Открытый классный час на тему "В мире прав и обязанностей"
классный час (10 класс) на тему

Хоршева Светлана Николаевна

Конспект классного часа для учащихся 9-10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas_vmire_prav_i_obyazannostey.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

В мире прав и обязанностей

Цель: формирование правовой грамотности подростков.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
  2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
  3. Умение применять знание прав и обязанностей на практике.
  4.  Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
  5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • колонки;
  • ноутбук

Эпиграфы к занятию:

  • “Храни порядок и порядок сохранит  тебя” (латинское изречение);
  • “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
  • “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
  • “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);
  • “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);

Необходимые материалы для команд:

  • ручки,
  • листы с заданиями;
  • буклеты с правами и обязанностями.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Определение темы и целей мероприятия.  (слайд 1Презентация) 

“Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинское изречение);

“Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

“Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г.Лихтенберг);

“Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

-Обратите внимание на высказывания, записанные на слайде, прочитайте их и вам станет понятна тема нашего классного часа. Сформулируйте ее.

-Итак, тема классного часа  «В мире прав и обязанностей». Давайте подберем эпиграф к сегодняшнему мероприятию.

-Какова же цель нашего классного часа? (ответы подростков)

2.  Определения понятия «право». Виды права.

       В начале уясним для себя суть понятия “право” .

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.

                    (слайд 2)

Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, вы также определяете суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?

Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.

Учитель.  Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно много в такой науке как “правоведение”.

Какие вида права вы можете назвать?

Учащиеся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.

Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и государства.

Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка (Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет).

3.  Закрепление понятий «права» и «обязанности».

                                           Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»

(слайд 3)

Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка.

1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)

2. Право на образование (ст. 28)

3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)

4. Право на имя (ст. 3)

5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)

6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)

7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)

8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)

(Правильные ответы подчеркнуты)

Конкурс 2 «Нарушенные права»

(слайд 4)

Государства-участники, которые приняли в Конвенцию следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.

Посмотрите на картинку (фрагмент «Сказки о царе Салтане…»), а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы:

Был ли приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в Бочку и бросить их в море справедливым наказанием? (Нет)

Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?

  •  На брак
  • На жизнь и свободу
  • На получение образования
  •  На справедливое рассмотрение обвинения

Конкурс 3 «Права или обязанности»

(Слайд 4)

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность) !!!!!!!!!!!!!!

9. Выбор формы образования (Право)

10. Носить школьную форму (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе (Право)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

 (Приложение 3)

                                                       Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»

(слайд 5)

Какие же виды ответственности вы знаете?

Существует 4 вида ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная.

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

  • Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
  • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
  • Избиение одноклассника (Уголовная)
  • Кража мобильного телефона (Уголовная)
  • Прогул в школе (Дисциплинарная)
  • Переход дороги в неположенном месте (Административная)
  • Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
  • Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

4. Статистика правонарушений в Куркинском районе ( выступление старшего инспектора по делам несовершеннолетних)

К сожалению, в нашем районе  подростки нередко привлекаются к юридической ответственности за различные правонарушения и преступления. И сейчас я хочу предоставить слово старшему инспектору по делам несовершеннолетних  Трощенковой Ольге Викторовне.

Ребята, сделайте правильные выводы из всего вышесказанного, чтобы не повторить чужих ошибок и не испортить свою жизнь.

5.Умение применять знание прав и обязанностей на практике.

«Правовой выбор»

Я хочу предложить вам сделать правовой выбор в различных жизненных ситуациях. Каждый вариант должен быть проанализирован со ссылкой на статьи закона и на нормы морали.

Ситуация 1

Представьте, что вечером вы с друзьями гуляете в парке. К вам подходят несколько пьяных мужчин и начинают оскорблять. Хулиганы обзывают ваших друзей, угрожают словесно. Но превосходство в физической силе явно на вашей стороне. Каковы ваши действия?

Единственное правильное решение по закону- позвонить в полицию и попросить защиты. Главное не начинать драку первыми, поскольку в дальнейшем это будет квалифицировано как хулиганство ( ст. 231Уголовного кодекса РФ). Лучше всего дать словесный отпор. Но вести себя следует тактично.

Если же мужчины, не вняв словам, первыми начинают драку, защищаться можно и нужно. Главное – не переборщить, чтобы ваши действия не были квалифицированы как превышение необходимой самообороны.

Ситуация 2

 Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофёром буду? Да и  придираетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя найдут, посправедливее.

Учитель. Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили погулять сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Вопросы:

1. Кто прав, кто виноват в этой ситуации?

2. Какая Статья Конвенции подходит для разрешения конфликта?

3. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах.

Ответ:

(Здесь закон на стороне Марьи Ивановны. Так как пострадала репутация других людей.. Статья 13)

Ситуация 3

  Следующую ситуацию вам предлагает ваш учитель обществознания Лазарева Наталья Ивановна.

Ситуация 4  

В выходной день вы с друзьями собрались вместе и решили  послушать музыку в дневное время. В соседней квартире проживает молодая семья с маленьким ребенком. Музыка включена достаточно громко. В 14.00 позвонила соседка и попросила уменьшить звук. Как вы поступите в данной ситуации?

   Хотя по закону слушать музыку громко можно до 22.00, надо уважать соседей. К сожалению, не все многоэтажные дома построены технологически правильно, и уровень шумоизоляции в них редко соответствует тому, что предусмотрено строительными нормами и правилами. Получается, что даже тот уровень шума, который считается допустимым, порой создает соседям большие проблемы.

   Необходимо понять, что материнство и детство находятся под защитой государства, и закон этот необходимо уважать. А потому лучше уменьшить звук, чтобы мама с маленьким ребенком не страдали.

Ситуация 5

Предлагает Трощенкова О.В.

  1. Какая точка зрения вам ближе и почему?

Я предлагаю вам прочитать и проанализировать высказывания о детстве и ответить на вопрос «Какая точка зрения вам ближе и почему?»

Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже — свободу.
(Иммануил Кант, философ)

  Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.

 (Н.В. Шелгунов, журналист)

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
(Василий Александрович Сухомлинский)

  1. Итог мероприятия. 

И в заключении мне хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Конференция "Я в мире прав и обязанностей"

Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я  в мир прав и обязанностей», проводится  она в 7,8 классах. На конференции  представлен опыт реализации детских мин...

Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"

На конференции  представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....

Викторина " В мире прав и обязанностей"

Тема: Права и обязанности учащихся.             Цели: v формирование правового сознания учащихся посредством      о...

Сценарий воспитательного мероприятия "В мире прав и обязанностей".

Вашему вниманию предлагаю сценарий для воспитательного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню прав ребенка.Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию социальным педагогам, воспитателям....

Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"

Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"...