Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ" "В мире прав и обязанностей"
методическая разработка на тему

Кудряшова Елена Николаевна

Обучающее занятие

с активом детского объединения "РИТМ"

"В мире прав и обязанностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab.v_mire_prav_i_obyazannostey1.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКУГ

«ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №64»

Обучающее занятие

с активом детского объединения "РИТМ"

"В мире прав и обязанностей"

автор-составитель:

Маврина Е.Н.

педагог-организатор

г. Н.Новгород,

2016

Обучающее занятие с активом детского объединения "РИТМ"

"В мире прав и обязанностей"

Цель: познакомить актив детского объединения с правами ребенка, провозглашенными в Конвенции ООН о правах ребенка, и обязанностями.

Задачи:

  • формировать понятия "Права", "Обязанности";
  • способствовать развитию взаимопонимания между членами коллектива;
  • на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
  • показать единство прав и обязанностей;
  • расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
  • воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Методы: беседа, индивидуальная и групповая работа, интерактивная игра, викторина.

Необходимое оборудование: Конвенции ООН о правах ребенка, мультимедийное оборудование, заготовленные карточки, брошюры для заполнения "Мои права и обязанности",  нарезка мультфильмов, презентация.

Место проведения: МБОУ "Школа № 64", декабрь 2016

Возраст участников: 11 – 13 лет

Ход занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть, рефлексия

Ожидаемые результаты:

  • сформированность понятий "Права", "Обязанности";
  • знание прав, которые провозглашает Конвенция ООН о правах ребенка;
  • понимание подростками своих обязанностей, которые являются частью правового самосознания;
  • сформированность представления о единстве прав и обязанностей;
  • новые правовые знания воспитанников;
  • доброжелательный психологический климат в коллективе, основанный на взаимопонимании, уважении прав другого человека.

Словарь:

                Генеральная Ассамблея ООН – главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из всех государств-членов, каждый из которых наделен равными правами.

                Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.  

                Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

                Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами.

                Права – это свод прав детей, зафиксированный  в международных документах по правам ребенка.

                Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Ход занятия.

Вводная часть.

-   Добрый день, сегодня у нас с вами важный разговор о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой, о правах и обязанностях.                                                                                       Актуализация знаний

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

- Тема нашего занятия "В мире прав и обязанностей". Представьте себе, что может лежать в этой коробке. Раскрывать коробку нельзя!

- Сейчас каждому из вас я предлагаю назвать, что вы там представили.

(Дети по очереди называют)

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?

-  А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

- Каким другим словом можно сказать? (Закон)                          

Педагог-организатороткрывает коробку и достает книгу Конвенция ООН о правах ребенка.

- Наша задача сегодня – узнать об основных правах и посмотреть, как с ними взаимосвязаны обязанности.

- Давным-давно, тысячи лет тому назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Основная часть.

(текст сопровождается презентацией)

- У меня в руках один очень важный документ – это Конвенция ООН о правах ребенка. Она была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка – это документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. В соответствии с этими обязательствами разрабатываются важные законы и другие документы в каждой стране. Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

- Сейчас я предлагаю нам проиграть одну игру.

Интерактивная игра «Самое-самое».

- Вам нужно назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным.

Игра

- Кто не согласен с мнением другого?

Отвечают

- Даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).

- Следующее упражнение «Сказка ложь, да в ней намёк»
Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.
- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих - его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?  (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний). 
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
- Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы). 
- Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.).
-  Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

- В следующем  задании «Волшебный сундучок» нужно по картинке, изображенной на слайде, определить права ребенка.

На слайдах по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
  4. Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование) .
  6. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

- А вот Вам еще одна ситуация: Попробуйте рассудить ее героев

Ситуация.
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Разъясните ситуацию.

- Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности, которые.

- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

 Напоминаю точное определение. Обязанность  - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

- Какие обязанности есть у вас?

(Отвечают  дети: хорошо учиться, беречь природу, беречь свое здоровье).

- Правильно, одна из основных ваших обязанностей - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью. Кто сможет ее назвать?

«Уважать права других людей».

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».

Заключительная часть.

Обобщение.

С каким важным документом вы сегодня познакомились?

Какой организацией он был принят?

Что кроме прав есть у детей?

- Сейчас давайте вспомним, о каких правах мы сегодня говорили. На экране будет показано видео из известных вам всем мультфильмов. Вам надо внимательно посмотреть и определить про какие права там идет речь: какие из них нарушены. У вас есть у каждого карточки, которые вы сможете вклеить в свои брошюры "В мире прав и обязанностей".

Выполняют.

- Давайте посмотри, что получилось.

Озвучивают (несколько)

- Теперь напротив каждого права, которое вы записали, необходимо написать обязанность, которую необходимо выполнять.

Выполняют.

- Итак, что у вас получилось.

Озвучивают (несколько).

- Молодцы, я надеюсь, что вы не будете забывать о том, что мы все живем в правовом обществе, где от поведения каждого, от того, как мы относимся к выполнению своих обязанностей, зависит защищенность и безопасность окружающих. И что сегодня мы с вами узнали, что имеем право на объединение по интересам, что очень важно для нас.

Рефлексия

- Завершить наше занятие предлагаю следующим упражнением: давайте встанем в круг, возьмемся за руки, каждый по очереди продолжит фразу "Я желаю нам быть … "

Выполняют.

-  Спасибо, всем за активность, заинтересованность. До свидания.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция "Я в мире прав и обязанностей"

Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я  в мир прав и обязанностей», проводится  она в 7,8 классах. На конференции  представлен опыт реализации детских мин...

Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"

На конференции  представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....

Викторина " В мире прав и обязанностей"

Тема: Права и обязанности учащихся.             Цели: v формирование правового сознания учащихся посредством      о...

Открытый классный час на тему "В мире прав и обязанностей"

Конспект классного часа для учащихся 9-10 классов...

Сценарий воспитательного мероприятия "В мире прав и обязанностей".

Вашему вниманию предлагаю сценарий для воспитательного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню прав ребенка.Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию социальным педагогам, воспитателям....

«Я в мире прав и обязанностей»

laquo;Я в мире прав и обязанностей», внеклассное мероприятие...