.

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

-Садитесь, пожалуйста!

-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик , внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

8-й. Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем , радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям. Иначе получится , как у героя стихотворения:

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Ярина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

9-й. воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

  • -не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
  • -закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
  • - не забывай говорить "волшебные слова";
  • - помоги пожилому человеку или малышу;
  • - если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
  • -помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
  • -помни: ты -человек, веди себя по-человечески!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: Адыгский этикет

Урок посвящен изучению норм адыгского этикета....

Разговор об этикете

Классный час о культуре поведения....

Классный час по теме: «Откровенный разговор»

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. (О. Митяев)...

Классный час на тему: «Разговор с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ (среднее звено)»

Классный час на тему: «Разговор с родителями, воспитывающими  детей с ОВЗ (среднее звено)»...

Классный час на тему: "Правила школьного этикета"

Цель: Научиться применять правила этикета в повседневной жизни Задачи:—Узнать новые правила школьного этикета.—Пополнить запас вежливых слов.—Собрать материал о школьном этикете....

Классный час на тему "Поговорим об этикете"

Цель классного часа: сформировать у обучающихся правильное представление о нормах этикета....