Классный час "О войне голосом сердца..."
классный час (8 класс) на тему

Показать Великую Отечественную войну как личностно значимое для нашего современника событие. ..

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

  Классный час « О войне - голосом сердца»  

Цели: - показать войну как личностно –значимое событие для современного

              подростка;                      

         - продолжить работу по  формированию  у школьников патриотических

             позиций;

        -  воспитывать любовь к Родине;

         - развивать чувство гордости за победу русского народа  в Великой

            Отечественной войне.          

Задачи: рассказать учащимся о роли  детей в годы войны.    

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.          

Оборудование: проектор, карта ВОВ,  фонограммы песен          «Священная война»,     « Марш Победы»,   доклады детей.

Оформление: стенгазета с фотографиями ребят, альбом  с фотографиями               детей учащиеся.                                  

                        ( фонограмма « Маш Победы» Д. Тухманова )

 

                                       Ход классного класса        

                                                                                       

                                                              «Война ж совсем не фейерверк, а  

                                                               Просто трудная работа»

Ученик.  22 июня 1941 года рано утром регулярные немецкие войска атаковали ( работа с картой) границы СССР от Балтийского  до Черного моря. Так началась Великая Отечественная война .Утром  22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка, с не заплетенными косичками, и ее  кукла…( слайд 2,3,4,)

Учитель. Великая Отечественная война…как далека она от нас, сегодняшних школьников.  Сегодня мы будем говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах ВОВ, которые мы не вправе забывать. Наш классный час – «перекличка»  с детьми войны, которые жили 65 лет назад .Мы воспользуемся их дневниками,

Воспоминаниями,  письмами, чтобы представить поколение ваших сверстников военной поры  и сравнить с нынешними подростками.

Задумайтесь, что отличает вас от подростков военных лет и что сближает,  какой опыт взяли с собой в будущее дети военной поры?

Ученик. Начиная с июня 1941 года народы нашей страны в течение 4 лет слушали страшную музыку войны (  звучит запись со звуками стрельбы, разрывы, снарядов)

.

Ученица. Так кто же наравне с солдатами заставили музыку войны смолкнуть?  Эти люди не держали оружия. Не были на передовой. Не участвовали в боях, потому что во время войны они не стреляли. Кто же эти люди? ( ребята должны ответить на вопрос)

Учитель. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа»,-писал поэт-фронтовик. И эту нечеловеческую работу выполняли не только мужчины, старики.  Женщины, но и дети-школьники ( слайд 5) Так кто же они - дети войны? Не детская это тяжесть – война, а они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам Сов  информбюро и по серым листам похоронок.( слайд 6,7,8) Проклятая война вошла в каждый город, село, деревню. В каждую семью, в каждое сердце. ( слайд 9)  

Ученица: Не обошла война стороной и наш край . Давайте обратимся к воспоминаниям детей того времени ( слайд 10)

« Война! Война! Все бежали к школе , где собрался митинг  по объявлению войны  и мобилизация на фронт. С этого момента вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все – для фронта, все для победы!». Мужчины в расцвете сил и постарше, безусые молоденькие парни уходили на фронт, оставляя хозяйственные дела на стариков, женщин и подростков». Из воспоминаний Антонины Егоровны Волковой.

Ученица: С началом войны возросла роль молодежи во главе  с комсомольцами. Районный комитет комсомола( первый секретарь Минибаева  Зиган, а с 1943 года- Бритова Анна) стал боевым штабом молодежи ( слайд 11). Они были инициаторами проведения воскресников. Заработок  и трудодни комсомольцев перечисляли в фонд обороны. Молодежь призывали в школы ФЗО для подготовки кадров оборонных предприятий. Из воспоминаний Даниловой АннЫ Андреевны ( слайд 12)

Ученик:  В начале войны  деревня Нижнеташево относилась к Юмагузинскому  району. Мужчины друг за другом уходили на фронт.  С каждого  дома, с некоторых домов по 2-3 мужчин, были призваны уже с начала войны. Зифа  Казбакова, которой в ту пору было 10 лет, вспоминает, что войну она поняла, когда стали приходить похоронки. Не хватало учебных пособий( почти по одному учебнику на класс), писали на полях газеты, оберточной бумаге, чернила делали из сока растений. Занятия в школах иногда проходили при свете коптилок (слайд13). ( Из газеты «Кунгак»)

Учитель: Какие мысли вызвали у вас воспоминания?

( ответ детей)

 Учитель : Каждое утро мы идем в школу. Заходим в класс.  Садимся  за парты. Звенит звонок, и заходит учитель. Все привычно. А как же работали учителя, учились дети той военной поры?

Ученик: Хуршида Саразиевна Рахматуллина в то время работала в татарской школе Мелеуза. Она вспоминает: « Учителя и ученики вели беседы среди населения о фронтовых событиях, помогали в сборе вещей для фронта, прполке посевов, уборке урожая колхозам. Заготавливали дрова для школы ( слайд 14).

Учитель: Так какое же участие принимали дети- подростки во время войны?   ( дети отвечают.  Девиз для школьников-подростков « Все для фронта! Все для Победы!»)

А какого жизненного девиза придерживаетесь вы? ( дети отвечают)

Учитель :  В годы войны на наших фронтах воевали даже испанцы.

Среди них были и « дети войны», испанские ребята, которых вывезли в 1936-1937годах в СССР. Спасая от гражданской войны . 200 испанцев с оружием в руках отстаивали свободу и независимость второй своей Родины, приютившей их в лихую годину.

Часть детских  домов с испанскими детьми  была эвакуирована в Башкирию. Харьковский детский дом с контингентом 111человек  расселили в поселке Мелеуз, в Доме обороны (недавнее здание СПТУ-109), что находился  рядом с церковью ( слайд 15).

Ученик: …Большое значение для воспитания нашей молодежи в духе интернационализма имеют беседы, посвященные рассказу об испанских детях,  которые жили в Мелеузе и учились в здании школы Дружба испанцев и мелеузовцев, активное участие испанских детей в сборе средств на танковую колонну имени А.Матросова, их помощь детям города Харькова - все это не может не волновать нашу молодежь».( Из статьи Бакурова В.)

 

Учитель: Во время войны  мелеузовский район  стал вторым домом  не только для детей – испанцев, но и для многих эвакуированных детей из разных уголков России.

Ученик:1944 году в селе Дарьино в здании начальной школы был открыт детский дом для эвакуированных из западных областей Украины.  Первые 50 детей приняли воспитатели Женина Т.И., Лазарева В.А., Гусева В.И., Брызгалова А.К. и другие. Вскоре поступили еще 70 детей ( слайд16)

Учитель:  В 1941 году  в село Воскресенское были эвакуированы 150 детей из Москвы, воспитанники школы  художественного института им.В.И. Сурикова. Ученикам была предоставлена возможность продолжить образование под руководством опытных московских педагогов ( слайд 17 :А.Ткачев, В. Иванов, и др.; воспитанники –Г.М. Щегаль, К.Ф.Филиппова, П.П.Оссовский, И.С.Семанчук, Ю.В.Дворецкий.и др.)

 

( Слайд17: В военных днях

                     Мы так и не узнали

                     Меж юностью и детством

                     Где черта?)

 

Учитель : Участников ВОВ становится все меньше. Очень жаль, что многие не написали своих воспоминаний, но есть люди, кто помнит тяжелое военное время, и может помочь нам, современному поколению, понять и лучше разобраться в правде войны.

  Сегодня мы с вами ,ребята, через воспоминания перенеслись в то далекое время, когда такие же подростки, как и вы не щадя себя, своего детства и своей юности,   во имя победы, во имя Родины совершали героические поступки; порой, удивляя даже взрослых.  

-Так что же сближает и отличает вас и ваших сверстников военной поры?

 Учащиеся: Я думаю, что раннее взросление, слишком рано стали размышлять и поступать как взрослые.

- А я думаю, еще и особое внимание к судьбе своей Родины. Любовь к ней стремление помочь ей во всем.

-Мои родители родились уже после войны и о войне говорят не так часто. Но моя бабушка хоть и любит вспоминать о своем  военном детстве, но фильмы о войне не смотрит-боится, что сердце не выдержит.

Учитель: Так может нам и не надо об этом говорить, тревожить раны, пусть будет тихо и спокойно?

 Учащиеся: Нет, Этот разговор нам нужен, тем, кому нет и 16. Ведь мы не знали, что такое война. Но мы должны понять и помнить все, о чем говорили сегодня.

Учитель: А зачем?

Учащиеся: Чтобы не допускать новой войны, сделать все, чтобы был мир, когда вырастем.

 Учитель: На земле самый лучший  народ - дети! Как уберечь их? Нельзя, чтобы детство называлось войной , как нельзя быть черному солнцу над головой, так напоминающий наш маленький земной шар.

 Итог: - Какие чувства остались? Что взволновало? Что запомнилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Память сердца"

Данный материал приурочен к празднованию 9 мая....

Классный час "Тепло души и сердца"

Цель: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре;2. На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро».3...

Материал для классного часа по теме : "Доброе сердце".

Материал для классного часа по теме : "Доброе сердце"....

Классный час "Дети войны: соло для детского голоса"

Разработка классного часа, посвященного 70-летию победы в ВОВ....

Совместный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "От сердца к сердцу"

Совместный проект дружины "Солнечной" МБОУ "Веселовская СОШ" под руководством вожатой Чернооковой А.С. с районной Родионово-Несветайской библиотекой....

КЛАССНЫЙ ЧАС ОТПЕЧАТОК ВОЙНЫ В НАШИХ СЕРДЦАХ

Данное воспитательное мероприятие на тему: «Отпечаток войны в наших сердцах» соответствует патриотическому направлению, обозначенному в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации...