Материалы к классному часу в 9 классе "Урок добра"
классный час (9 класс) на тему

Шумилова Татьяна Вольдемаровна

Классный час посвящен Международному дню белой трости - дню, когда все темы для обсуждения направлены на освещение проблем незрячих или слабовидящих людей. Сопровождается презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ДОБРА

Здравствуйте, уважаемые девятиклассники, мы с вами сегодня будем говорить о сложных и простых вещах, немного философствовать и много слушать. Тему нашей беседы вы знаете, а пока – небольшое вступление.

  1. (Слайд - памятник) Сажите мне, пожалуйста, что вы видите на иллюстрации? (Ответ)
  2.  А как памятник «Учителям словенским» соотносится с темой нашей беседы? (Ответ)

Подсказка – Следующий слайд. Давайте вспомним, используя свои навыки работы с филологией, как называются буквы славянской азбуки. (Слайд)

  • А – аз
    Б – буки
    В – веди
    Г – глаголь (говорить)
    Д – добро
    Ж – жить
    З – земля
    Л – люди
    М – мыслите
    Т – творить . . .

Получится ли у вас, то, что получилось у жившего Около 863 года н. э. просветителя славян Константина Философа в скором монашестве Кирилла?  Он сочинил азбучный акростих для придуманной им первой славянской азбуки.

(Слайд)Один из переводов звучит так:

Я знаю буквы.
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!

(слайд)

Еще в пушкинское время была высказана гипотеза о том, что славянская азбука должна представлять из себя единое высказывание. (Сам Пушкин, впрочем, в это не поверил).  Неоднократно  предпринимались и предпринимаются до сих пор попытки реконструировать то, что утверждал Кирилл в своем азбучном послании:

     Аз, Буквы изВедав,
Глаголю: Добро Есть.
Живете Sело Земным,
Iже да Иже.
Как же, Люди, Мыслите
о
Наших Оных Покоях?..
Реки Слово Твердо.
Укажут возле сФер-то Херувимы,
в печали
теЦ или Червь. 

  1. Добро – есть? И что такое добро? Сыграем в ассоциации?

Давайте разобьемся на три группы. Каждая получит бумагу , каждая группа должна написать как можно больше ассоциаций по теме:  Добро. (Игра – слайд – шесть картинок)

Вывод: Вы видите – ассоциации приблизительно одинаковые,  

Команды придумывают ассоциации к слову добро.

У команд были схожие ассоциации, связанные со словом "добро": друзья, лагерь, поезда, руки, свет, тепло, солнце, глаза, небо, одноклассники, пятерки, бегать, прыгать, радоваться, люди, радость, чувства, любовь, дружба, ласка, нежность, понимание, сочувствие, мама, бабушка, благодарность, благородство, благодать, красота, вечность, мир, жизнь, природа, дар, помощь, улыбки, студентки, пожертвования, поддержка (моральная и финансовая), душевность...

Учитель.

Бесконечно можно слушать такие добрые слова, не правда ли?

Добро и зло – две нравственные категории, научить ребёнка различать которые, - одна из задач каждого родителя. Первые наставления людям о добре мы находим в Ветхом Завете: «О человек, сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно мудрено ходить пред Богом твоим». В Евангелии апостол Павел, также призывает христиан творить добро, при этом он просит: «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем… Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…».

С вашей точки зрения, что значит : «Делать добро»? Это ведь просто, не так ли?

(Ответы учеников. Если не удается – пример из жизни: На Посопе живет женщина средних лет. У нее палисадник, рядом с ним  – дорога. Водители проезжают по палисаднику почти каждый день, хотя это территория чужого участка, им так удобнее. В палисаднике растут цветы. Хозяйка не ссорится с водителями. Она очень часто пересаживает погибающие растения, а когда ее спрашивают, зачем? – отвечает, ведь на улице никто цветы не сажает, пусть будет красиво. Здесь дети гуляют, прохожие ходят. На вопрос, разве ей  не надоело, что ее трудом пренебрегают, она говорит: «Конечно, мне не нравится. Но пусть им будет стыдно.» Цветы растут. )

Оцените, эту ситуацию.

Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по кругу.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

Послушайте стихотворение С. Куняева “Добро должно быть с кулаками”.


Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякость и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром

Классный руководитель. Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”?

Классный руководитель. Из сказанного вами можно сделать вывод : добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=95&source=&block=0&capping=0&cb=a51ae9c10f72119277cd0ed4fece2090

Так ли это?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

Практически любая категория людей с какими-либо нарушениями здоровья имеет собственную знаковую систему, призванную оповещать прохожих о том, что идет человек, который, вероятно, нуждается в поддержке. Для незрячих таким международным атрибутом стала белая трость.

Трость как символ надежды

История белой трости ведется с 1921 года. Тогда ослепший в молодости Джеймс Бигс старался вести полноценную самостоятельную жизнь. Чтобы отличаться от прохожих с тросточками, Джеймс окрасил свою трость в белый цвет. Так же он рекомендовал поступить другим незрячим. Однако централизованный процесс обеспечения незрячих белыми тростями начался только через десять лет, да и то благодаря прессе и благотворительным организациям.

Затем, в 1930 году, белая трость появилась во Франции, давшей мировому сообществу двух знаменитых фигур. Луи Брайль изобрел рельефно-точечный шрифт, которым слепые пользуются и по сей день. А Валентин Гаюи основал первую в мире школу для незрячих детей.

Распространением белой трости в качестве символа незрячих занялась аристократа Гвилли Д'ербемон, которая в свое время заметила, что слепых очень трудно отличить от обычных прохожих, поэтому они очень часто незаслуженно осыпаются бранными словами за неуклюжесть и нерасторопность.

Белая трость должна была закрепить социальный статус слепого, став его пропуском и удостоверением, свидетельствующим об особом положении.

В 1950-60-е гг. развернулась кампания по изучению жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями. Многие страны лоббировали социальную направленность в государственной политике. Результатом стало принятие американским конгрессом положения о праздновании Дня белой трости. Впервые эта дата отмечалась 15 октября 1964 года. Пять лет спустя за Днем белой трости закрепился статус международного. Территории советского пространства присоединились к проведению специализированных мероприятий только в 1987 году.

Каждый год к 15 октября общественные организации проводят короткие лекции, тренинги, встречи, семинары, рассказывающие широким массам населения, зачем незрячим нужна белая трость и как им помочь в непредвиденных ситуациях.

Трость для слепого – не только опора, инструмент и опознавательный знак для полноценных людей, это еще и зрение, осязание, защита и опора.

Звук от удара тростью о мостовую или тротуар позволяет незрячему как бы ощутить «высокие» препятствия и «услышать» окружающее пространство: припаркованные машины, деревья, столбы, дома. А скольжением трости по поверхности улиц можно определить наличие «низких» препятствий: выбоин, ступенек, лестниц, канализационных люков, бордюров. Кроме того, трость дает возможность почувствовать изменение покрытия: с плитки на бетон, с асфальта на гравий, с брусчатки на землю и т.п.

Задача Международного дня белой трости – обратить внимание людей на то, что происходит рядом с ними, ведь незрячие нередко годами живут, оставаясь незамеченными. Даже не столько обратить внимание на слепых, сколько дать возможность понять, как трудно им приходится в этой жизни.

В этот день во многих городах Америки проводятся соревнования и турниры для зрячих людей, которым завязывают глаза. На территории России и стран СНГ практикуется теоретическая форма проведения этого «праздника»: в газетах, журналах печатаются специальные статьи, на телевидении выходят тематические программы – словом, СМИ посвящают свою работу рассказу о жизни незрячих людей.

Международный день белой трости – попытка уравнять в правах условно здоровых и инвалидов и дать незрячим возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

Что из реальных действий может принести пользу? Как выразить потребность сердца в добрых делах?

6. Сегодня почему-то выразить добрые намерения уже считается великой добродетелью. Такое ощущение, что окружающие боятся показаться порядочными, неравнодущными людьми.  (слайд с ребенком). Почему? Ложная доброта - это уже выгода.

Человек помогает вам с мыслью, что вы тоже потом поможете ему.

Работает формула "ты - мне, я - тебе".

Такой человек делает благие дела из своей личной корысти, что потом это учтется и даже самим Богом, не понимая, что сверху все видно насквозь, всю душу человека.

Такой человек и напоминать будет постоянно, что он когда-то сделал для вас, а вы забыли, не ответили ему добром.

Истинная доброта идет от сердца.

Человек из самых благих своих намерений, душевной теплоты помогает. Он просто не может пройти мимо чужой беды, если в силах помочь чем-то.

Добро иногда требует много душевных сил.

  • (слайд-притча) У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
  • По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
  • Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
  • Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
  • Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
  • Этот несчастный, грязный, облысевший сын, промотавший все, что имел, не может не вызвать отвращения, но именно в этот момент к нему испытываешь бесконечное сострадание. Благодаря этому, зритель не может не испытать на себе силу той любви, которая струится из рук отца. Вот на какие вершины может вознести человека любящее сердце. Робкая, скованная в своих движениях, неуклюжая фигура сына говорит о том, что не красноречивые мольбы и не пафос заранее приготовленной речи растрогали сердце старика. Это сердце в любой момент было готово простить, оно терпеливо и долго ожидало этого момента новой встречи, отмеченного сверхчеловеческим ликованием. Скитальцу, вернувшемуся домой после долгих странствий, суждено подняться с колен достойным сыном своего отца, ему словно бы и не дано никакого другого выхода из этих объятий. Самому ему не подняться с колен, лишь отец, при всей своей внешней немощи, может помочь ему.

Солярис (Видео)

"Будьте друг ко другу добры,
сострадательны, прощайте друг
друга, как и Бог во Христе простил
вас"
(Ефес. 4, 32)

У одного знаменитого старца-миссионера однажды собралось много людей, посвятивших себя служению бедным и желающих услышать от него слова наставления. Он говорил долго, с удивительной силой, и закончил свою речь словами: "Хотите узнать три условия, необходимые для успеха вашей деятельности среди погибающих душою и телом людей? Первое условие - будьте добрые, второе - будьте добрые, третье - будьте добрые. Вот что я извлек из моего многолетнего опыта".

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

- Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 

- Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  

- Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  

- Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  

- Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

                                              Ш.А. Амонашвили

Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!

Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.

Не зли других и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном.

И если, что не так - сдержись!

Будь поумней и улыбнись,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло излученное тобой,

К  тебе вернётся непременно!       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ДОБРА

Слайд 4

А – аз Б – буки В – веди Г – глаголь (говорить) Д – добро Ж – жить З – земля Л – люди М – мыслите Т – творить . . .

Слайд 5

Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убежденно: Знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

Слайд 6

А з , Б уквы из В едав , Г лаголю : Д обро Е сть. Ж ивете S ело З емным, I же да И же. К ак же, Л юди, М ыслите о Н аших О ных П окоях ? .. Р еки С лово Т вердо. У кажут возле с Ф ер-то Х ерувимы, в печали ὦ те Ц или Ч ервь .

Слайд 7

ДОБРО – ЭТО

Слайд 8

« Жизнь дана на добрые дела» «Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко) «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лихачев) «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон) «Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека) «Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)

Слайд 9

1. Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:32) 2. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12:21) 3. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками (Рим.12:17) 4. Желаю, чтобы вы были мудры на добро (Рим.16:19) 5. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему (1Петр.3:11) 6. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога (3Иоан.1:11) 7. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое (Лука.6:45) 8. Язык мудрых сообщает добрые знания (Притч.15:2) 9. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1Петр.3:13) 10. Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1Фес.5:15)

Слайд 12

Добро должно быть с кулаками, Добро суровым быть должно, Чтобы летела шерсть клоками Со всех, кто лезет на добро. Добро – не жалость и не слабость, Добром дробят замки оков. Добро не слякость и не святость, Не отпущение грехов. И смысл истории – в конечном, В добротном действии одном: Спокойно вышибать коленом Не уступающих добром Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь. Видимо, порой образованью Тронуть душу Не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом.

Слайд 13

15 ок тября - Международный день белой трости.

Слайд 14

«Казалось бы, доброта связана с тем, что мы от себя отдаем. Добрый человек отдает время, деньги, заботу, любовь, внимание. А на самом деле он себя обогащает, потому что чем человек больше себя отдает, тем он больше получает, в первую очередь — от Бога, Который рядом с таким человеком, но также и от благодарных людей». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , 2014 г., Псков, на встрече с учащимися и преподавателям Свято-Тихоновской общеобразовательной православной гимназии

Слайд 16

«Сочувствие не поможет»

Слайд 18

У одного знаменитого старца-миссионера однажды собралось много людей, посвятивших себя служению бедным и желающих услышать от него слова наставления. Он говорил долго, с удивительной силой, и закончил свою речь словами: "Хотите узнать три условия, необходимые для успеха вашей деятельности среди погибающих душою и телом людей? Первое условие - будьте добрые, второе - будьте добрые, третье - будьте добрые. Вот что я извлек из моего многолетнего опыта".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к классному часу по ЗОЖ

В папке представлены иллюстрации, которые могут быть использованы в презентации и сценарий классного часа по ЗОЖ для 7 класса...

Материалы к классному часу по ПДД для 7 класса

Папка содержит иллюстрации и конспект классного часа для 7 класса по ПДД...

Э-Х. Галшиев "Зерцало мудрости". Материалы к классному часу, литературе Бурятии

Биография мыслителя, философа Э-Х Галшиева. Трактат "Зерцало мудрости"....

Кемеровская область ( материалы для классных часов и бесед)

Предлагаю материалы для проведения классных часов, бесед по Кемеровской области. Эффективным средством формирования патриотического сознания и включения юных граждан в общественную жизнь является крае...

Материал для классного часа по теме : "Доброе сердце".

Материал для классного часа по теме : "Доброе сердце"....

Материалы к классному часу по деятельности Международного детского движения "Добрые дети мира".

В 2006 году на базе московской школы №1959 родилось Международное  детское  движение  "Добрые дети мира", призванное  каждого ребёнка направить на благородный путь милосердия, добр...

Сценарий классного часа "Дорога к доброму здоровью"

Цели:Выбрать устойчивый навык в использовании гигиены в повсеместном бытуВоспитать в детях аккуратность, бережливость, любовь  к чистоте, опрятностиПознакомить с правилами чистоты и гигиеныПомочь...